Критика локальной истории

 

Как и в любое научное методологическое изыскание, локальную историю не обошла стороной и критика, которая сводится к следующим положениям:

1. Конституирование новой локальной истории может идти не от объекта исследования (локуса), ее организация основывается на методологических процедурах. И вообще, выделение понятия локуса достаточно спорно. Что брать за «локус»? Географическую территорию? Историческую общность? Важно подчеркнуть, что новая локальная история — это способ видеть локальные и региональные объекты. В отличие от традиционного подхода к изучению местной истории, новая локальная история сама определяет объект своего изучения, он не задан ей заранее территориальными рамками.

2. Локальная история даёт возможность проводить исторические исследования непрофессионалам. Один из первых авторов работ по локальной истории, У. Хоскинс, подчеркивал важность непосредственного контакта с физической реальностью исследуемого места. «Чувство места», желание исследователя понять его нарратив («У каждого дома есть своя история») подчеркивалась также Д. Аедейлом и Д. Барреттом. Также в дискуссиях о локальной истории часто подчеркивается её демократизирующий просветительный потенциал, делающий значимым индивидуальное событие и приносящий, помимо удовольствия, возможность осмысления как внешнего мира, так и самого себя.

3. Частные истории, подобные истории семьи, отличает возможность «реконструировать картины жизни обычных людей и рассматривать их в качестве как факторов, так и субъектов трансформационных процессов». Критики локальной истории задаются вопросом, насколько в рамках этой дисциплины можно проследить взаимовлияние локальных процессов и более общих национальных и международных контекстов, и показывают, как локальные историки сами накладывают ограничения на исследуемые темы.[17]

Примеры с разбором.

Рассмотрим две статьи написанные с применением методологии локальной истории.

Первая статья, которую хотелось бы обсудить – работа Е. А. Бурдина Село Панская Слобода: история и современность.[18] Автор берет отдельный населенный пункт и рассматривает его со всех сторон жизнедеятельности человека.

Целью исследования стало кратко рассмотреть историю села Панская Слобода, а предметом исследования – само село Панская слобода, которое на данный момент входит в МО Новоульяновск. В качестве источников рассмотрены такие типы как устные, письменные. Устные источники – воспоминания жителей села (Красильникова Е.С. Суханова О.А.Барашков Ф.В., Мартынов П.) (отметим, что такой тип источников характерен для использования в русле методологии локальной истории). К письменным относятся: карты местности XVIII – начала XXI вв., а также план-схема села в 20е гг. ХХ века, список населенных пунктов Симбирской губернии, а также записки путешественника академика Лепехина, оставившего свои впечатления от поездки по Симбирской губернии. Стоит отметить, что локус исследования определен территорией села Панская Слобода.

История села восстанавливается от самого его основания 1663 (по другим данным, 1664 г.) до 2016 года. Описывая основные занятия местных жителей, автор не забывает показать факторы, способствовавшие этим занятиям. Близкое расположение границы накладывало на жителей села обязанность охранять и защищать данную местность от посягательств внешних врагов. Отсутствие плодородных почв и близость к Волге привело к тому, что с самого основания села жители занимались рыбной ловлей, промыслами (многие уходили в батраки). На рыбной ловле делает акцент, подробно описывая региональные особенности этого занятия, лексику, с ним связанного, особенные хитрости и приспособления, характерные для жителей села и региона. Что характерно для исследований локальной истории, вся информация не просто «висит в воздухе» и дается как таковая, но включается в общероссийскую историю. Так, автор показывает, как национализация 1920х годов повлияла на развитие производства в селе: были национализированы Благодаря этим фактам, автор восстанавливает динамичную хозяйственно-экономическую деятельность села.

Очень подробно автор рассматривает народонаселение села. Приводятся данные ревизий, переписей населения в различные годы – прослеживается изменение демографической картины на протяжении всего периода существования села. Особо отмечается национальный состав, отмечаются, кто такие «иноземцы» и в связи с чем село было названо «Панская Слобода».

Таким образом, автор создает нам картину жизни села Панская слобода, исторический срез жизни отдельного пространства, локуса. Для изучения села автор реконструирует картину его существования на микроуровне, выделяя демографический, социокультурный, историко-географический и политические аспекты в совокупности. Е.А. Бурдин раскрывает внутреннюю организацию и функционирование социальной среды в самом широком смысле этого слова. Исследуются исторический ландшафт, отражающий физическую реальность, многообразие человеческих общностей, выявляются их соотношение между собой в динамике. При этом используется вся совокупность местных источников, фиксирующих различные аспекты деятельности индивидов.

Второе исследование – «Новая локальная история и изучение культурного пространства малых городов омского приитрышья в советскую эпоху»[19].

Целью данной статьи стало анализ методов новой локальной истории и их применение в исторической науке на примерах малых городов омского Приитрышья.  Понятие Омское Прииртышье, как отмечает сама автор, является распространенным среди исследователей и отождествляется с современной Омской областью и Средним Прииртышьем. Следует добавить, что это понятие используется не только при описании географии, флоры и фауны территории, но и при исторических и этнографических исследованиях. Таким образом, Омское Прииртышье можно считать за единицу, “locus”, которая и является объектом исследования автора статьи. Предметом стали малые города Тара, Тюколинск, Исилькуль, Калачинск, Называевск, в советский период. Подчеркивается, что именно в советский период возникает новый тип малого города с новыми символами и ценностями, прослеживаются основные этапы становления такого города. Источниковой базой послужили краеведческие исследования Конникова Б. А., Рыженко В.Г., Истоминой Э.Г. к которым были применены методы локальной истории. Так же Е.В. Соколова рассматривала конкретные исторические памятники (о чем ниже)

Автор рассматривает понятие «малый город», выделяя численный критерий жителей как основной, а также проводит линии сравнения между указанными городами, выделяя общие особенности, моделируя систему развития выбранного для исследования локуса.

Е.В. Соколова рассматривает жизнь городов по всем возможным аспектам: образ жизни, основные занятия, тип жилищной постройки, специфика труда в различные времена года. В этом случае четко прослеживается единое экономическое пространство малых городов прииртышья. Но особое место автор отводит культурному пространству малого города и его градостроительству.

Сообразуя элементы культурной жизни в своеобразную систему, Е.В. Соколова показывает общее социальное и духовное пространство малых городов омского прииртышья. Возводя духовное пространство малых городов в систему, автор выделяет следующие элементы: Дома культуры, краеведческие музеи, памятники ВОВ, детские школы искусств, кинотеатры, клубы, парки и скверы. На примере культурного пространства мы прослеживаем еще один методолгический прием локальной истории. Автор берет конкретный пример – патриотический подъем в послевоенной стране, который выразился в многочисленных памятниках Великой Победе. Рассматривая множество С помощью методолгических подходов новой локальной истории собранные местными краеведами материалы позволили сделать вывод о том, что памятники Победы не только выполняют функцию отдельного символа культурного пространства, но несут на себе эмоциональную нагрузку, так важную для горожан. Однако автор не просто останавливается на краеведческом материале, а полученные факты в канву общероссийской истории.

Таким образом, авторы обеих статей создают историю места конкретного места. Но места не как административной или историко-географической единицы, а как микросообщества, социокультурного феномена в локальном измерении. Для этого ученые прежде всего обращаются к социальной истории, культурной, истории повседневности, биографическим и микроисторическим исследованиям на материале оформленных локальных, сравнительно небольших общностей. Однако они не виснут в воздухе, отделенные, а становятся частью многосоставной и сложной общероссийской истории, прослеживается динамика их развития.

Заключение.

Локальная история позволяет составить коллективную биографию локальной общности любого уровня от семьи до страны. Методы реализации таких проектов – «история снизу» и полидисциплинарность, когда сочетаются демографический, социокультурный, экономико-статистический, правовой, политический, историко-географический аспекты. В то же время важной стороной исследования новой локальной истории является изучение истории изменения форм, структур и функций самого локального пространства в единстве вышеуказанных контекстов. При таком подходе необходимо комплексное изучение местных источников как целостного корпуса источников локальной истории

Таким образом, локальная история существенно дополняет историю национальную, обращает внимание не на узко политическую историю и не на главные события национальной исторической драмы, а на историю социокультурных сообществ.

На мой взгляд, у локальной истории большое будущее. Методы локальной истории позволяют рассмотреть малые общности как самостоятельные, важные части мирового сообщества, позволяют в полном объеме реализовывать региональный компонент в образовании, разрабатывать и внедрять в практикумы исследовательского характера.

 

Вопросы:

Что такое локальная история?

По каким параметрам можно выделить «locus»?

Какие факторы способствовали появлению локальной истории?

В чем отличия локальной истории от краеведения?

Почему локальная история получила достаточное распространение?

Что нового привнесли в историческую науку работы Кита Райтсона  «Английское общество: 1580–1680 гг.» и Чарльза Фитьян-Адамса

Справедлива ли критика локальной истории? Почему?

Используемая литература

Бурдин Е.А. Село Панская Слобода: история и современность //Вестник УлГТУ – 2016. - №4. – с.20-23.

Г ринин Л. Е., Алаев Л. Б., Коротаев А. В. Теория и методология истории: учебник для вузов; отв. ред.: акад. РАН В.В. Алексеев. – Ин-т истории, археологии и этнографии ДВО РАН. - Волгоград: Учитель, 2014. – 503 с.

Маловичко С. И. Современная историческая наука и изучение локальной истории URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/malovichko.htm (дата обращения 15.03.2020)

Л. К. Рябова О методологических проблемах изучения новейшей истории и истории современности // Новейшая история России (Modern history of Russia).  – 2011. – №1 – с. 179-203.

Маловичко С. И., Булыгина Т. А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история.  – Ставрополь. -  2003. – с. 168-174.

Медушевская О.М. Источниковедение и историография в пространстве гуманитарного знания: индикатор системных изменений // Источниковедение и историография в системе гуманитарного знания: Докл. и тез. XIV науч. конф., Москва, 18-19 апр. 2002 г. / Отв. ред. В.А. Муравьёв. –  М., - 2002. – С. 20-26.

Новая локальная история: Межвузовский научно- образовательный центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. newlocalhistory.com/ (дата обращения 13 февраля 2020 г.).

Региональная история, локальная история, историческое краеведение в предметных полях современного исторического знания: сб. ст. / сост., ред. А.Е. Загребин, О.М. Мельникова. Ижевск: Удмуртский университет. - 2012.  - 622 с.

Соколова Е.В. «Новая локальная история и изучение культурного пространства малых городов прииртышья в советскую эпоху // Омский научный вестник. – Омск. – 2007. – с. 28-31.

Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. / Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М., – 2014. –  с. 248-249.

 


[1] Медушевская О.М. Источниковедение и историография в пространстве гуманитарного знания: индикатор системных изменений // Источниковедение и историография в системе гуманитарного знания:.– М., - 2002. – С. 24.

 

[2] Л. К. Рябова О методологических проблемах изучения новейшей истории и истории современности // Новейшая история России (Modern history of Russia). – 2011. – №1 – с. 180.

[3] Медушевская. О.И. Указ. соч. С. 25.

[4] Маловичко С. И. Современная историческая наука и изучение локальной истории URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/malovichko.htm (дата обращения 15.03.2020)

 

[5] Маловичко С. И. Современная историческая наука и изучение локальной истории URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/malovichko.htm (дата обращения 15.03.2020)

[6] Соколова Е.В. «Новая локальная история и изучение культурного пространства малых городов прииртышья в советскую эпоху // Омский научный вестник. – Омск. – 2007. – с. 29.

[7] Е.В. Соколова Указ. соч. С. 30.

[8] Маловичко С. И., Булыгина Т. А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. – Ставрополь. - 2003. – с. 168.

[9] Маловичко С. И. Современная историческая наука и изучение локальной истории URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/malovichko.htm (дата обращения 15.03.2020).

[10] Маловичко С. И. Современная историческая наука и изучение локальной истории URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/malovichko.htm (дата обращения 15.03.2020)

[11] Новая локальная история: Межвузовский научно- образовательный центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. newlocalhistory.com/ (дата обращения 13 февраля 2020 г.).

[12] Как указывает его редактор Ричард Роджерс, городская история занимает особое место в исторических изучениях, так как именно в этой области наблюдается наибольшее количество «междисциплинарного сотрудничества» (interdisciplinary contributions)

 

[13] Маловичко С. И. Современная историческая наука и изучение локальной истории URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/malovichko.htm (дата обращения 15.03.2020

[14] Рябова Л.К. Указ. соч. С. 184.

[15] Соколова Е.В. Указ. соч. С. 31

[16] Маловичко С. И., Булыгина Т.А. Указ.соч. С. 179.

[17] Медушевская О.М. Указ. соч. С. 215.

[18]Бурдин Е.А. Село Панская Слобода: история и современность //Вестник УлГТУ – 2016. - №4. – с.20-23.

[19] Соколова Е.В. Указ. соч.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: