Диспетчер - работник, регулирующий ход производственного процесса и координирующий взаимодействие всех его звеньев с помощью средств контроля, управления и связи. На автомобильном транспорте диспетчер является основным сотрудником, непосредственно организующим и управляющим процессом перевозки грузов.
Диспетчерская группа в службе эксплуатации выполняет следующие функции:
- выпуск подвижного состава на линию, выдача и прием документации на перевозку грузов и ее подготовка на основании заданий водителям;
- оперативное руководство работой подвижного состава на линии;
- первичная обработка путевой документации;
- составление сменно-суточного отчета (диспетчерского доклада) по выпуску ПС на линию, результатам работы за истекшие сутки и выполнению плана перевозок.
Выпуск подвижного состава на линию производится на основании графика выпуска, при составлении которого учитывается режим работы автотранспортных средств, график проведения технического обслуживания и перечень автомобилей, находящихся в ремонте, режим и пропускная способность погрузочно-разгрузочных пунктов. При выпуске подвижного состава на линию сменный диспетчер проверяет наличие у водителя водительского удостоверения, контролирует сдачу предыдущей путевой документации и после этого выдает новую.
При оперативном управлении процессом работы подвижного состава сотрудники диспетчерской группы:
- поддерживают связь с грузоотправителями и грузополучателями и погрузочно-разгрузочными пунктами, на которых происходит загрузка или разгрузка подвижного состава;
- контролируют выполнение графика работы подвижным составом;
- следят за выполнением наиболее важных перевозок, в случае необходимости переключая подвижной состав между объектами;
- принимают необходимые меры для ликвидации простоев подвижного состава;
направляют на линию по заявкам водителей автомобили технической помощи.
Распоряжения, поступающие водителям от работников диспетчерской группы, являются обязательными.
При управлении перевозками особое внимание необходимо обращать на организацию надежного взаимодействия с клиентами (согласование графиков работы, оперативная связь и т.д.). Анализ причин невыполнения планов перевозок показывает, что в 80...90% случаев сбоев перевозочного процесса возникает из-за плохой организации работ у клиентов, 5... 10 % из-за выхода из строя подвижного состава и столько же из-за недисциплинированности водителей и диспетчеров.
Для быстрого принятия решений при оперативном управлении перевозками разрабатываются карты типовых действий диспетчера, в которых описываются типичные ситуации, возникающие при сбоях перевозочного процесса, и даются рекомендации для их устранения.
Каждый из вариантов заранее просчитывается и тем самым обеспечивается сокращение времени реакции на сбои перевозочного процесса.
В случае отсутствия надежной оперативной связи с водителями и особенно, когда на грузообразующих или грузопоглощающих объектах работает большое число автотранспортных средств, необходимо организовывать работу линейных диспетчеров, основные функции которых:
- контроль за обеспеченностью объектов грузами и погрузочно- разгрузочными механизмами;
- контроль за соблюдением норм простоя подвижного состава под погрузкой или разгрузкой и правильностью оформления путевой документации;
- контроль за графиком работы автотранспортных средств и погрузочно- разгрузочным механизмов;
- проверка состояния подвижного состава и его готовности к погрузке;
- наблюдение за выполнением заданных маршрутов движения подвижного состава;
- учет выполнения плановых заданий для погрузочно-разгрузочных станций и автотранспортных средств;
- переключение подвижного состава на другие объекты работы (по согласованию с главным диспетчером) в случае сбоев в работе погрузочно- разгрузочных пунктов и корректировке графиков их работы;
- составление актов претензий по работе погрузочно-разгрузочных пунктов, по качеству грузов и сверхнормативным простоям.






