Живописные наброски фигуры человека

Методика работы над живописным изображением фигуры человека

( для обучающихся дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и преподавателей ДШИ)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Фигура человека – самый сложный в конструктивном плане объект для изображения. Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи добавляют дополнительные сложности как в живописном, так и в тональном изображении. Особенно он сложен для детей, имеющих слабое объёмно-пространственное видение натуры, слабые навыки работы различными изобразительными материалами.

Роль преподавателя художественной школы – помочь школьнику освоить приёмы и методы натурного рисования фигуры человека, разобраться в сложном конструктивном строении, особенностями изображения фигуры человека в различных движениях и ракурсах.

При обучении используются различные принципы, помогающие ускорить процесс обучения. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности, уровень имеющихся знаний учащихся на момент изучения определённой темы. У ребёнка должны быть первоначальные навыки работы графическими и живописными материалами, навыки объёмно-пространственного мышления, понимания колорита и цветотональных характеристик сложной формы. Освоив более простые формы, ребёнку проще изобразить и достаточно сложный объект, а так же более сложные ракурсы и движения фигуры человека.

1.Особенности пропорций фигуры человека.                                                                                 Для того, чтобы правильно изображать человека, необходимо знать его основные пропорции.? Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.                                                                                                                                        

За одну часть берется голова человека. Голова укладывается в фигуре взрослого человека 7,5 – 8 раз. Первая часть – голова. Вторая оканчивается на уровне груди. Третья – пупок.
Четвертая часть – на уровне бедра. Пятая и шестая части берутся одновременно и заканчиваются под коленной чашечкой. Седьмая и восьмая части – голень вместе со стопой. Опущенная рука оканчивается в пятой части. Поднятая рука занимает три части от плеча. Целая часть отводится на кисть. При рисовании фигуры проводится вертикаль на бумаге, это ориентир необходимый на первой стадии рисунка, чтобы выявить взаимоположение основных форм тела. Определяем композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикальную линию, делим ее на восемь частей. В пределах первой части расположится голова, затем на следующем делении будет линия груди (от подбородка). От линии груди намечаем линию талии – линию бедер - середину бедра – линию нижней границе коленной чашечки. От колен пройдет линия средины голени, от средины голени – основание стопы. Линия плеч пройдет ниже подбородка на одну треть части.

 

 

Схема пропорций человека в различные возрастные периоды.

                                                                                                 


ЖИВОПИСНЫЕ НАБРОСКИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

 

Изображение фигуры человека в разнообразном движении, различных ракурсах и поворотах – трудная, но очень интересная задача. Цель набросков – передать с помощью кисти и красок общее впечатление от натуры, ее характерные особенности, движение и пропорции. Быстрый эскиз-набросок служит прекрасной подготовкой к длительной постановке – изображению фигуры человека.

Работа над набросками с окружающих нас людей – один из важных этапов изучения искусства живописи. Короткие эскизы-наброски с одетой фигуры можно выполнять кистью и акварелью способом «по сырому», широкими заливками по слегка шероховатой бумаге, используя прием «От пятна». Выбор изобразительных средств зависит от конкретной учебной задачи и от материала (акварель, гуашь). Работа над набросками носит творческий характер, так как в ее процессе проявляются самостоятельность в выборе изобразительных средств и методов работы, оригинальность в решении изобразительных задач.

Наброски представляют большие возможности изображения различных поз – от самых простых до весьма сложных по движению, которые не потребуют больших усилий натурщиков в течение длительного времени. Одежда и драпировка может быть самой разнообразной – в зависимости от возраста, профессии, социального положения – от современных спортивно-молодежных до повседневных костюмов.

Дополняя другие разделы учебной работы, занятие набросками с одетой фигуры дает возможность постоянно совершенствовать мастерство в рисунке и живописи, проводить систематическое изучение натуры и закономерностей складкообразования на драпировках, разнообразить изобразительный материал и технические приемы изображения натуры.

Занятие набросками требует систематической и целенаправленной работы, которая, несмотря на трудности в начальном периоде обучения, создает прочную основу для получения живописной грамоты. Время на выполнение одного наброска выделяется с учетом убывания. Так, на первый набросок выделяется максимум 15-20 минут, каждый последующий набросок выполняется с меньшим количеством времени. В идеале затрата времени на набросок доводится до 3-5 минут. Выполнять такие наброски следует сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, выбирая нейтральный цвет живописного материала. Так же следует объяснить учащимся выбора интересного ракурса и обратить внимание, что для выполнения этюда фигуры человека следует выбирать место более удаленное от натуры. Это дает возможность видеть натуру цельно, более точно  закомпоновать, разместить рисунок в выбранном формате

Нарисовать «точно» не означает, что надо наносить все детали, а говорить, прежде всего, о передаче самого существенного в пластике фигуры.

 

   

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: