Межбанковские расчеты

Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств имеют счета в разных банках, а также при взаимном кредитовании банков.

 

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов:

1)   централизованный – расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР;

2)   децентрализованный – основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом.

 

Проведение расчетов через систему РКЦ.

В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ).

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.

Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной организацией (филиалом) при осуществлении расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета).

 

Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт).

Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используется авизо – официальное извещение о выполнении расчетной операции.

Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.

Операции по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа.

 КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в РКЦ, с целью их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов.

Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров (ВЦ).

 

Проведение расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях.

КБ (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета.

Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО».

Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу банка-респондента и по балансу банка-корреспондента.

 Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) – датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа (документопробега).

 

 В соответствии с порядком осуществления операций по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО» между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность:

1) о порядке установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документопробега;

2) о правилах обмена документами (на бумажном носителе, в виде электронного документа) и форме реестра предстоящих платежей с перечислением необходимых реквизитов для совершения расчетных операций, способе и порядке его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа);

3) об обязательствах банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчетной операции для ее отражения по корсчету в банке-респонденте и банке-корреспонденте одной датой;

4) о порядке действий банков при поступлении расчетного документа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции, либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;

5) об обязательствах банка-респондента по пополнению корсчета для оплаты расчетных документов, предъявленных к этому счету;

6) о кредитовании счета банком-корреспондентом;

7) об условиях расторжения договора, включая случай неисполнения банком-респондентом обязательств по пополнению своего счета.

 

Операции по списанию денежных средств с корсчета «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом по платежному поручению банка-респондента при условии достаточности средств на его счете. Списание денежных средств без согласия банка-респондента производится в случаях, предусмотренных законодательством или договором счета.

Проведение расчетов по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации.

Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов.

Внутрибанковские правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом КБ и должны содержать:

1) порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов межфилиальных расчетов;

2) процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе межфилиальных расчетов КБ (системе технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);

3) описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам межфилиальных расчетов, а также последовательность прохождения документов между подразделениями КБ;

4) порядок экспедирования расчетных документов;

5) порядок установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями;

6) порядок проведения расчетных операций подразделениями при перераспределении денежных средств;

7) порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями по счетам межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств;

8) порядок действий подразделений при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств.

 

Клиринг.

Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. В банковской системе создаются клиринговые центры, через которые осуществляются расчеты. Также на базе крупных банков организуется сеть расчетов по клирингу.

 

Клиринговый центр открывает банкам корсчета, через которые осуществляется зачет взаимных требований.

 

 

Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ КБ

3.1. Виды банковских пассивов

Финансовые

 ресурсы банка формируются за счет собственных и привлеченных средств.

Собственный капитал банка делится на:

·    собственный капитал-брутто;

·    собственный капитал-нетто (средства брутто минус сумма иммобилизации).

Средства брутто содержат:

1. Фонды – уставный, резервный, специальный, основных средств, амортизации, экономического стимулирования, страховые резервы коммерческого риска.

2. Собственные средства для финансирования инвестиций.

3. Прибыль.

4. Собственные средства в расчетах.

5. Сумма иммобилизации – капитализированные собственные средства, отвлеченные средства за счет прибыли; собственные средства, вложенные в ценные бумаги; собственные средства, отвлеченные в расчеты; дебиторская задолженность.

 

Привлеченные средства включают следующие статьи:

1. Срочные депозиты и депозиты до востребования. Депозит (вклад) – это денежные средства, которые их собственник (вкладчик) передает на хранение в банк. Банк начисляет проценты по депозиту. По вкладам до востребования начисляются низкие проценты. Депозиты до востребования предназначены для осуществления текущих расчетов владельца счета в разных формах – наличными деньгами, чеками, переводом.

Срочные вклады помещаются в банк на определенный срок (не менее одного месяца), по ним начисляются более высокие проценты.

 

Наиболее распространенной формой срочных вкладов среди физических лиц являются сберегательные вклады. Вкладчику выдается сберегательная книжка.

 

2. Выпуск срочных ценных бумаг – облигаций, векселей, сертификатов. Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигации могут быть предъявительскими, именными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.

 

Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя.

 

Депозитный сертификат – это документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных в нем депозитов и начисленных по ним процентов. Выдается, как правило, юридическим лицам. Право требования по депозиту может быть передано его владельцем другому лицу.

Сберегательный сертификат - это документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных в нем сберегательных вкладов и начисленных по ним процентов. Выдается физическим лицам.

3. Кредит ЦБ. Централизованный кредит предоставляется на какие-то цели, например, инвестиции. Размер платы за такие кредитные ресурсы определяется учетной ставкой ЦБ.

4. Межбанковские кредиты. В основном банки получают заемные ресурсы от других коммерческих банков. Обычно это кредиты краткосрочные.

5. Средства в расчетах – расчеты банка с др. организациями, привлеченные средства по факторинговым операциям, межфилиальные обороты, средства на корреспондентских счетах.

По всем привлеченным средствам банк несет расходы, так как начисляет проценты.

 

3.2. Виды банковских активов

Активы коммерческого банка можно разделить на четыре основные категории:

а) наличные деньги и приравниваемые к ним средства;

б) инвестиции в ценные бумаги;

в) ссуды;

г) здания и оборудование.

 

Кассовая наличность необходима для размена денег, возврата вкладов, удовлетворения спроса на ссуды и покрытия операционных расходов (оплату материалов и услуг, заработную плату и прочее). Эта статья включает средства на счетах в ЦБ и в других КБ, наличность в хранилище (банкноты и монеты), платежные документы в процессе инкассирования. Обычно банк стремится удерживать эту статью на менее высоком уровне, так как запас наличных денег почти или вовсе не приносит дохода. Эта статья для КБ наиболее ликвидная, но наименее прибыльная.

 

Для удовлетворения спроса на наличность и быстрой мобилизации средств нужны капиталовложения в ликвидные ценные бумаги: инвестиции в краткосрочные ценные бумаги (федеральные и муниципальные), ценные бумаги денежного рынка, включая процентные срочные депозиты в других банках и коммерческие ценные бумаги. Эта статья обеспечивает определенный доход, вложенные в нее средства можно легко с кратковременным уведомлением конвертировать в наличность. Эта статья также включает и ценные бумаги, приносящие доход (облигации и векселя).

Крупнейшим активом банка являются ссуды, выдаваемые организациям. На них обычно приходится от 1/2 до 3/4 суммарной стоимости всех активов. Уровень ликвидности зависит от сроков и целей, на которые предоставлены ссуды, и от их заемщиков. Наиболее ликвидными являются ссуды, выданные другим КБ, и краткосрочные ссуды первоклассным заемщикам. Помещая средства в различные кредитные операции, для руководства банка главной задачей является получение высокого дохода при одновременном удовлетворении потребностей клиентов в кредите, поэтому степень ликвидности конкретной сделки не имеет первоочередного значения.

К последней статье активов относятся основные фонды банка: здания, сооружения, ВТ, оборудование, транспортные средства и так далее. Эти активы принято относить к низколиквидным, так как они не приносят дохода и используются для внутренних нужд банка. Если их величина более 10% всех активов банка, то это говорит о нерациональном использовании привлеченных средств.

Разные активы приносят банку неодинаковую прибыль и имеют различную степень риска. Банки проводят классификацию своих активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска.

 

3.3. Управление банковскими активами и пассивами

Получение максимальных доходов КБ может быть достигнуто за счет наиболее эффективного использования мобилизованных им денежных ресурсов. Так как вся деятельность банков нацелена на получение прибыли в условиях постоянной конкуренции, то главной задачей становится поиск возможности получения дополнительного дохода без того, чтобы не подвергать банк неоправданному риску.

 

КБ должен обеспечивать способность удовлетворять требованиям вкладчиков, то есть обеспечивать ликвидность. Обязательно наличие средств, достаточных для обеспечения потребностей в кредите, так как предоставление кредита – основной вид деятельности банка. Его неспособность удовлетворять запросы клиентов в кредитах приведет к потере выгодных операций, снижению прибыли.

 

Конфликт между ликвидностью и прибыльностью банка можно считать центральной проблемой, которую он решает при размещении средств. С одной стороны, он ощущает давление держателей акций, заинтересованных в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет кредитования заемщиков. Но с другой стороны, руководство банка хорошо представляет, что такие действия снижают ликвидность банка.

 

Существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть – для достижения желаемой прибыльности банка.

 

Большинство банков имеют несоответствие между сроками погашения по активам и по основным обязательствам. Другая проблема – чувствительность банков к изменениям % ставок. При их росте некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей или, взяв ссуду, приостанавливают подачу заявок на новые кредиты. Изменение % ставок влияет и на рыночную стоимость активов, продажа которых может понадобиться. Требование ликвидности является приоритетным, его невыполнение может подорвать доверие к банку.

 

Общие подходы к решению проблем ликвидности банков:

1) обеспечение ликвидности за счет активов, то есть трансформация активов (управление ликвидностью через управление активами);

2) использование главным образом заемных ликвидных средств для удовлетворения спроса на денежные средства (управление пассивами);

3) сбалансированное управление ликвидностью (активами и пассивами).

 

1-й подход считается наиболее старым в обеспечении потребностей банка. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов и когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства.

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода и обеспечения ликвидности КБ.

Ликвидные активы должны обладать следующими свойствами: иметь свой рынок (для их быстрого превращения в деньги), достаточно стабильные цены и быть обратимы. Стратегия трансформации активов достаточно дорогой способ, так как в первую очередь продажа активов означает, что банк теряет свои будущие доходы, которые мог получить за счет них, во вторых, это ведет к ухудшению баланса.

 

Стратегия управления пассивами – это заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается наиболее рискованным из-за доступности кредита и изменчивости процентных ставок.

 

Управление пассивными операциями представляет деятельность банка, связанную с привлечением финансовых средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств, необходимой для соблюдения ликвидности.

 

КБ разрабатывают и развивают новые формы и методы привлечения сбережений частных вкладчиков. Банки развивают рынок «коротких денег», на котором представлены срочные депозиты (от 14 дней до 2 месяцев). Практикуются фьючерсные вклады, по которым внесенные в рублях средства пересчитываются в свободно конвертируемую валюту.

 

Сбалансированный подход в управлении ликвидностью предполагает часть ожидаемого спроса на ликвидные средства накапливать в виде быстрореализуемых ценных бумаг и депозитов в других банках, а другие потребности в ликвидных средствах обеспечивать предварительными соглашениями об открытии кредитов в других банках.              

 

3.4. Экономические нормативы

Для контроля ЦБ уровня ликвидности в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» №110-И от 16 января 2004 (в ред. Указаний от 18.06.2008г.) устанавливаются следующие обязательные нормативы ликвидности:

- минимальные размеры уставного капитала;

- минимальные размеры собственных средств;

- предельный размер не денежной части уставного капитала;

- максимальный размер риска на одного заемщика;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- нормативы ликвидности;

- размер валютных, процентных и иных рисков;

- минимальный размер резервов высокорисковых активов;

- нормативы использования собственных средств банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

 

- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам и др.

 

Тема 4. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Сущность кредита и его принципы

Кредит в пер. с латинского (creditium) имеет два значения – «верю, доверяю», «долг, ссуда».

Кредит является экономической категорией и выражает экономические отношения между хозяйствующими субъектами, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности.

Способом организации кредитных отношений является ссуда. Совокупность денежных средств, передаваемых во временное пользование за плату в виде процента, называется ссудным капиталом. Ссудный капитал – это капитал в денежной форме, предоставляемый его собственником заемщику на определенных условиях. А кредит – это движение ссудного капитала.

 

Принципы кредита:                                                                      

1. Срочность.

2. Возвратность. Банки используют свободные денежные средства предприятий и лиц и по первому требованию они должны быть возвращены.

3. Платность. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию.

4. Целевой характер ссуд, т.е. заемные средства предоставляются на определенные цели.

5. Обеспечение ссуд. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии.

6. Эффективность ссуд, т.е. предоставление при рентабельных коммерческих акциях.

7. Дифференциация кредитования – выбор наиболее надежных заемщиков. Практическая реализация этого принципа может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса и пр.).

 

Кредит в экономике страны выполняет следующие функции:

 

1.  Способствует перераспределению капиталов между отраслями хозяйства и образованию средней нормы прибыли.

2.  Стимулирует эффективность труда.

3.  Расширяет рынок сбыта товаров.

4.  Ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли.

5.  Является мощным орудием централизации капитала.

6.      Ускоряет процесс накопления и концентрации капитала.

7.  Обеспечивает сокращение издержек обращения связанных с обращением денег и с обращением товаров (используются безналичные деньги, векселя).

 

Необходимо отметить регулирующую функцию кредита.

4.2. Виды кредитов

1.По срокам различают:

а) краткосрочные ссуды (до 1 года);

б) среднесрочные (свыше года до 3 лет);

в) долгосрочные (свыше 3 лет).

2. По характеру обеспечения:

- необеспеченные (бланковые);

- обеспеченные (залог имущества, банковские гарантии и поручительства, переуступка в пользу банка требований заемщика к третьему лицу, обеспечение путевыми и товарными документами, векселями – учет векселей).

3. По способам предоставления:

3.1. Кредит одной суммой (на основе кредитного договора);

3.2. Открытая кредитная линия. Кредит предоставляется в течение определенного периода в пределах согласованного лимита, каждая выдача кредита производится по мере необходимости поэтапно, в сроки и в размере, определенном по согласованию сторон. Кредитная линия бывает:

а) простая (невозобновляемая);

б) возобновляемая (револьверная) ссуда;

в) онкольная (до востребования).

 

3.3. Овердрафт – краткосрочное кредитование расчетного счета заемщика по мере поступления платежных документов к нему в пределах лимита кредитования;

3.4. Комбинированные варианты.

4. По порядку погашения (единовременным платежом, равномерно, по индивидуальному графику).

5. По характеру % ставки (фиксированная или плавающая).

6. По способу уплаты % (ежемесячно, в момент погашения кредита).

7. По методам кредитования. Метод кредитования – это совокупность приемов, с помощью которых проводятся выдача и погашение кредита. Применяются два метода:

а) целевая ссуда, в т.ч. срочная ссуда, возобновляемая и невозобновляемая кредитная линия;

б) овердрафт.

8. По валюте кредита (в национальной валюте, в иностранной, в нескольких валютах).

9. По числу кредиторов (одним банком; синдицированные; параллельные).

10. По типам заемщиков:

а) ссуды торговым предприятиям;

б) промышленным предприятиям;

в) физическим лицам;

г) коммерческим банкам;

д) сельскохозяйственные ссуды;

е) под залог недвижимости (ипотечные);

ж) ссуды под ценные бумаги.

11. Услуги, носящие кредитный характер:

§ банковский акцепт векселей и чеков – банк платит по обязательствам клиента, предварительно полчив от него средства;

§ авальный кредит – банк осуществляет платеж лишь в случае банкротства должника;

§ факторинг – инкассирование дебиторских счетов клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей;

§ лизинг – приобретение в собственность имущества и последующая передача его во временное пользование.

 

Ипотечные ссуды предоставляются для строительства, реконструкции или приобретения жилых или производственных помещений.

 

Их преимущества:

·    низкий риск при выдаче ссуды;

·    кредиты носят долгосрочный характер, что освобождает КБ от частых переговоров;

·    стабильная клиентура;

·    закладные обращаются на вторичном рынке, что позволяет КБ диверсифицировать свой риск, продав ипотеку после выдачи ссуды.

 

Негативные моменты ипотеки для КБ:

§ необходимость иметь в штате узких специалистов по оценке недвижимости;

§ отвлечение средств на длительное время;

§ трудно прогнозировать прибыль и динамику рыночных % ставок.

 

       Типы ипотек:

а) закладные с фиксированной % ставкой (ежемесячно заемщик уплачивает % и погашает ссуду, размер отчислений постоянен);

б) с плавающей % ставкой (корректируется раз в год);

в) закладные с дифференцированными платежами (платежи постепенно увеличиваются);

г) гарантированные закладные (страхование).

 

Потребительский кредит – это кредит, предоставляемый физическим лицам кредиторами (банками и различными кредитными организациями). Потребительский кредит служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения.

 

По экономическому содержанию выделяют:

1. Товарные потребительские кредиты – автокредитование, товарное экспресс-кредитование, кредиты на приобретение различных услуг.

 

2.     Финансовые потребительские кредиты (или персональные ссуды) – стандартные кредиты (в том числе овердрафт) и кредитные карты.

По объектам кредитования потребительские кредиты разделяют на два вида: на текущие цели и на затраты капитального характера.

Кредиты на текущие цели в свою очередь подразделяются на:

1) кредиты для приобретения товаров длительного пользования – мебель, бытовая техника и т.п. (в том числе «магазинные» экспресс-кредиты);

2) кредиты на неотложные нужды (необеспеченные денежные ссуды);

3) автокредиты (классические автокредиты, экспресс-автокредиты, автокредиты с обратным выкупом по схеме trade-in);

4) образовательный кредит и кредит на отдых, на медицинские услуги;

5) приобретение кредитных карт.

 

К кредиту на капитальные затраты относятся кредиты на ремонт квартир и домов, приобретение и строительство жилья и земли под строительство. Такой кредит на 100% требует обеспечения в виде поручителей, движимого или недвижимого имущества. Частным случаем такого кредита выступает ипотека.

По целевому назначению выделяют: целевой кредит (кредитные средства расходуются на строго определенные цели) и нецелевой кредит (расходуются по собственному усмотрению). К нецелевым кредитам относятся кредит на неотложные нужды и овердрафт.

По способу предоставления различают разовые кредиты и возобновляемые или револьверные кредиты (кредитные карты и овердрафт).

Потребительский кредит по методу погашения может быть:

· кредитом с разовым погашением (заемщик через определенный срок возвращает банку всю сумму с процентами);

· кредитом с рассрочкой платежа (сумма и проценты выплачиваются заёмщиком ежемесячно на протяжении некоторого времени).

 

Ссуды под ценные бумаги выдаются для приобретения ценных бумаг. Пользователями таких кредитов являются дилеры (оперируют с ценными бумагами) и брокеры (финансируют приобретение ценных бумаг для своих клиентов). Эти кредиты являются онкольными.

       Онкольные ссуды (от англ. on call – по требованию) – ссуды банков, которые могут быть востребованы в любое время (ссуды до востребования). Такие ссуды в банковской мировой практике представляются под обеспечение векселями, товарами и ценными бумагами.

 

Ипотека – это обременение имущественных прав собственности на объект недвижимости.

Ипотечное кредитование – это кредитование под залог недвижимости, то есть кредитование с использованием ипотеки в качестве обеспечения возвратности кредитных средств.

При рассмотрении ипотеки как элемента экономической системы необходимо выделить три наиболее характерные ее черты.

1. Залог недвижимости выступает в роли инструмента привлечения необходимых финансовых ресурсов для развития производства.

2. Ипотека способна обеспечить реализацию имущественных прав на объекты, когда другие формы (например, купля-продажа) в данных конкретных условиях нецелесообразны.

3. Создание с помощью ипотеки фиктивного капитала на базе ценной бумаги (при эмитировании собственником объекта недвижимости первичных, вторичных и т.д. закладных, оборотные средства увеличиваются на величину образующегося фиктивного капитала).

 

Можно выявить следующие отличительные особенности ипотечного кредита:

1. Обязательность обеспечения залогом (причем в качестве залога может выступать и та недвижимость, для покупки которой берется ипотечный кредит).

Это означает, что, в случае неисполнения заемщиком обязательств, осуществляется обращение взыскания на жилье с последующей его реализацией, чтобы погасить задолженность заемщика по кредиту перед кредитором. Оставшаяся после погашения кредита сумма за вычетом расходов, связанных с процедурой обращения взыскания и продажи жилья, возвращается бывшему заемщику. Заемщик и все совершеннолетние члены его семьи дают нотариально заверяемое согласие на освобождение переданного в ипотеку жилого помещения в случае обращения на него взыскания.

Передаваемое в ипотеку жилье должно быть свободным от каких - либо ограничений (обременении), не должно быть заложено в обеспечение другого обязательства.

2. Длительность срока предоставления кредита.

Долгосрочные ипотечные жилищные кредиты предоставляются на срок от 3 и более лет (оптимально 20-25 лет). Благодаря длительному сроку погашения уменьшается размер ежемесячных выплат заемщика.

3. Большинство ипотечных ссуд носят целевой характер.

4. Ипотечный кредит считается относительно низкорисковой банковской операцией.

 

К основным требованиям можно отнести следующие:

• сумма кредита, как правило, составляет не более 60-70% рыночной стоимости покупаемого жилья;

 

• величина ежемесячного платежа по кредиту не должна превышать 30% совокупного дохода заемщика и созаемщиков (в том случае, если они имеются) за соответствующий расчетный период;

 • при процедуре оценки вероятности погашения кредита кредитор использует официально подтвержденную информацию о текущих доходах заемщика и созаемщиков.

 

4.3. Кредитные услуги

1. Авальный кредит. Платеж по переводному векселю может быть обеспечен полностью или в части вексельной суммы посредством аваля (вексельное поручительство). Это обеспечение дается третьим лицом или даже одним из лиц, подписавших вексель.

Аваль дается на переводном векселе или на добавочном листе; он может быть дан и на отдельном листе, с указанием места его выдачи. Он выражается словами «считать за аваль», подписывается тем, кто дает аваль.

Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль. Его обязательство действительно даже в том случае, если то обязательство, которое он гарантировал, окажется недействительным по какому бы то ни было основанию.

       Оплачивая переводный вексель, авалист приобретает права, вытекающие из переводного векселя, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, которые в силу переводного векселя обязаны перед этим последним.

 

       2. Акцептный кредит. Используется во внешней торговле. Заключается в кредитовании импортера посредством акцепта банком выставленных на него экспортером тратт (переводных векселей).

       3. Факторинг. Это инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. При факторинговых операциях осуществляется продажа счетов-фактур и платежных требований.

       Открытый факторинг – при этом плательщик уведомлен о том, что поставщик переуступает счета-фактуры банку (фактору).

       Закрытый (конфиденциальный) факторинг – плательщик не уведомлен.

       По соглашению сторон может предусматриваться право регресса, т.е. право возврата фактору не оплаченных счетов с требованием возмещения кредита фактору. Но в мировой практике это применяется редко, факторинговые компании несут весь риск неплатежа.

4. Форфейтинг. Это такая кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные импортером переводные векселя (тратты), продает их со скидкой банку. При наступлении срока оплаты тратт импортер погашает обычно полугодовыми платежами свою задолженность. Сделка оформляется соответствующим индоссаментом.

 

В настоящее время форфейтинговые операции развиваются в сфере международной торговли и представляют собой покупку векселей и других обязательств у фирм-экспортеров для авансирования их коммерческой деятельности, т.е. поступления платежей от дебиторов. В качестве покупателей экспортного долга выступают специализированные фирмы и банки. К преимуществам форфейтинга относятся: ускорение оборачиваемости капитала вследствие авансирования платежей покупателей, освобождение экспортеров от валютных рисков неплатежей, повышение ликвидности предприятий-экспортеров посредством снижения дебиторской задолженности и повышения уровня денежных средств, возможность осуществления новых капитальных вложений.    

 

5. Вексельно-кредитные операции в банке, в какой бы форме они не осуществлялись, начинаются с получения клиентом вексельного кредита. Кредиты в форме учета векселей и в форме специального ссудного счета под обеспечение векселей открываются раздельно. Вексельные кредиты делятся на постоянные и единовременные.

Кредиты по учету векселей могут быть предъявительскими и векселедательскими. Первый открывается для учета передаваемых клиентами банку векселей. Хозорганы, обладающие большим количеством покупательских векселей, используют предъявительские кредиты.

Векселедательский кредит предоставляется клиентам, которые выдают под этот кредит векселя на оплату товарно-материальных ценностей, работ и услуг, показываемых другим хозорганам, предприятиям и лицам. Последние представляют такие векселя в банк, который пересылает их для учета в банк векселедателя за счет открытого ему векселедателем кредита.

       Кредиты открываются по заявкам. Заявка по вексельному кредиту представляется обычно в банк, в котором открыты основные счета предприятий, хозорганов, в том числе расчетный (текущий) счет.

       6. Ломбардный кредит – кредит под залог ценных бумаг. При непогашении ценные бумаги переходят в собственность банка.

7. Лизинг. Объектами лизинга являются машины, механизмы и транспортные средства, а субъектами – производители оборудования, лизингодатели, лизингополучатели и банки, принимающие участие в лизинговых операциях.

Содержание лизинговой операции состоит в том, что банк покупает соответствующее оборудование и передает его пользователю, который вносит плату за счет эксплуатации приобретенных машин, механизмов и транспортных средств. Размер и сроки кредита зависят от условий лизинговых отношений.

В зависимости от состава участников различают прямой и косвенный лизинг. При прямом лизинге аренда имущества производится без посредников с непосредственной передачей ценностей лизингополучателю на двусторонней основе. При косвенном лизинге аренда организуется несколькими сторонами, одна из которых может выступать грузоотправителем, другая – лизингодателем, а третья – кредитором.

 

По степени коммерческой сложности выделяют необратимый и возвратный лизинг.

Необратимый лизинг предполагает использование имущества без права продажи или передачи его другому арендатору.

При возвратном лизинге производитель оборудования сначала продает его своему контрагенту, а затем получает по лизингу, что позволяет мобилизовать дополнительные денежные средства для расширения производства.

 Лизинг с полной окупаемостью имущества – финансовый лизинг, который отличается тем, что в течение действия договора происходит полная выплата стоимости арендуемого оборудования.

Лизинг с неполной окупаемостью имущества - оперативный или частичный лизинг, при котором срок договора меньше, чем нормативный срок годности имущества.

«Левередж – лизинг», или раздельный лизинг – лизинг с привлечением заемных средств от инвестора, предполагающий участие нескольких компаний, предоставляющих финансирование. Собственником имущества становится основной лизингодатель со всеми вытекающими из этого последствиями, но право на получение лизинговых платежей он может предоставить своим заимодавцам.

Чистый лизинг – все обслуживание имущества принимает лизингополучатель. Это характерно для финансового лизинга.

 

«Мокрый» лизинг – расходы по обязательному техническому обслуживанию имущества, ремонту, страхованию несет лизингодатель. Это характерно для оперативного лизинга.

Лизинг с полным набором услуг – при комплексном обслуживании имущества лизингодателем.

Лизинг с частичным набором услуг – если на лизингодателя приходится только определенная доля работ по обслуживанию имущества.

Также существует револьверный лизинг, или лизинг с последовательной заменой имущества.

 

4.4. Процедура предоставления кредита

Кредитный процесс включает:

1. Формирование портфеля кредитных заявок на основе заявлений предприятий.

2. Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком. В ходе переговоров кредитный инспектор получает сведения о клиенте и его компании, задает вопросы по поводу просьбы о кредите, вопросы, связанные с погашением кредита и обеспечением займа, а также вопросы о связях клиента с другими банками.

3. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды.

 

4. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления (структурирование ссуды). Определяются основные параметры ссуды – вид кредита, сумма, срок, обеспечение, процентная ставка, схема погашения и прочие условия.

5. Заключение кредитного договора и формирование кредитного дела заемщика.

6. Предоставление ссуд.

7. Контроль над выполнением условий договора и погашения кредита (кредитный мониторинг).

8. Возврат кредита (обратный приток денежных средств в банк), уплата процентов и закрытие кредитного дела.      

 

Предоставление каждой ссуды оформляется пакетом стандартных документов, характеризующих цель, размер и сроки кредита, а также кредитоспособность клиента:

¨ заявление (указывается наименование заемщика, номер его расчетного счета, сумму, сроки и цель кредита);

¨  кредитный договор;

¨ срочное обязательство на погашение ссуды; срочное обязательство на уплату процентов;

¨ бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с отметкой ИФНС (за 3 года). В международной практике используются финансовые отчеты, заверенные аудиторской фирмой;

¨ технико-экономическое обоснование ссуды или бизнес-план;

¨ договор залога имущества; банковская гарантия или договор поручительства;

¨ бухгалтерский баланс гаранта, поручителя;       

¨ отчет о состоянии имущества предприятия.                                               

 

Кредитный договор – это документ, который подписывают участники кредитной сделки, содержащий подробное описание условий предоставления ссуды.

 

Кредитный договор включает несколько разделов:

1. Общие положения: наименование сторон, вид кредита, сумма, срок, % ставка, условия обеспечения, порядок выдачи и погашения ссуды, начисления и уплаты %.

2. Права и обязанности заемщика. Заемщик вправе требовать от КБ предоставления кредита в объемах и сроки, установленные договором; обратиться за расчетами; досрочно погасить ссуду.

Заемщик обязан: использовать кредит на установленные цели; возвратить кредит в срок; своевременно уплачивать %; предоставлять в банк необходимые документы; информировать КБ о предстоящем изменении организационно-правовой формы, реорганизации и ликвидации предприятии.

 

3. Права и обязанности кредитора. КБ вправе проводить проверку обеспечения кредита; его целевого использования; прекращать выдачу ссуды и требовать возврата выданной в случае нарушения условий договора.

4. Ответственность сторон. Как правило, предусмотрена неустойка в виде штрафа и пени.

5. Дополнительные условия (заемщик не вправе выступать поручителем, давать займы, продавать активы).

6. Порядок разрешения споров.

7. Срок действия договора.

8. Юридические адреса сторон.

 

Для учета предоставленного кредита заемщику открывается ссудный счет, а в некоторых КБ используется контокоррентный счет. Контокоррентный счет – единый счет, на котором учитываются все операции банка с клиентами. Здесь отражаются ссуда банка и все платежи со счета с одной стороны, а с другой – средства, поступающие в банк в качестве вкладов, возврата ссуд. Данный счет представляет собой сочетание ссудного счета с текущим.

Открытие ссудных счетов заемщикам (не имеющим счета в данном банке) производится при предоставлении пакета документов (аналогично документам на открытие банковского счета).

Практика показывает, что в большинстве банков создаются кредитные комитеты, главная задача которых – предварительная экспертиза заявлений клиентов на открытие ссудных счетов и получение ссуд. Без заключений этих комитетов кредитные отделы не принимают к рассмотрению ходатайства клиентов на предоставление ссуд.

При рассмотрении заявлений на получение кредитов (ссуд), коммерческие банки устанавливают способность предприятий и отдельных граждан эффективно использовать и своевременно возвращать полученные средства.

     Предварительный анализ потенциальной возможности возврата банковских ссуд основывается на изучении личных качеств первых лиц, а также ликвидности и платежеспособности предприятий, т.е. в основе анализа возвратности ссуд лежат психологические и экономические факторы.

 

Личные качества руководителя:

Порядочность (многолетние традиции предприятия и авторитет руководителя на рынках, т.е. клиент сделает всё, чтобы вернуть долги).

Возраст (молодым предпринимателям, не имеющим достаточного опыта в сфере бизнеса, – ссуды при страховке активов или под гарантии третьего лица, бизнесменам преклонного возраста – при наличии правопреемника, способного принять ответственность за погашение долгов.)  

Состояние здоровья – при необходимости требовать медицинскую справку от клиента или использовать доверительную информацию авторитетных лиц и других клиентов банка.

 

Наличие правопреемника устанавливается с помощью соответствующих юридических документов, заверенных нотариальными органами (завещания, доверенности на ведение коммерческих дел)

Профессиональная подготовленность – образование клиента, стаж работы, организационные способности, знание своего бизнеса и т.д.

При кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособности заемщика и перспектив устойчивости его финансового положения на срок пользования кредитом.

Кредитоспособность – способность мобилизовать необходимую сумму денежных средств для погашения долгов, включая задолженность по предоставленным ссудам. Платежеспособность – способность предприятия оплатить все долговые претензии по обязательствам коммерческой деятельности.

Основной источник информации для осуществления анализа финансового состояния предприятия – это форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

 

Анализ кредитоспособности разбивается на два основных этапа:

1) общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предприятия-заемщика с указанием специфических особенностей предприятия и оценки его финансового положения;

2) рейтинговая оценка предприятия-заемщика, дающая представление о финансовом состоянии предприятия и позволяющая сравнивать его с другими заемщиками.

 

На первом этапе необходимо:

- составить агрегированный баланс предприятия;

- рассчитать систему финансовых коэффициентов на основе агрегированных показателей баланса и провести их анализ;

- оценить деловую активность предприятия;

- сделать прогноз финансового состояния предприятия с помощью статистических моделей.

 

Для проведения дальнейшего анализа кредитоспособности предприятия используется система финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей:

1) коэффициенты финансового левереджа;

2) коэффициенты эффективности или оборачиваемости;

3) коэффициенты прибыльности;

4) коэффициенты ликвидности;

5) коэффициенты обслуживания долга.

 

Финансовое положение предприятия обусловливается в немалой степени его деловой активностью. В критерий деловой активности предприятия включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития его деятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, величина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется «золотое правило экономики предприятия», в соответствии с которым рассматриваются следующие величины:

 

Тбп – темпы роста балансовой прибыли;

Тр – темпы роста объема реализации;

Тк – темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия.

 

Оптимальным является следующее соотношение указанных величин, так называемое «золотое правило экономики»:

Тбп > Тр > Тк > 100%.

 

Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста объема реализации свидетельствуют об относительном снижении издержек производства, что отражает повышение экономической эффективности предприятия.

Более высокие темпы роста объема реализации по сравнению с темпами роста активов предприятия (основного и оборотного капитала) свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия. Соблюдение «золотого правила» означает, что экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента. Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа кредитоспособности предприятия «X» группы коэффициентов: финансового левереджа; ликвидности; рентабельности; данные анализа деловой активности предприятия.

Для рассмотрения берутся следующие данные: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности («золотое правило экономики предприятия»).

Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10% для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента – 0%. То же правило действует и в отношении коэффициентов ликвидности.

Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5% для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) – 0% для рейтинга.

Выполнение «золотого правила» дает 5%, невыполнение – 0%. Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки – 100% (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Рейтинговая оценка предприятия

 

Оценка

 Характеристика

 

100%

 Высокая кредитоспособность, отличное финансовое состояние

 

80 - 90%

 Хорошее финансовое состояние, хороший уровень кредитоспособности

 

60 - 70%

 Удовлетворительное финансовое состояние, удовлетворительный уровень кредитоспособности

 

40 - 50%

 Предельное финансовое состояние, предельно допустимый уровень кредитоспособности

 

0 - 30%

 Финансовое состояние хуже предельного, кредитоспособность ниже предельной

 

В целом на уровень процентной ставки влияют:

·    структура кредитных ресурсов и их стоимость (т.е. могут быть депозиты на короткие сроки, на длительные; могут быть средства на текущих счетах);

·    спрос и предложение на кредитном рынке: чем ниже спрос, тем ниже %, чем ниже предложение, тем выше %;

·    величина кредита (размер ссуды);

·    стабильность денежного обращения: чем выше уровень инфляции, тем выше %;

·    общий уровень рентабельности в хозяйстве: если предприятие не имеет высокой рентабельности, то оно не имеет возможности погасить ссуду;

·    конкуренция в банковском деле;

 

·    категория клиентов банка. Существуют первоклассные клиенты, для которых уровень процентной ставки обычно ниже, чем для других, т.к. отсутствует риск невозврата. При достаточно высоком риске ставки повышаются;

·    прибыльность банка: для банка с высоким доходом существует возможность варьировать уровнем процентной ставки;

·    гибкость цены при кредитовании (дифференциация уровня процентной ставки).

 

 

4.5. Обеспечение кредитов

Залог.

В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами заемщика.

Залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке.

Залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо. Залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Залогодателем права может быть лицо, которому принадлежит закладываемое право.

Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.

 

Различают 2 вида залога:

1. Предмет залога остается у залогодателя.

2. Предмет залога передается в распоряжение залогодержателя (заклад).

 

Первый вид залога может выступать в следующих формах:

а) залог товара в обороте;

б) залог товара в переработке (заемщик вправе перерабатывать заложенное сырье, но при этом залоговое право будет распространяться на выработанную продукцию);

в) залог недвижимого имущества (ипотека).

 

Залогом товаров в обороте признается залог товаров с оставлением их у залогодателя и с предоставлением залогодателю права изменять состав и натуральную форму заложенного имущества (товарных запасов, сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п.) при условии, что их общая стоимость не становится меньше указанной в договоре о залоге.

Уменьшение стоимости заложенных товаров в обороте допускается соразмерно погашенной части кредита.

Второй вид залога выступает в формах:

а) твердый залог (на складе КБ или др.организации);

б) залог прав.

 

Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме.

Договор об ипотеке, а также договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, подлежат нотариальному удостоверению. Договор об ипотеке должен быть зарегистрирован в установленном порядке.

Залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором:

1) страховать за счет залогодателя заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, - на сумму не ниже размера требования;

2) принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности заложенного имущества, в том числе для защиты его от посягательств и требований со стороны третьих лиц;

3) немедленно уведомлять другую сторону о возникновении угрозы утраты или повреждения заложенного имущества.

 

Залогодержатель и залогодатель вправе проверять по документам и фактически наличие, количество, состояние и условия хранения заложенного имущества, находящегося у другой стороны.

Взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя (кредитора) может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником условий кредитного договора. Требования кредитора удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда.

Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога.

 

Реализация (продажа) заложенного имущества производится путем продажи с публичных торгов.

Поручительство.

 

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.

Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, если иное не предусмотрено договором поручительства.

К поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника.

Должник, исполнивший обязательство, обеспеченное поручительством, обязан немедленно известить об этом поручителя.

 

Поручительство прекращается:

1) с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.

2) с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника.

3) если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем.

4) по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обязательства не предъявит иска к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.

 

Банковская гарантия.

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Бенефициар – лицо, которое имеет право получать денежные средства по банковской гарантии, в кредитных отношениях это банк. Принципал – это лицо, которое просит выдать гарантию, в кредитных отношениях это заемщик.

 

Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.

 

Банковская гарантия может быть отзывной и безотзывной.

Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное.

Требование кредитора об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему указывается, в чем состоит нарушение заемщиком обязательства.

По получении требования кредитора гарант должен без промедления уведомить об этом заемщика и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.

Гарант отказывает кредитору в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены по окончании определенного в гарантии срока.

Если гаранту до удовлетворения требования стало известно, что основное обязательство полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, он должен немедленно сообщить об этом кредитору и заемщику.

Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом.

Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.

 

Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается:

1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;

2) окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;

3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;

4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

 

 

4.6. Управление кредитными рисками

Под риском понимают вероятность, а точнее угрозу потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.

 

Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть в достаточной степени ликвидными, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки и при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли. Достижение этих целей лежит в основе политики банка по принятию рисков и управлению ими, а также в основе принятой методологии оценки риска при кредитовании отдельных контрагентов.

 

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами, она определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития бизнеса.

Банк должен определить, какие кредиты он будет предоставлять, а какие нет, сколько кредитов каждого типа он будет предоставлять, кому он будет предоставлять кредиты и при каких обстоятельствах эти кредиты будут предоставляться. Целью политики банка должно быть поддержание оптимальных отношений между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом. Цели кредитной политики должны охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.

 

Управление кредитными рисками включает четыре основных элемента:

1. Оценка риска.

2. Измерение риска.

3. Контроль риска.

4. Мониторинг риска.

 

Цели и задачи управления кредитным риском достигаются при соблюдении определенных принципов следующими методами:

·    система пограничных значений (лимитов);

·    система полномочий и принятия решений;

·    информационная система;

·    система мониторинга;

·    система контроля.

 

Управление кредитным риском – это процесс. Начинается он с определения рынков кредитования, которые часто называются «целевыми рынками», продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.

 

После идентификации потенциального заемщика сотрудник кредитного отдела начинает процесс принятия решения посредством получения информации у данного заемщика с тем, чтобы решить, совместима ли его просьба о предоставлении кредита с текущей политикой банка. Далее сотрудник должен определить, для чего заемщику нужны дополнительные средства. Узнав настоящую причину, сотрудник банка сможет определить соответствующую структуру кредита по срокам, составить график его погашения и найти подходящий для этого вид кредита (например, инвестиционный кредит, кредитование оборотного капитала и ипотечный).

Важным шагом процесса предоставления кредита является посещение потенциального заемщика, которое позволит сделать правильную оценку кредита.

После того как сотрудник банка понял сущность заявки клиента, установил, разумна ли она и соответствует ли реалиям деятельности банка, необходимо провести анализ источников погашения кредита. Этот анализ, выявляющий первичные и вторичные источники погашения, поможет определить, следует ли принять или отклонить заявку клиента на получение кредита. Для т


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: