Ф.И. | X | Y | Rx | Ry | R |
7. Катя Г. | 35,6 | С | 1 | 5,5 | 3 |
4. Даша В. | 29,0 | С | 2 | 5,5 | 3 |
9. Маша Д. | 26,1 | В | 3 | 2,5 | 5 |
6. Игорь М. | 23,4 | ОВ | 4 | 1 | 6 |
10. Яша Б. | 20,7 | С | 5 | 5,5 | 3 |
2. Боря Л. | 18,8 | ОН | 6 | 10 | 0 |
5. Зина С. | 17,5 | Н | 7 | 8,5 | 0 |
8. Лёня А. | 15,4 | С | 8 | 5,5 | 1 |
1. Аня К. | 12,0 | Н | 9 | 8,5 | 0 |
3. Вася Р. | 11,0 | В | 10 | 2,5 | 0 |
| 21 |
Коэффициент корреляции Кендалла равен. Вычисляем по формуле (Ф4):
Критические значения рассчитываем для n = 10 испытуемых по формуле (Ф5):
С критическими значениями сравнивается модуль коэффициента «тау»:
"Ось значимости"
τ 0,05 τ 0,01
0,067 0,440 0,579
Ответ: Н0 принимается. Значение модуля коэффициента «тау» Кендалла τ = 0,067 попадает в область "зоны незначимости". Это подтверждает отсутствие связи между скоростью чтения исследуемых первоклассников и их усидчивостью.
6. Расчёт уровней значимости коэффициентов корреляции.
Многие коэффициенты корреляции не имеют стандартных таблиц для нахождения критических значений. В этих случаях поиск критических значений осуществляется с помощью t -критерия Стьюдента по формуле:
|
|
, (Ф6)
где rэмп – коэффициент корреляции, рассчитанный по какому-либо
методу;
п – число коррелируемых признаков.
Величина Тф проверяется на уровень значимости по таблице XIX Приложения 1 для t -критерия Стьюдента. Число степеней свободы в этом случае будет равно v = n - 2.
C помощью формулы (Ф6) можно проводить оценку уровней значимости и коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена. Проведем, в частности, проверку уровня значимости коэффициента корреляции, полученного при решении примера 2 (при помощи коэффициента корреляции Пирсона) и равного 0,669. Коэффициент попал в «зону значимости», согласно таблице XVIII Приложения 1. Вычисляем уровень значимости этого коэффициента по формуле (Ф6):
=3,818.
Число степеней свободы v = n - 2; в нашем случае при п = 20; v = 20 - 2 = 18. По таблице XIX Приложения 1 находим критические значения критерия Стьюдента, они равны:
.
«Ось значимости»
Полученная величина Тф, как и в случае решения примера 2, попала в «зону значимости».
7. Коэффициент корреляции φ Пирсона.
Назначение коэффициента корреляции φ Пирсона.
При сравнении двух переменных, измеренных в дихотомической шкале, мерой корреляционной связи служит так называемый коэффициент j, или – «коэффициент ассоциации», как назвал эту статистику ее автор К. Пирсон (не путайте с j* - критерием углового преобразования Фишера).
Величина коэффициента j лежит в интервале +1 и -1. Он может быть как положительным, так и отрицательным, характеризуя направление связи двух дихотомически измеренных признаков.
|
|