Сущность и развитие национальных культур. Роль традиций в образовании национальной культуры

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему: «ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ НОШ№ 40 ИМ. Н.Т. ВОРОБЬЕВА, МБОУ «ГИМНАЗИЯ» ИМ. В.П. СЕРГЕЙКО»

 

 

Студента 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

Группа СКД-18 ЗФО

Суфрадзе Д.А.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

Павлова О.А.а

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

 

Краснодар 2020


 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ……..………... 5

1.1 Сущность и развитие национальных культур. Роль традиций в образовании национальной культуры……………………………………… 5

1.2 Значение национальных традиционных обычаев в процессе воспитания детей и подростков ……………………………………………………….... 14

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ НОШ№ 40 ИМ. Н.Т. ВОРОБЬЕВА, МБОУ «ГИМНАЗИЯ» ИМ. В.П. СЕРГЕЙКО…………………………………………….……………….……… 18

2.1. Соц. исследования на тему: анализ деятельности по применению национальных обычаев и традиций в воспитательной работе………………. 18

Методические указания ……………………………………………………… 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Национальная культура – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда, быта: это традиции, обычаи, обряды, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако, течение времени и развитие прогресса не остановить и  в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной национальной культуры оказались утрачены. Процесс потери этого народного достояния продолжается и по сей день. Критическая ситуация в мире уже существует, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной национальной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной национальной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. По всей территории Краснодарского края, школам и детским садам присваивают статус Казачьего образовательного учреждения. Ведь приучать к национальной культуре детей надо именно с самого мальства, затем уже в начальных классах идет формирование и развитие человека, а национальные традиции воспитывают будущего жителя России.

В настоящее время наметился ряд изменений в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения национальной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по национальной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

Актуальность данной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно развивать свою национальную культуру, сосредоточить в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет поддерживать, сохранять и передавать народные традиции России, и своей малой Родины - Кубани.

Проблемой данного исследования занимались Зборовский Г.Е., Рябцев Ю.С., Файзуллин Ф.С..

Объектом курсовой работы являются национальные традиции и обычаи.

Предметом курсовой работы являются применения национальных традиций и обычаев в воспитательной работе с детьми и подростками.

Цель курсовой работы заключается в анализе деятельности по применению национальных обычаев и традиций в воспитательной работе. Достигается цель с помощью решения следующих задач. Изучение роли национальных традиций и обычаев в национальной культуре и ее сущности и проведение анкетирования среди детей и подростков на примере МБОУ НОШ№ 40 им. Н.Т. Воробьева, МБОУ «Гимназия» им. В.П. СергейкоЛенинградского района.

Базой исследования является МБОУ НОШ№ 40 им. Н.Т. Воробьева, МБОУ «Гимназия» им. В.П. СергейкоЛенинградского района, станицы Ленинградской.

Применяемые на различных этапах методы исследования включают в себя: теоретический анализ, синтез, анкетирование.

Результаты исследования могут быть использованы в системе высших учебных заведений и средних специальных учебных заведениях по подготовке специалистов в СКС. А так же в школах, в целях освещения национальной культуры.

 

ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Сущность и развитие национальных культур. Роль традиций в образовании национальной культуры

Сегодня, в условиях глобализации, национальная культура является предметом пристального внимания не только культурологов и историков, но и политологов. Исследование происхождения этноса, его взаимодействия с другими народами, позволяет заполнить пробелы, которые до сих пор существуют в знаниях о древних пластах традиционной культуры.

Культура это сложное и многозначное явление. Разделяются понятия традиционной этнической культуры, в которое включают традиции и другие элементы духовной жизни, которые появились в период зарождения народа, и этнической культуры современности, которая включает также последние инновации, адаптированные к ценностям этноса. Последнее понятие также известно, как «национальная культура».

Определение ее заключается в следующем: это совокупность ценностей, убеждений, верований и традиционных символов, свойственных людям, живущим в одной стране. Такой комплекс духовных характеристик может быть только в условиях однородной этнической и лингвистической среды. Поэтому в государстве может быть лишь одна национальная культура. Однако есть и исключения. В силу некоторых особенностей исторического развития, в некоторых странах сформировалось несколько национальных культур, поэтому в таких случаях необходимо выделять ту ее часть, которая разделяется большинством населения. Остальные определяются как культуры национальных меньшинств. Между ними могут устанавливаться отношения общения либо межкультурных конфликтов.

Однако рамками только этнической общности она не ограничивается. Для полноценного развития нации требуется более высокий уровень разграничения духовных ориентаций, чем свойственные для этнического единства людей. В каждой социальной или демографической группе воплощаются отличия в образе мыслей, жизни, поведения от общенациональных норм. Это субкультуры (молодежная, религиозных конфессий, преступных кругов и т. д.). Особенно отличаются культуры по социальному и профессиональному признаку. Отсюда становится очевидным то, что нация складывается не через установление единообразия. На самом деле она представляет собой довольно неоднородное образование, которое состоит из разных компонентов. Каждый из них по отдельности содержит общие признаки той культуры, которые и отличают определенный народ [1, c. 299]

Национальная культура – это сумма культур этнических. Но эта сумма не механическая, она имеет собственные черты, которые возникли еще в то время, когда представители разных этносов осознали, что они принадлежат к своей нации. Это произошло в тот исторический период развития страны, когда крупные социальные группы осознали, что они связаны с землей, на которой живут, обладают общим языком, традициями и символами.

Национальная культура способна объединить людей, которые живут на довольно больших пространствах; не связанных кровным родством и отношениями. Главным условием этого единства является особый тип социальной линии связи, связанный с появлением у этого народа письменности и общего литературного языка. Именно это условие сделало возможным объединение нации вокруг грамотной части населения, которая смогла воспринять идеи, выраженные в письменной форме.

Важным является то, что национальная культура строится как раз на базе культуры письменной. В этом аспекте ее можно сравнить с духовной жизнью этноса, которая может успешно существовать в бесписьменной форме.

Изучается национальная культура преимущественно филологической наукой, которая имеет дело с памятниками письменности. Этническая же исследуется антропологией и этнографией.

Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок, как постоянную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию. Можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: 1. как неповторимой, уникальной по форме, и, 2. как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том, и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало [4].

Самая привлекательная и самая главная особенность национальной культуры – это ее удивительное самобытность разнообразие, и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет особого, только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

Свои плоды есть у каждой национальной культуры: духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается не в стерильной колбе, а в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных традиций с отсталыми и реакционными явлениями. Свое мировоззрения каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей свойственной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал [5].

Национальные культуры являются особыми культурными системами, обладающими относительной автономностью. Различные культуры многочисленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое общечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействует с другими народами. Поэтому многие национальные культуры, представляют собой результат взаимодействия нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов [6].

Развитие национальных культур – важным условием и предпосылкой их взаимовыгодной, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их неповторимости. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной нации в качестве своеобразного эталона культуры. Национализм тормозит развитие любой национальной культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса гармонизации межнациональных отношений  общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом процессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как свое национальное, так и интернациональное содержание.

Не умаляя ценности и уникальности существования и развития национальных культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой исторический вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатствах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия культур не только в памяти, но и в культурной практике человечества [11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: