Порядок выполнения задачи

1. Создайте базу данных. В меню Файл выберите команду Создать и из списка шаблонов на закладке Общие выберите шаблон «База данных». Сохраните создаваемую БД под именем ЖДВокзал.mdb.

2. С помощью конструктора создайте следующие таблицы: Пассажиры, содержащую информацию о пассажирах (поля: КодПассажира, ФИО, Паспорт, Льгота); тПоезда, содержащую информацию о поездах (поля: КодПоезда, Остановка, ВремяПриб, ВремяОтпр, ВремяСтоянки, Наценка); тБилеты, содержащую информацию о продаваемых билетах (поля: КодБилета, КодПассажира, КодПоезда, НомерВагона, НомерМеста, Откуда, Куда, Дата); расписание движения поездов хранится в таблице тРасписание (поля: КодРасписания, КодПоезда, ТипПоезда, ПунктОтпр, ПунктПриб, Период).

3. Свяжите таблицы в схему данных, показанную на рисунке

4. Выполните подстановку поля КодПоезда из таблицы тПоезда в одноименные поля таблиц тБилеты и тРасписание и подстановку поля КодПассажира из таблицы тПассажиры в одноименное поле таблицы тБилеты.

5. Заполните таблицы данными, введя в каждую из них не менее пяти записей.

6. С помощью запроса на выборку выведите список пассажиров, имеющих льготы.

7. С помощью запроса выведите список тех поездов, которые останавливаются в Белгороде.

8. С помощью запроса на выборку выведите список пассажиров, купивших билеты в первом квартале текущего года.

9. Выведите полную информацию о тех пассажирах, которые купили билеты на поезд, останавливающийся в Воронеже 7-го числа текущего месяца.

10. Выведите информацию о тех поездах, время следования в пути которых превышает одни сутки.

11. С помощью запроса выведите информацию о тех поездах, которые не включены в расписание движения.

12. Подсчитайте общую сумму льгот пассажиров, купивших билеты в текущем месяце.

13. С помощью запроса создайте сводную таблицу, в которую занесите прошлогодние данные о пассажирах, билетах и поездах.

14. На основе данных таблиц тПассажиры и тБилеты постройте перекрестный запрос.

 

Лабораторно-практическая работа №3.

Создание схемы базы данных

                  

Ход выполнения работы.

1. Создать БД «Кино».

 2. Создать три таблицы: «Фильмы» (Код фильма, Название фильма, Жанр фильма), «Кинотеатры» (Код кинотеатра, Название кинотеатра, Адрес кинотеатра) и «Цена билета» (Код фильма, Код кинотеатра, Цена билета).

 3. Задать структуру таблиц: имена полей и их типы, свойства полей, ключевые поля.

 4. Установить связи между таблицами. Создайте схему базы данных

 5. Заполнить таблицы данными (не менее десяти записей в каждой таблице).

 

Лабораторно-практическая работа №4.

Создание проекта Access.

Цель работы: Приобретение навыков в работе с ACCESS по созданию проектов

 Пример выполнения задания (вариант 18).

Задача 1.

Постановка задачи: Создать базу данных ОТДЕЛ КАДРОВ, поместив в нее три таблицы: СОТРУДНИК, СОСТАВ СЕМЬИ и ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, содержащие информацию о сотрудниках предприятия.

Описание прикладной области Отдел кадров предприятия.
Анализ предметной области показывает, что для автоматизации работы Отдела кадров целесообразно создать БД ОТДЕЛ КАДРОВ, состоящую из трех таблиц: СОТРУДНИК, СОСТАВ СЕМЬИ, ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ. Таблицы будут связаны между собой следующим образом:
Таблица СОТРУДНИК с таблицей СОСТАВ СЕМЬИ связываются по полю Идент код, а с таблицей ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ - по полю Должн.

Характеристики таблицы-объекта СОТРУДНИК:

  • идентификационный код Идент код (10 символов - тип текстовый);
  • фамилия Фамилия (20 символов - тип текстовый);
  • имя Имя (15 символов - тип текстовый);
  • отчество Отчество (15 символов - тип текстовый);
  • пол Пол (1 символ - тип текстовый);
  • дата рождения Дата рожд (поле типа дата);
  • место рождения Место рожд (15 символов - тип текстовый);
  • образование Образов (15 символов - тип текстовый);
  • должность Должн (15 символов - тип Мастер подстановок);
  • стаж работы Стаж работы (длинное целое - тип числовой);
  • семейное положение Сем полож (7 символов - тип текстовый);
  • дата зачисления на работу Дата зач (поле типа дата/время);
  • телефон Тел (8 символов - тип текстовый);
  • домашний адрес Адрес (поле-МЕМО).

Характеристики таблицы-объекта СОСТАВ СЕМЬИ:

  • идентификационный код Идент код (10 символов - тип Мастер подстановок);
  • отношение Отношение (10 символов - тип текстовый);
  • фамилия Фамилия (20 символов - тип текстовый);
  • имя Имя (15 символов - тип текстовый);
  • отчество Отчество (15 символов - тип текстовый);
  • год рождения Дата рожд (поле типа дата/время).

Характеристики таблицы-объекта ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ:

  • № п/п НПП (длинное целое - тип числовой);
  • название подразделения Назв подр (30 символов - тип текстовый);
  • должность Должн (15 символов - тип текстовый);
  • количество штатных единиц Кол ед (длинное целое - тип числовой);
  • должностной оклад Оклад (длинное целое - тип числовой);
  • фонд заработной платы за месяц ФЗПМ (длинное целое - тип числовой);
  • фонд заработной платы на год ФЗПГ (длинное целое - тип числовой);


Описание работы.

Загрузить Microsoft Access, выполнив действия: Пуск-> Программы -> Microsoft Access (или выполнив щелчок на соответствующей пиктограмме на панели Microsoft Office).

Для создания новой базы данных выполнить следующее:

  • В окне Microsoft Access выбрать переключатель Новая база данных, затем - кнопка .
  • В появившемся окне Новая База данных выбрать диск и открыть папку в которой будет создаваться новая БД. Затем в разделе Имя файла ввести имя создаваемой БД ОТДЕЛ КАДРОВ, выполнить щелчок по кнопке .
  • В появившемся на экране окне БД ОТДЕЛ КАДРОВ выбрать вкладку Таблицы, затем - кнопку .
  • В окне Новая таблица выбрать режим создания таблицы Конструктор, затем щелчок по кнопке .
  • Создать структуру таблицы СОТРУДНИК: В окне Конструктора таблиц заполнить соответствующие разделы: Имя поля, Тип данных, Описание. Для перехода от раздела к разделу использовать клавишу.
  • В разделе Тип данных для изменения типа раскрыть окно выбора типа, выполнив щелчок по кнопке раскрытия списка, затем выполнить щелчок в строке, содержащей соответствующий тип.
  • При этом в нижней части экрана в разделе Свойства поля появляется информация о данном типе поля. При необходимости туда можно вносить изменения, выполнив щелчок в соответствующей строке, удалив предыдущее значение, введя новое. Дополнительно можно задать формат поля, условие на значение и т.д.
  • После создания структуры таблицы необходимо задать ключевое поле. Обычно, поле, используемое в качестве ключевого, располагается в таблице первым. Для создания ключевого поля выделить поле, выполнив щелчок слева от имени поля на полосе выделения. Выполнить Правка -> Ключевое поле или выполнить щелчок по пиктограмме Ключевое поле. Слева от имени поля появится изображение ключа.
  • Поле Должн выбрать в качестве индексированного. Для этого в разделе Свойство поля выбрать строку Индексированное поле. Выполнить щелчок по кнопке раскрытия списка и выбрать строку Да (Допускаются совпадения).
  • После создания структуры таблицы сохранить ее. Выбрать Файл -> Сохранить или Сохранить как... В окне Сохранение объекта выбрать В текущей базе данных, затем ввести имя для сохранения созданной таблицы: СОТРУДНИК, затем - .
    Аналогичным образом создать структуру таблицы СОСТАВ СЕМЬИ.
  • Для поля Идент код целесообразно выбрать тип Мастер подстановок. Это позволит облегчить заполнение данными этого поля. После выбора типа Мастер подстановок откроется первое диалоговое окно Создание подстановки. В этом окне выбирается способ, которым столбец подстановки получит свои значения: из таблицы или запроса. Затем щелчок по кнопке . В следующем диалоговом окне выбирается таблица, содержащая столбец подстановки. Затем щелчок по кнопке .
    В следующем окне выбирается поле, используемое в качестве столбца подстановки и щелчком по кнопке переносится в окно Выбранные поля. Щелчок по кнопке .
    Следующее окно содержит сообщения о том, какие действия выполнить со столбцом в случае необходимости. Затем щелчок по кнопке .
    В следующем окне выполнить щелчок по кнопке . Появится сообщение о том, что перед созданием связи необходимо сохранить таблицу. Для этого выполнить щелчок по кнопке .
    В разделе Тип данных будет указан тип Текстовый, т.е. тип, соответствующий типу поля подстановки из таблицы СОТРУДНИК.
  • В таблице СОСТАВ СЕМЬИ необходимо выбрать поле Идент код в качестве индексированного поля. Для этого в разделе Свойство поля выбрать строку Индексированное поле. Выполнить щелчок по кнопке раскрытия списка и выбрать строку Да (Допускаются совпадения).
  • При сохранении таблицы отказаться от создания ключевого поля.

Создать структуру таблицы ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, включив в нее указанные поля и выбрав для них соответствующие типы.

  • В качестве ключевого поля выбрать поле Должн.

Заполнение таблиц.
Заполнение таблиц целесообразно начинать с таблицы ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, так как поле Должн этой таблицы используется в качестве столбца подстановки для заполнения соответствующего поля таблицы СОТРУДНИК.

  • В окне Базы данных выбрать нужную таблицу
  • Выполнить щелчок по кнопке
  • На экране появится структура БД в табличном виде
  • Заполнение производится по записям, т.е. вводится информация для всей строки целиком
  • Переход к следующему полю осуществляется нажатием клавиши <Tab>.
  • При заполнении первой строки следом за ней появится новая пустая строка.

Для заполнения поля МЕМО в таблице СОТРУДНИК нажать комбинацию клавиш <Shif+F2>, предварительно установив курсор в поле МЕМО. После ввода или редактирования данных в этом окне щелкнуть по кнопке .

Для заполнения данными поля Должн в таблице СОТРУДНИК использовать список поля подстановки, раскрывая его щелчком мыши по кнопке раскрытия списка. Выбор нужной должности производится щелчком мыши в соответствующей строке.

Аналогично заполняется данными поле Идент код в таблице СОСТАВ СЕМЬИ.

После заполнения таблиц данными установить связь между таблицами

:

  • Выбрать команду Сервис -> Схема данных или выбрать пиктограмму Схема данных. Появится окно Схема данных, содержащее диалоговое окно Добавление таблицы. Выбрать таблицу СОТРУДНИК, затем выполнить щелчок на кнопке , для добавления таблицы в окно Схема данных. Повторить действие для каждой таблицы, участвующей в установке связи. Для создания связей между таблицами СОТРУДНИК и СОСТАВ СЕМЬИ поместить поле Идент код из таблицы СОТРУДНИК, на соответствующее поле таблицы СОСТАВ СЕМЬИ, появится диалоговое окно Связи. Для автоматической поддержки целостности БД установить флажок Обеспечение целостности данных. Установить также флажки Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных полей. Выполнить щелчок на кнопке . В окне Тип отношений будет указан тип один-ко-многим. Соответствующим образом связать таблицы СОТРУДНИК и ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, выбрав для связи поле Должн и установив те же флажки. Затем закрыть окно Связи. При запросе на сохранeние связи выполнить щелчок на кнопке .

В окне БД выбрать таблицу ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, открыть ее в режиме Таблицы. Удалить должность "статистик". Открыть таблицы СОТРУДНИК и СОСТАВ СЕМЬИ и убедиться в том, что из таблиц исчез сотрудник, занимавший эту должность, а также сведения о его семье.

Восстановить удаленную информацию во всех таблицах.

Таблица 1
Таблица-объект СОТРУДНИК

Идент код Фамилия Имя Отчество Пол Дата рожд Место рожд Образов Должн Стаж работы Сем полож Дата зач Телефон
1314152347 Старченко Светлана Борисовна ж 22.04.43 г.Казань ср.технич. статистик 36 замужем 24.09.95 65-12-13
1545678990 Архипов Сергей Иванович м 23.03.49 г.Харьков высшее директор 30 женат 10.12.88 нет
1624790203 Круговой Геннадий Иванович м 22.04.45 г.Омск высшее зав.кафедрой 32 вдовец 01.09.90 68-14-13
1748576413 Царева Анна Николаевна ж 30.07.50 г.Харьков высшее гл.бухгалтер 29 замужем 01.01.96 47-23-15
1934789231 Каменева Татьяна Дмитриевна ж 24.06.59 г.Курск высшее начальник ОК 20 замужемм 30.12.90 65-67-72
1955443781 Безродный Владимир Михайлович м 05.09.53 г.Харьков высшее зам.директора 24 женат 01.09.92 32-32-14
2014654788 Садчиков Аркадий Викторович м 10.01.57 г.Тамбов ср.технич. диспетчер 21 холост 15.10.98 10-12-10
2055894321 Бронзов Станислав Иванович м 12.11.60 г.Москва высшее преподаватель 15 женат 31.08.94 23-10-70
2178943214 Мапошенко Юрий Николаевич м 21.11.64 г.Омск высшее специалист 13 женат 31.08.94 43-35-13
2200987654 Коваль Александра Николаевна ж 31.03.65 г.Киев высшее методист 10 замужем 01.10.92 47-67-33
2233668943 Строков Олег Викторович м 05.08.65 г.Орел высшее преподаватель 12 женат 10.09.92 69-05-03
2314743296 Бородулин Андрей Васильевич м 31.12.69 г.Киев высшее доцент 8 холост 31.08.95 27-14-12

МЕМО-поле Таблицы СОТРУДНИК

Адрес
ул.Гв.Широнинцев 21,кв.30
пер.Хрустальный 8
ул.Светлая 14,кв.55
ул.Артема 24, кв.1
ул.Героев труда 28-Б,кв.76
пр.Правды 44, кв.55
пер.Короленко 2, кв.1
ул. Революции 6, кв.2
ул.Пушкинская 54,кв2
ул.Иванова 5, кв.2
пр. Косиора 162, кв161
пр.Гагарина 117, кв.20

Таблица 2
Таблица-объект СОСТАВ СЕМЬИ

Идент код Отношение Фамилия Имя Отчество Дата рожд
1314152347 отец Старченко Николай Иванович 12/01/1917
1314152347 мать Старченко Людмила Яковлевна 25/12/1920
1545678990 сын Архипов Дмитрий Сергеевич 01/091988
1748576413 муж Царев Петр Алексеевич 14/11/1948
1934789231 муж Каменев Александр Иванович 15/02/1952
1955443781 дочь Безродная Алла Владимировна 24/06/1991
2014654788 мать Садчикова Мария Ивановна 29/04/1930
2055894321 дочь Бронзова Инна Станиславовна 15/12/1998
2178943214 сын Мапошенко Игорь Юрьевич 22/06/1992
2178943214 сын Мапошенко Владимир Юрьевич 23/08/1995
2233668943 дочь Строкова Юлия Олеговна 28/07/1985
2233668943 дочь Строкова Наталия Олеговна 14/03/1990

Таблица 3
Таблица-объект ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

Нпп Назв подр Должн Кол ед Оклад ФЗПМ ФЗПГ
1 Дирекция бухгалтер 2 230 460 5520
2 Дирекция гл.бухгалтер 1 430 430 5160
3 Дирекция директор 1 530 530 6360
4 уч.кафедра диспетчер 1 100 100 1200
5 уч.кафедра доцент 1 500 500 6000
6 уч.кафедра зав.кафедрой 1 430 430 5160
7 Дирекция зам.директора 1 500 500 6000
8 уч.кафедра методист 2 200 400 4800
9 Дирекция начальник ОК 1 150 150 1800
1800 уч.кафедра преподаватель 4 350 1800 21600
11 уч.кафедра статистик 1 100 100 1200
12 уч.кафедра Специалист 2 150 300 3600





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: