Социальная политика Российской Федерации и города Санкт-Петербург в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье

Социальная политика РФ в отношении детей основывается на таких принципах, как[89]: законодательное обеспечение прав ребенка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.[90]

Целями социальной политики в отношении детей являются[91]: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.[92]

К основным нормативно-правовым документам, обеспечивающим стабильное функционирование социальной политики в отношении детей, относятся: Конституция РФ, Семейные кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральные законы (например, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), а так же Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Согласно 442-ФЗ, процесс предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания семей, имеющих детей, регламентирован статьей 15 Федерального закона, устанавливающей обстоятельства, в соответствии с которыми гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. В аспекте рассматриваемой проблемы это означает наличие внутрисемейного конфликта, в том числе, с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье.[93]

На основании статьи 19 Федерального закона социальные услуги предоставляются: в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной, в стационарной форме. Кроме того, в соответствии со статьей 22 Федерального закона гражданам, в том числе, семьям и детям, при необходимости оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), которое осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. При этом каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет категории граждан, нуждающихся в социальном сопровождении.[94]

В 2014 г. Правительством РФ была утверждена «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.[95] Следуя положением концепции, за 2015 г. были проведены: мероприятия по просвещению родителей в области педагогики и возрастной психологии, которые имеют целью подготовить родителей к осознанному родительству и ознакомить их с базовыми принципам педагогики и психологии. В рамках этих мероприятий Национальная родительская ассоциация при поддержке Минобрнауки России разработала методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации курсов для родителей. Методические рекомендации были направлены в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. На «круглом столе» обсуждались вопросы общественно-государственного управления, проблемы психолого-педагогического сопровождения школьников, инклюзивного и коррекционно-развивающего обучения в современных условиях, стратегии развития воспитания как основы диалога семьи и школы; мероприятия по оказанию содействия во внедрении в субъектах Российской Федерации предоставления гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. В рамках данного мероприятия была разработана также модельная программа, которая определила порядок организации социального сопровождения семей, в том числе механизм выявления семей, нуждающихся в социальном сопровождении; основные этапы социального сопровождения; норматив штатной численности сотрудников, организующих социальное сопровождение семей и контроль за качеством социального сопровождения семей; мероприятия по мониторингу реализации в субъектах Российской Федерации Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» по предоставлению социальных услуг и услуг по социальному сопровождению нуждающимся семьям с детьми и детям. По результатам мониторинга установлено, что во всех субъектах Российской Федерации приняты нормативные акты, запланированные к принятию в рамках реализации Федерального закона. В большинстве субъектов Российской Федерации проведена работа по укрупнению содержания социальных услуг, изменению структуры получаемых услуг либо принципов их группировки.[96]

В 2015 г. в 5 субъектах Российской Федерации (Астраханская, Калужская, Новгородская, Тверская и Псковская области) проводился пилотный проект по реализации модельной программы социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей. Предварительные итоги пилотного проекта реализации модельной программы позволяют сделать следующие выводы: социальное сопровождение позволяет концентрировать уже имеющиеся социальные ресурсы для оказания гарантированных видов помощи нуждающимся семьям с детьми, а не ограничиваться социальными услугами учреждений социального обслуживания; социальное сопровождение позволяет создать оптимальные условия для активизации собственного потенциала семьи и ее выхода из кризисного положения; внедрение социального сопровождения создает условия для развития межведомственного взаимодействия направленного на сопровождение семей с детьми.[97]

В рамках той же концепции в 2016 г. было реализовано обеспечение доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений. Для обеспечения доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей, содействующих решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений, в системе образования функционируют учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Данные учреждения осуществляют образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, оказывают психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, их педагогам и родителям (законным представителям), социально-педагогический патронаж подростков группы социального риска, работают с социально-активной молодежью.

Анализ источников позволяет сделать вывод, что Правительство РФ прикладывает много усилий для снижения остроты проблемы жестокого обращения с детьми в семьях. Часть программ направлена на нормализацию внутрисемейного климата в каждой семье, это автоматически подразумевает признание актуальности рассматриваемой в выпускной квалификационной работе проблемы.

В ходе реализации политики государства в отношении жестокого обращения с детьми в семье, город Санкт-Петербург: признает приоритет социальной политики в отношении детей; осуществляет мероприятия, направленные на поддержание физического и психического здоровья детей, развитие их культурного, нравственного и интеллектуального потенциала и т.д.. данные мероприятия рассматриваются как инвестиция в будущее города, которые станут основой для накопления и приумножения человеческого капитала Санкт-Петербурга.[98]

Социальное положение детей в Петербурге определяется многими факторами: здоровье, образование, отношением к детям в семье и т.д. На сегодняшний день, несмотря на положительную тенденцию улучшения положения детей, сохраняют свою актуальность различные по своему характеру проблемы, среди которых особо выделяется насилие в отношении детей.[99] Согласно докладу уполномоченного по правам ребенка по Санкт-Петербургу, в 2015 г. по вопросам защиты прав детей обратилось 209 граждан (4,93% от общего количества заявителей). В 2015 г. существенно возросло количество обращений по вопросам неисполнения родителями или законным представителем обязанности по содержанию и воспитанию детей (ст. 5.35 КоАП РФ). К Уполномоченному поступали, в том числе обращения по вопросам ненадлежащего исполнения родителями своих обязанности, вследствие чего страдали дети: от побоев – лишались жизни, от оставления без присмотра – выпадали из окон, горели на пожаре и т.д.[100] За 9 месяцев 2017 г. в Петербурге на 47,6% выросло количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних – 1 163 случая. Большая часть из них – 719 – злостное уклонение от уплаты алиментов родителями. На 22,2 % снизилось количество преступлений насильственного характера (351 случай), однако по-прежнему высоко количество преступлений, связанных с посягательством на половую неприкосновенность – 130 случаев. Из них 42% преступлений совершили незнакомцы, 14% – члены семьи, 31% - люди из ближайшего социального окружения, 14% - «друзья» из интернета.[101]

На борьбу против жестокого обращения с детьми в семье направлена концепция семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 г.г. Нормативно-правовой базой семейной политики являюется: международные, региональные, федеральные нормативно-правовые акты, конституция РФ, семейный и гражданский кодексы РФ, федеральные законы и указы президента РФ, уставы и постановления Санкт-Петербурга и т.д. В концепции реализуются следующие подходы: системный, ресурсный, семейно-центрированный, государственно-общественный. Данная концепция учитывает: многообразие типов и моделей семей, наличие объективных трудностей в адаптации и функционировании семей, статистические тенденции и т.д.[102]

На основании концепции семейной политики на 2012-2022 г.г. и стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 г.г. в Петербурге была создана система из 52 государственных учреждений, которые осуществляют обслуживание семей и детей, 10 из которых городского подчинения, подведомственных Комитету социальной политике Санкт-Петербурга, и 42 учреждения районного подчинения.[103]

В результате реализации стратегии в основном удалось сохранить, модернизировать и по ряду направлений успешно развить социальную инфраструктуру для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, детского творчества, досуга для детей. Сформирована современная система государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной реабилитации несовершеннолетних, сеть молодежных консультаций, увеличился объем финансирования социальных расходов из бюджета Санкт-Петербурга, приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. В городе создан институт Уполномоченного по правам ребенка, формируется безопасная городская среда, благоприятная для роста и развития детей, имеется высокий интеллектуальный, научный потенциал в различных сферах работы с детьми. Наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, снижения показателей первичной инвалидности у детей, уменьшения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличения числа детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан. В Санкт-Петербурге наметилась тенденция снижения преступности несовершеннолетних и снижение числа осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также сокращение числа зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении детей и подростков.[104]

Стратегия реализуется во взаимосвязи с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 г.г., Планом социально-экономического развития Санкт-Петербурга, Концепцией демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 г., Программой "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 г.г., приоритетными национальными проектами.

В целях обеспечения социальной поддержки семей в Петербурге создана сеть из 68 государственных учреждений, осуществляющих социальной обслуживание семей с детьми.[105] Так, например, на базе центра «Транзит» осуществляет деятельность Служба межведомственного взаимодействия по вопросу реабилитации и сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения. В 2017-м году специалисты помогли 206 юным петербуржцам, перенесшим насилие.[106]

Для сохранения и укрепления здоровья детей в медицинских организациях осуществляется специальное сопровождение. На базе городских поликлиник функционируют 56 кабинетов медико-социальной помощи. Работа с детьми и подростками из «группы риска» проводится в 35 кабинетах и в 21 молодежной консультации. В целях раннего выявления признаков семейного неблагополучия в медицинских организациях ведется учет асоциальных семей и подростков-правонарушителей.[107]

По-прежнему востребованной среди подростков остается служба «Детского телефона доверия», к которой подключены психологи Центра восстановительного лечения им. С.С. Мнухина, социального приюта для детей «Транзит», «Балтийский берег» и Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «Контакт». В 2017 г. на номер Детского телефона доверия поступило 29 896 звонков, 372 из которых касались суицидального поведения.[108]

Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми регулярно рассматриваются на городских конференциях и совещаниях, проводится работа по организации индивидуальной профилактической деятельности.[109]

Санкт-Петербург вносит большой вклад решение проблемы. Реализуются направления по превенции жестокого обращения. Для достижения запланированных результатов осуществляется анализ правоприменительной практики, совершенствование правовой базы семейной политики и защиты прав детей и обеспечивается контроль выполнения требований. Разработка системы оценки результатов, качества и эффективности мер, принимаемых в интересах детей, а также введение системы анализа деятельности органов и организаций по реализации каждого из направлений позволят осуществлять постоянный мониторинг и контроль, вовремя проводить корректировку решений и информировать жителей Санкт-Петербурга о текущем положении детей.[110]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: