1) по способу отвода жидкости из рабочего колеса в камеру:
а) спиральные, в которых жидкость из рабочего колеса поступает непосредственно в нагнетательный трубопровод;
б) турбинные, в которых жидкость из рабочего колеса поступает в спиральный корпус через направляющий аппарат, представляющий неподвижное колесо с лопатками.
2) по способу разъема корпуса:
а) с горизонтальным разъемом корпуса;
б) с вертикальным разъемом корпуса - эти насосы называются секционными, т.к. корпус состоит из нескольких секций (по числу колес).
3) по числу рабочих колес:
а) одноступенчатые;
б) многоступенчатые; (для больших напоров, количество колес бывает до 10, иногда 12. Дальнейшее увеличение количества ступеней нецелесообразно вследствие больших потерь напора)
4) по способу подвода жидкости к колесу:
а) с односторонним подводом;
б) сдвусторонним подводом;
54) по положению вала:
а) с горизонтальным валом;
б) с вертикальным валом;
6) по развиваемому напору:
а) низконапорные (напор до 20 м );
б) средненапорные (напор от 20 до 60м );
в) высоконапорные (напор более 60м );
|
|
7) по характеру перекачиваемой жидкости:
а) водопроводные. б) канализационные;
в) производственно-технические - для перекачивания нефти, кислот, горячей и шахтной воды;
г) землесосы, применяемые для намыва плотин и при дноуглубительных работах.
д) шламовые, применяемые в цементной и нефтяной промышленности, цветной металлургии.
8). По степени быстроходности рабочего колеса:
а) тихоходные; б) нормальные; в) быстроходные.
9) по способу соединения с двигателем:
А) на приводные (со шкивом или редуктором), соединяемые непосредственно с двигателями с помощью муфты,
Б) моноблочные, рабочее колесо которых устанавливается на удлиненном конце вала электродвигателя.
Достоинства центробежных насосов:
· компактность и простота конструкции;
· простота соединений с электродвигателем и другими силовыми установками, что повышает КПД установки;
· простота пуска и регулирования;
· плавная работа;
· экономичность в эксплуатации;
· надежность, долговечность в работе и возможность применения для перекачки любых жидкостей.
Недостатки центробежных насосов:
· низкий КПД малых насосов;
· сложность отливки рабочего колеса;
· необходимость заполнения жидкостью корпуса перед пуском;
- плохая доступность рабочих колес многоступенчатых насосов.
Рис. 1-4. Простой центробежный насос
1 - рабочее.колесо; 2 - корпус; 3 -всасывающая труба; 4 -напорная труба; 5 - вал; 6 - сальниковое уплотнение.
Параметры насосных установок
Основными техническими параметрами, характеризующими работу насоса, являются: напор, подача, потребляемая мощность, к.п.д., число оборотов и высота всасывания.
|
|
Геометрическая высота всасывания Нв — расстояние по вертикали от уровня поверхности жидкости в резервуаре до оси насоса.
Геометрическая высота нагнетания Нн — расстояние по вертикали от оси насоса до сливного отверстия напорного трубопровода.
Геометрический напор насосной установки Нг является полной геометрической высотой подъема жидкости.
При вертикально расположенном трубопроводе
Нг = Нв + Нн
при наклонно расположенном трубопроводе
Нг =Lп sinαп + Lнsinαн
где Lп и Lн— длина соответственно подводящего (от поверхности жидкости в колодце до насоса) и напорного трубопроводов; αп и αн — углы наклона к горизонту соответственно подводящего и напорного трубопроводов.
Напор Н, создаваемый насосом, складывается из геометрического напора, гидравлических потерь в трубопроводе и скоростного напора, затрачиваемого на сообщение жидкости скорости. Величина скоростного напора (v2/2g) невелика, и потому в расчетах ею можно пренебречь. Напор насосов обычно выражают в метрах столба откачиваемой жидкости.
Для транспортирования воды из шахты необходимо создавать большой напор, поэтому применяют многоступенчатые насосы с последовательным соединением на одном валу до 10 односторонних рабочих колес.
По расположению вала насосы бывают горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные насосы в шахтной практике имеют наибольшее применение. Вертикальные насосы применяются при проходке стволов и откачке затопленных шахт, а также на главных водоотливных установках.
Рабочие колеса насосов бывают односторонние и двусторонние, т. е. с односторонним и двусторонним подводом к ним жидкости (рис. 54). Односторонние рабочие колеса применяются как в многоступенчатых, так и в одноступенчатых насосах, а двусторонние — в некоторых одноступенчатых насосах.
К. п. д. насоса зависит от чистоты обработки поверхностей каналов колеса, числа и длины лопастей, закономерности изменения площади поперечного сечения межлопастного канала. Движение воды в колесе тем правильнее, чем больше лопастей, но при значительном их числе увеличиваются гидравлические потери. Обычно в одном колесе 6... 9 лопастей.
В шахтных насосах чаще применяются закрытые колеса, так как допускают разбег вала, необходимый при наиболее распространенном способе уравновешивания осевой силы, и при них меньше утечки жидкости через зазоры. Открытые колеса целесообразно применять для транспортирования загрязненных жидкостей.
При увеличении быстроходности колес, как правило, возрастает и к. п. д. Тихоходные колеса обеспечивают высокие напоры и сравнительно небольшие подачи, быстроходные — наоборот. Шахтные насосы имеют в основном тихоходные и нормальные колеса, удовлетворяющие требованиям по напору, подаче и экономичности.
Для неагрессивной воды рабочие колеса изготавливаются литыми из чугуна или стали, для кислотной — из легированных хромом и никелем сталей, цементированного хромом чугуна, хромистого или кремнистого чугуна, кислотоупорных бронз и пластмасс.
Так как из рабочего колеса насоса жидкость выходит с большой скоростью, достигающей 50 м/с, а для уменьшения потерь напора скорость в каналах насоса должна быть не более 5 м/с, применяются спиральный отвод и лопаточные направляющие аппараты. В многоступенчатых насосах рабочие колеса находятся внутри направляющего аппарата, изготавливаемого обычно из материала колеса.
Уплотнения в насосе необходимы для устранения утечек жидкости, снижающих подачу насоса, и для предупреждения попадания атмосферного воздуха в месте прохода вала через крышку насоса со стороны всасывания.
|
|
Утечки воды происходят через зазоры между рабочим колесом и лопаточным отводом или корпусом, а также в месте прохода вала через крышку насоса со стороны нагнетания. Для уменьшения утечек необходимо увеличивать сопротивления в зазорах за счет удлинения щелей и уменьшения их в радиальном направлении. Внутренние уплотнения в насосах образованы уплотнительными кольцами, изготовленными из бронзы, стали, чугуна или пластмасс.
Места выхода вала насоса через крышки всасывания и нагнетания имеют уплотнительные устройства — механические уплотнения контактного трения (сальники). Уплотнение на стороне всасывания препятствует подсасыванию воздуха в насос, а уплотнение в крышке нагнетания предотвращает выброс жидкости из насоса. Механические уплотнения выполняются кольцами шнура из мягкого, пропитанного антифрикционным составом материала (хлопчатника, пеньки, асбеста). При вращении вала вследствие трения его о набивку уплотнения выделяется тепло, для отвода которого необходимо, чтобы сальник пропускал некоторое количество жидкости. Кроме механического уплотнения на стороне всасывания имеется гидравлическое уплотнение — гидрозатвор.
Всасывание жидкости насосами происходит под давлением атмосферного воздуха при определенном (меньшем атмосферного) давлении на входе в насос.
Высота всасывания насоса определяется на основании уравнения Бернулли, составленного относительно плоскости отсчета, за которую принят уровень жидкости в резервуаре
z- высота над плоскостью отсчета
h – потери напора
Движущийся поток жидкости на своем пути преодолевает силы трения жидкости о стенки трубы или канала и различные местные сопротивления, вследствие чего возникают потери удельной энергии. Потери напора различают двух видов:
- потери по длине потока;
- потери на преодоление местных сопротивлений.
Полные потери напора равны сумме всех потерь
Местные потери напора обусловливаются преодолением местных сопротивлений, создаваемых фасонными частями, арматурой и прочим оборудованием трубопроводных сетей. Местные сопротивления вызывают изменение величины или направления скорости движения жидкости на отдельных участках трубопровода, что связано с появлением дополнительных потерь напора. Движение в трубопроводе при наличии местных сопротивлений является неравномерным.
|
|
Высота всасывания будет максимальной при минимальном значении давления p/pg на входе в насос. Минимальное давление в жидкости равно давлению парообразования при данной температуре.