Методические рекомендации по выполнению живописного этюда фигуры человека

 

Цель этюдов – закрепить знания и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи.

 В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры решаются и композиционные задачи. Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразительность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цветовых и тональных акцентов, а также передача направленности световых лучей.

Перед учащимися должны быть чётко поставлены цель и учебные задачи к каждому заданию. В первом классе основной задачей является передача большой формы, общая тональная характеристика объекта. Выполняются задания на передачу силуэта фигуры человека в статичной позе и не сложном движении.

Затем выполняются фигуры с большей детальной проработкой, с различными предметами. Прежде чем приступить к заданиям на передачу колорита, выполняются этюды в технике гризайль. В таких работах легче понять распределение тона на сложной форме, передать освещение, объём и плановость.

Одежда рекомендуется простая, хорошо облегающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отношениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. В первых постановках лучше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее.

С первых занятий нужно обратить внимание на выбор места для работы. Не желательно выполнять зарисовки, сидя в классе всё время на одном месте, также как и зарисовывать фигуру только с одного ракурса. Это сильно ограничит возможности ребёнка в обучении живописи фигуры. Так, например, некоторым учащимся, вяло передающим цветовые отношения, полезно писать модель с того места, где отношения света и тени значительно контрастнее. И наоборот, тем, у кого живопись обычно слишком жестка и контрастна, можно рекомендовать писать эту же натуру с освещенной стороны, где удобнее вести работу на тонких градациях.

В старших классах усложняются позы, фигуры могут выполняться в движении, в сложных ракурсах, на определённую тему.

Начиная работать красками, наметим цветовые отношения, стараясь передать силуэт одетой фигуры. Характер одежды и фон должны быть взаимосвязаны, так же как цвет кожного покрова лица, шеи, рук и волос. Вести работу следует широко, сразу по сей поверхности картинной плоскости. При этом нужно позаботиться, чтобы силуэт одежды на фигуре хорошо читался на фоне, чтобы фигура стала композиционным центром.

В последующих проработках цветом перейдем от найденных пятен к выражению объемов и пространственного положения фигуры с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы, Лепить мазком объем фигуры в одежде нужно более тщательно, чем фон. На этом этапе этюда цветом прорабатываются теневые поверхности фигуры и драпировок, полутона и свет. Не следует увлекаться цветовыми нюансами и излишней детальной проработкой поверхностей. Задача состоит в том, чтобы, передавая фигуру в пространстве, соблюсти цветовое единство, подчеркнув при этом характерные индивидуальные особенности модели.

Ввиду ограниченного времени, отводимого на этюд, декор и отделки следует показать условно, без детализации, иначе внимание будет отвлечено от главного – головы и фигуры модели. Чтобы не ошибиться в цветовых отношениях между цветом тела и одежды, волос и фона, необходимо все время сравнивать соотношения больших масс.

При выполнении живописного этюда фигуры человека необходимы знания пластической анатомии, особенностей световоздушной перспективы и основных законов цветоведения. Так можно выделить следующие этапы:

Первый этап – композиционное размещение рисунка фигуры человека в выбранном формате.

Задачи: Правильно закомпоновать фигуру в формат листа, передавая особенности данного человека.  

Необходимо внимательно изучить натуру, проанализировать характерные особенности ее конструкции и пластики, костюма, общий колорит постановки.

Построение фигуры необходимо исполнять лёгким касанием карандаша. Работа ведется от наброска, одной пластичной линией. Необходимо наметить общее движение фигуры (положение в пространстве), уточнить пропорции, обобщённый размер рисунка фигуры, для чего следует определить отношение её общей максимальной высоты к общей ширине. Этого масштаба придерживаться в течение всей работы. Используя приём сравнительного анализа, отметить ракурсы, выполнить прорисовку головы, шеи, торса, верхних и нижних конечностей.

 

 

Второй этап – моделирование формы средствами живописи. Задачи: Определить общую цветовую гамму этюда. Разобрать работу по тону от темного к светлому. Распределить большие массы фигуры на листе, уточнить собственные и падающие тени. Отметить наличие в работе рефлексов и бликов.

 В подмалевке определяют тональные и цветовые решения, материальные и пространственные качества модели, её характерные особенности. Моделируют форму средствами живописи (мазок – по форме). Начинать работу следует от самого светлого пятна через постепенные плавные переходы оттенков к самому тёмному месту. Работа ведётся с помощью метода сравнительных отношений (взаимосвязь с окружающими предметами и фоном).

Третий этап – прописывание деталей. Напомнить учащимся о некоторых законах светотени, составить светотеневую градацию. Задачи: Более тщательная проработка светотени и общего тона. Необходимость держать общую цветовую гамму этюда. Работа над рефлексами и тенями. Работая над деталями, не следует заканчивать их по отдельности – нельзя в работе иметь и законченные и только намеченные части. При таком порядке работы невозможно сравнивать изображаемые формы друг с другом, уравновешивать тоновые, цветовые и яркостные отношения. На завершающем этапе следует обратить внимание на материальные и фактурные характеристики лица, волос, одежды (например, передать гладкость кожи, волнистые пряди волос, блеск шелка и пр.) Лицо и руки прорабатывают более тщательно, чем аксессуары и фон; важно избегать дробности, излишней перегруженности.

Четвёртый этап – обобщение этюда фигуры человека. Подсказать учащимся на каких именно характерных особенностях данной натуры стоит остановить свое внимание. Показать, что необходимо выявить на передний план. Задачи: Работа над мелкими деталями: блики, морщинки, рисунок и складки одежды. Детальная проработка фактуры. Необходимость связи натуры с листом через полупрозрачный мазок.  Обратить внимание на выразительность соприкосновения силуэта фигуры с фоном. Для этого необходимо где-то ослабить, а где-то усилить (сделать более чёткими) линии контура. Только постоянное сравнение и уточнение изображаемых деталей фигуры с натурой даёт возможность определить и точно передать в этюде всю сумму характерных особенностей фигуры, её целостного изображения. Для этого необходимо постоянно отходить от мольберта с этюдом на расстояние, приблизительно, 2 метра. Ежедневные наброски фигуры помогут приобрести бесценный опыт и достичь определённого мастерства в изображении живой натуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие ученики тяготеют к эффектному и броскому решению композиции, равнодушно относясь к достоинствам постановки, основанной на неярких, скромных цветовых отношениях, не замечая имеющиеся в ней богатые возможности для живописи.

Здесь большую роль приобретает вопрос воспитания художественного вкуса и понимания задач подлинного искусства. В этих целях полезно больше практиковаться в самостоятельном подборе натурных постановок, как в классе, так и дома. Нужно составлять композицию постановки в определенном колорите, ограничивая реквизит и цвета драпировок, создавать постановку на зависимость светотеневых отношений, на сюжетную взаимосвязь позирующего человека с окружающими предметами.

Наряду с практической работой необходимо изучать образцы портретного искусства, созданные мастерами прошлого, а также с работами современных российских и зарубежных живописцев. Также полезно работать педагогу во время урока, на примере своего этюда показывать различные технические приёмы работы живописными материалами, способы исправления ошибок (методика педпоказа).

Выполнение живописных этюдов фигуры человека и портрета на уроках живописи помогает учащимся понять особенности конструкции сложной формы фигуры и головы, прививает навыки натурного рисования фигуры, развивают глазомер, ведёт к развитию таких творческих способностей, как художественная наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений и позволяет в дальнейшем использовать полученные знания в творческих композициях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: