В период написания курсовой работы мною был проведен социологический опрос путем анкетирования среди младших школьников и старшего школьного возраста на тему анализ деятельности по применению национальных обычаев и традиций в воспитательной работе.»
Основная эмпирическая информация была получена методом опроса – детей и подростков в МБОУ НОШ№ 40 им. Н.Т. Воробьева, МБОУ «ГИМНАЗИЯ» им. В.П. Сергейко, в котором приняли участие 100 человек разного возраста.
Результаты опроса показали, что более половины опрошенных учащихся (85,5%) знают, что до принятия христианства на Руси уже существовали развитая национальная культура и высокая нравственность.
Рисунок 1. Осведомленность респондентов о существовании национальной культуры до принятия христианства на Руси
14,2% респондентов скорее знают об этом, чем нет,
12,9% - не знают об этом,
10,6% - затруднились ответить.
Респонденты более старших возрастов чаще отмечают, что знают о существовании развитой национальной культуры и высокой нравственности на Руси до принятия христианства.
На вопрос анкеты, «Какие из перечисленных традиций и обычаев известны более всего», ответы респондентов показали, что многие традиции и обычаи мало знакомы большинству из опрошенных нами людей. Свидетельство тому – данные таблицы 1.
Таблица 1
Показатели осведомленности респондентов о традиционных праздниках и обычаях.
Название | % осведомленности |
Рождество | 98 |
Васильев день | 4 |
Зимние святки | 62 |
Крещение | 94 |
Масленица | 98 |
Сороки | 14 |
Пасха | 98 |
Егорьев день | 14 |
Летние вятки | 6 |
Троица | 84 |
Аграфена Купальница | 4 |
Ивана купала | 72 |
Петров день | 42 |
Ильин день | 54 |
Покров | 74 |
Зимний Микола | 32 |
Из данной таблицы видно, какие праздники наиболее известны респондентам, а о каких они знают лишь понаслышке. Как видно, наибольшее предпочтение отдано таким праздникам как Рождество, Крещение, Масленица, Троица.
К самым «незнаемым» традиционным праздникам и обычаям ответы респондентов отнесли Васильев день, Летние святки и Аграфену Купальницу.
Данные таблицы свидетельствуют о большой разнице между тем или иным традиционным праздником и обычаем по критерию «знания» его учащимися МБОУ НОШ№ 40 им. Н.Т. Воробьева, МБОУ «ГИМНАЗИЯ» им. В.П. Сергейко.
Рисунок 2. Процент участия респондентов в традиционных праздниках и обычаях
Далее в анкете был предложен вопрос о том, участвовали ли респонденты в каком-нибудь празднике. На этот вопрос 76 % опрошенных ответили «Да», 18 % – «Нет» и 6 % ответили: «Принимал(а), но не знал(а), какой это праздник».
На следующий вопрос анкеты: «Хотели бы Вы принять участие в любом из перечисленных (названия, которых приведены в таблице 1) празднике так, как это было принято в начале прошлого века» учащиеся МБОУ НОШ№ 40 им. Н.Т. Воробьева, МБОУ «ГИМНАЗИЯ» им. В.П. Сергейко ответили следующим образом:
Рисунок 3. Показатели интереса учащихся МБОУ НОШ№ 40 им. Н.Т. Воробьева, МБОУ «ГИМНАЗИЯ» им. В.П. Сергейко к национальной культуре
Данные диаграммы 3 подтверждают положительный ответ большинства респондентов, что свидетельствует об интересе к празднично-обрядовой культуре прошлых поколений.
38 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос. И лишь 4 % опрошенных ответили отрицательно, тем самым, активизируя потребность тщательной и планомерной работы в семье и социуме.
Рисунок 4. Мнение респондентов на влияние национальных традиций и обычаев на национальную культуру
На вопрос «Как, по вашему мнению, национальные традиции и обычаи влияют на национальную культуру?» представлены ответы, изображенные на рис. 4.
Многие этот вопрос оставили без внимания, но все же большинство отдало предпочтение положительному варианту ответа и лишь малая часть опрошенных - (32%), дали отрицательные ответы, что, несомненно, не может не радовать, так как, по результатам, отображенным на диаграмме видно, что многим все таки не безразлична судьба национальной культуры в настоящее время.
Рисунок 5. Отношение респондентов к возрождению национальных праздников, традиций и обрядов
Последний вопрос в нашей анкете был открытым, но многие респонденты почему-то ответили на него однозначно: «Да», или «Нет». Вместе с тем, ответы отдельных респондентов превзошли наши ожидания. Вопрос звучал так: «Хотелось бы Вам, чтобы национальные традиции и обычаи возродились, и что Вы думаете по этому поводу». Ответы приведены на рисунке 5.
Положительный ответ дали 71 % опрошенных нами респондентов, 6% никак не прокомментировали свои доводы и 23 % высказались отрицательно. Нам импонируют результаты ответов, поддерживающих идею возрождения праздников и обрядов, сопровождающих их песен, на федеральном, региональном, местном уровне, обосновывая их социально-культурную и педагогическую значимость и ценность. Эти данные – показатель их востребованности в современном социуме.
По своему содержанию особенно любопытны следующие ответы:
- это позволит подрастающему поколению лучше узнать свои родовые корни и национальные истоки, откуда произошли все мы;
- обязательно надо, чтобы народные праздники, обряды, традиции возрождались, надо помнить о своих корнях;
- раньше было интересно, весело жить, отдыхать. Сейчас никто нечего не знает;
- хотелось бы, так как многие праздники, музыкальные образцы фольклора способствуют приобщению к памяти нашей истории. Они духовно богаты, а многие из них празднуются всей семьей, что способствует ее сплочению и инкультурации;
- в наше время забыты многие праздники, обряды, традиции, их надо возродить, так как российское общество находится в духовном вакууме. Утрачены народные ценности, следует больше привлекать молодежь к их освоению;
- хочется, чтобы традиционные праздники, обряды, традиции возрождались, так как это влияет познанию «кода» народа и русской ментальности;
- следует непременно всегда помнить фольклор, праздники, обряды и традиции. Это будет интересно, познавательно и поучительно во всех отношениях;
- хотелось бы, чтобы народные праздники, обряды, традиции возрождались. Это способствует объединению русского народа, возрождению национальной культуры, которая противостоит западной экспансии;
- возрождение народных обрядов и традиций способствовало бы возрождению русской культуры в целом, что сейчас очень важно;
- полагаю, что празднование народных традиций сплачивает народ, формирует его менталитет, национальное самосознание;
- думаю, это помогло бы сохранить культурные традиции русского народа, укрепить его духовные корни. Без традиции нельзя сохранить ту особую народную ментальность;
- возрождение праздников, обрядов, народных традиций необходимо, так как они интересны не только в художественно-эстетическом плане, но и в духовном, так как позволяют прикоснуться к далекому прошлому.
Проанализировав эти ответы, можно сделать вывод о том, что респондентам, учащимся в МБОУ НОШ№ 40 им. Н.Т. Воробьева, МБОУ «ГИМНАЗИЯ» им. В.П. Сергейко небезразлична его судьба, история и традиционная культура. Люди тянутся к своим корням, культурным истокам.
Как видим, большое количество ответов настроено позитивно в значении: весело, интересно, «классно», поучительно, подтверждая мысль о том, что возрождение народных традиций, обрядов и сопровождающих их праздников сделают людей добрее, а семьи крепче и дружнее, позволит улучшить и поднять национальную культуру на новый уровень. Это наталкивает на вывод о том, что обыденная суета не дает людям необходимой подпитки для инкультурации, формирования духовных интересов и ценностных ориентиров.