Опыт СПБ ГБУ СОН «ЦСПСиД Василеостровского района»

 

В рамках преддипломной практики было проведено исследование, целью которого стало изучение опыта работы одного из учреждений, занимающихся заявленной в выпускной квалификационной работе темы. Исследование проводилось путем изучения документов Отделения, бесед со специалистами и наблюдения.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района» (далее – Центр) было создано 01.04.2008 г. в соответствии с «Концепцией развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг.». Выделившись в самостоятельное учреждение из СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Василеостровского района», Центр является учреждением, подведомственным администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга.

В структуру Центра входят следующие подразделения:

- Отделение приема и консультаций граждан;

- Отделение психолого-педагогической помощи, включающее службу экстренной психологической помощи по телефону;

- Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, включающее службу сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Отделение помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- 4 Отделения дневного пребывания несовершеннолетних;

- Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включающее службу социального сопровождения ВИЧ-инфицированных женщин с детьми и лиц, находящимся на наркологическом учете;

- Организационно-методическое отделение.

Отделения в комплексе решают важную задачу по повышению социального благополучия семей и детей, по укреплению и развитию социальных связей семьи, отношений с государством, установлению положительного климата в семье. Специалисты Центра предоставляют социальные услуги семьям с детьми, женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие в реализации их прав и интересов, качественная помощь, направленная на улучшение социального статуса семьи, психологического положения семей, детей и женщин, нуждающихся в данных услугах. Социальные услуги, которые предоставляет Центр, являются бесплатными. Социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые и иные социальные услуги предоставляются в нестационарных, полустационарных и стационарных условиях.

С домашним насилием, в том числе и жестоким обращением с детьми в семье, по словам специалистов Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних (далее ОПБН) непосредственно работают два отделения Центра:

- Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, включающее службу социального сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Отделение помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Поскольку преддипломная практика проходила в Отделении ОПБН Центра, то в данном параграфе будет обстоятельно рассмотрен опыт деятельности Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних, которые затронуты проблемой жестокого обращения с детьми в семье.

Поддержка детей, подростков и их семей, находящихся в социально опасном положении носит комплексный характер и включает в себя различные направления работы. Специалисты Отделения предоставляют социальные услуги различного вида, проводят индивидуальную профилактическую работу, организовывают досуг. Предоставление социальных услуг исходит из расчетов необходимости в данных услугах.

Основной перечень оказываемых услуг: социально-бытовая адаптация выпускников, защита и обеспечение реализации права на жилье, оказание содействия в получении образования, трудоустройстве, организации культурной ориентации, обеспечение физического, психического, нравственного и духовного развития. С выпускниками сиротских учреждений работают специалисты Отделения, психолог, юрисконсульт.

Отделение в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации; федеральными конституционными законами, федеральными законами, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральным законом «О персональных данных»; Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, Законом Санкт-Петербурга «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге», постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, постановлением Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге» и иными нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Уставом отделения, Кодексом этики и служебного поведения работников отделения, Положением о деятельности отделения, локальными нормативными актами отделения.

Из задач, определенных Положением Отделения, необходимо выделить задачи, которые представляют интерес с точки зрения рассматриваемой в выпускной квалификационной работе проблемы. Решение данных задач способно снизить остроту проблемы жестокого обращения с детьми в семье. К таким задачам относятся:

- Выявление несовершеннолетних, которые находятся  в социально опасном положении, нуждаются в оказании помощи со стороны государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, в которых родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

- Предоставление социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и (или) в социально опасном положении, их адаптация в обществе путем содействия в решении социальных, правовых и психологических вопросов.

- Содействие в устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, осуществляемое путем организации профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.

Отделение осуществляет свою деятельность при взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными организациями, способствующих профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, по словам специалистов Отделения, в практической деятельности они взаимодействуют с такими органами, как полиция, прокуратура, органы опеки и попечительства, образовательные учреждения и т.д. Данное взаимодействие продиктовано необходимостью повышения эффективности проводимой отделением работы, а также оптимизацией мер профилактической направленности. Так, все специалисты Отделения единогласно сходятся во мнении, что только в контексте взаимодействия ведомств и различных органов возможна эффективная работа по решению задач, направленных на снижение воздействия рассматриваемой проблемы на общество.

Процесс постановки и снятия с сопровождения проходит следующим образом: при зачислении несовершеннолетних на социальное обслуживание, директор учреждения заключает с родителем или законным представителем несовершеннолетнего договор, определяющий виды и объем предоставляемых услуг, сроки, порядок их предоставления, а также ответственность сторон. Зачисление несовершеннолетних на социальное обслуживание производится на основании личного заявления в письменной форме родителя(ей) или законного представителя несовершеннолетнего, а также направления из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными организациями способствующих реабилитации детей и подростков, при предоставлении следующих документов: свидетельство о рождении, паспорт (для лиц старше 14 лет), индивидуальная программа предоставления социальных услуг. При этом несовершеннолетние, принимаемые на социальное обслуживание, а также их родители или законные представители должны быть предварительно ознакомлены с перечнем и содержанием предоставляемых социальных услуг, а также с правилами поведения при предоставлении социальных услуг. Снятие несовершеннолетних с обслуживания оформляется приказом директора учреждения на основании: личного заявления родителя(ей) или законного представителя несовершеннолетнего, достижения совершеннолетнего возраста. Окончания срока оказания социальных услуг по договору, перевода в другое учреждение, нарушения получателем социальных услуг установленных норм и правил при предоставлении ему социального обслуживания, переезда на постоянное место жительства в другой район Санкт-Петербурга или другой субъект Российской Федерации, улучшения жизненной ситуации в семье получателя социальных услуг, выявления медицинских противопоказаний. В случае переезда семьи с несовершеннолетним и наличия необходимости продолжения социальной поддержки, информация о нуждаемости в социальном обслуживании направляется в администрацию района по месту последующего пребывания семьи.

Социальные услуги, гарантированные государством несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются бесплатно. Объем социальных услуг определяется государственным заданием, формируемом и утверждаемом администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга. Отделение проводит мероприятия по увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

По словам специалистов Центра, введение 442-ФЗ сильно затрудняет процесс оказания услуг. Так, главной проблемой является сверхбюрократизация рабочего процесса и ограниченность перечня рекомендованных социальных услуг. Большая часть рабочего времени каждого специалиста отводится на ведение и заполнение документов, что снижает количество времени, отведенного на непосредственную работу с клиентом. Данная проблема берет своё начало с момента принятия и вступления в силу 442-ФЗ. Чрезмерная формализация затрудняет процесс эффективной деятельности сотрудников Отделения. Рекомендованный перечень не способен в полной мере удовлетворить потребности клиента и, следовательно, повысить эффективность системы профилактики жестокого обращения с детьми. Также отмечается загруженность специалистов, поскольку количество оплачиваемых ставок регулярно сокращается, что приводит к формированию перегруженности отдельно взятого специалиста. Иными словами, тот объем работы, который раньше распределялся, например, между двумя специалистами теперь полностью возлагается на одного работника. Но ключевыми являются проблемы, связанные с реорганизацией деятельности после введения 442-ФЗ. Устранение данных препятствий, по мнению экспертов, способно повлиять на повышение результатов профилактических и реабилитационных мероприятий.

В ключевые функции специалистов Отделения входят: выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, проведение диагностики их социально-психологического состояния, установление форм и степени социальной дезадаптации, оказание содействия в организации досуга, развитии творческих способностей в кружках, клубах, спортивных секциях, в организации оздоровления, отдыха и занятости, а также разработка рекомендаций по гармонизации внутрисемейных отношений для профилактики безнадзорности и правонарушений обслуживаемых граждан, осуществление взаимодействия с семьями. Специалисты осуществляют патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, участие в проведении совместных рейдов, профилактических операций с органами внутренних дел. Осуществление информационно-просветительской деятельности среди населения является одной из разновидностей профилактики насилия в отношении несовершеннолетних.

Отделение самостоятельно планирует работу сотрудников для осуществления социального сопровождения семьи, определяет содержание реабилитационного процесса, самостоятельно разрабатывает и реализует программы индивидуальных занятий. Отделение вносит на рассмотрение администрации центра предложения по совершенствованию форм и методов социального обслуживания, участвует в работе межведомственных комиссий консилиумов и совещаний по профилю своей работы по согласованию с руководством учреждения, запрашивает информацию и документы, необходимые для выполнения служебных задач Отделения. Руководство Отделения  обращается в городские и районные организации за информацией, необходимой для оказания адресной социальной поддержки обслуживаемым гражданам, привлекает к сотрудничеству необходимых специалистов, в том числе различные государственные органы и общественные объединения для решения вопросов социальной помощи семьям, нуждающимся в помощи государства. Специалисты Отделения участвуют в осуществлении или реализации общегородских и районных программ соответствующего профиля. Работа Отделения осуществляется как в самом учреждении, так и вне помещений Центра и Отделения, в том числе, с выездом по адресу проживания семей при необходимости. По мнению специалистов и руководства,  деятельность Отделения и Центра в целом является достаточно эффективной, несмотря на существующие трудности, связанные с законодательной базой и некоторыми другими проблемами. По словам специалистов Отделения, Каждый из сотрудников видит своей целью содействие в решении социальных проблем, включая проблему жестокого обращения с детьми в семье.

 

Выводы по главе:

Анализ зарубежного опыта превентивной деятельности позволяет сделать вывод, что специфика зарубежного опыта преимущественно заключается в широких полномочиях социальных работников в предупреждении и решении проблемы жестокого обращения с детьми в семье. Анализ работы по превенции жестокого обращения, алгоритм действий при обнаружении фактов жестокого обращения родителей или опекунов в отношении детей позволяет утверждать о необходимости использования опыта этих стран в процессе совершенствования российской превентивной системы.

Анализ деятельности РФ и г. Санкт-Петербург в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семьях дает основания заключить, что превентивная система находится в стадии развития, которое происходит достаточно быстро, но, основываясь на статистических данных, на текущий момент не позволяет полностью решить проблему жестокого обращения с детьми в семье. На основании проведенной работы по рассмотрению политики и практической деятельности в г. Санкт-Петербург в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье можно резюмировать, что город вносит весомый вклад в ее решение. Администрацией города создаются и внедряются программы, направленные на решение проблемы, нормативные документы, учреждаются социальные центры, целью которых является минимизация остроты проблемы жестокого обращения с детьми в семье. Однако, несмотря на попытки минимизации, проблема по-прежнему находится в острой фазе, следовательно, повышение эффективности работы системы профилактики представляет собой актуальную задачу.

Рассмотрение законодательных основ обеспечения безопасности детей, программ по реабилитации и превенции жестокого обращения, рекомендаций по улучшению превентивной системы, даёт основания утверждать, что Российская Федерация имеет возможность вывести систему борьбы и профилактики на качественно новый уровень. Разработка и анализ проблемы жестокого обращения с детьми в семье несет в себе большой потенциал, который в дальнейшем способен вылиться в конструктивное решение данной проблемы.

В процессе прохождения преддипломной практики был изучен опыт деятельности Центра помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербург и особенно подробно – Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних. На основании полученного теоретического и эмпирического материала были выявлены некоторые недостатки деятельности Отделения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: