3.1. Определение пройденного расстояния на конкретном переходе S, в общем случае, производится по известной формуле:
S = V x t ход.
Но, поскольку в походных условиях V измеряется в км/час, а t ход в минутах, использовать данную формулу без микрокалькулятора затруднительно. Применив несложные преобразования, получим более удобную формулу:
S (км) = t ход(мин): t н(мин/км) (3),
где: t ход – чистое ходовое время на конкретном переходе в минутах;
t н – нормативное время преодоления 1 км местности при нормативной скорости V н в минутах на километр.
Значение t н определяют из выражения: t н = 60: V н. Для дискретных значений V н значения t н с достаточной для практического применения точностью могут быть изложены в виде легко запоминаемой табл.2.
Таблица 2
Vн, км/ч | 6,0 | 5,5 | 5,0 | 4,5 | 4,0 | 3,5 | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 1,5 | 1,0 | 0,5 |
tн, мин | 10 | 11 | 12 | 13 | 15 | 17 | 20 | 24 | 30 | 40 | 60 | 120 |
Значения S определяют с точностью не более 0,1 км.
3.2. Определение фактической длины пройденного расстояния базируется на следующих положениях:
|
|
1)на положениях, изложенным в п.2.5 и определяющим точность определения t н;
2)на жестких требованиях к измерению чистого ходового времени t ход. Так, в начале каждого перехода группе следует давать время для набора рабочего режима скорости движения, т.е. время начала движения группы фиксируется не в момент выхода группы, а 1-2 минуты спустя. При движении на переходе время непредвиденных задержек, остановок, кратковременных торможений группы при преодолении небольших локальных препятствий должно фиксироваться хронометристом и вычитаться впоследствии из ходового времени перехода.
3.3. Технология определения величины пройденного расстояния на отдельном переходе заключается в следующем:
а)на переходе определяется значение фактической скорости движения;
б)на привале определяется чистое ходовое время движения на переходе, т.е. вычитаются различные потери времени, и определяется значение нормативной скорости движения в соответствии с п.2.4.г);
в)после определения значения нормативной скорости движения по таблице находится соответствующее значение нормативного времени на преодоление 1 км местности;
г)путем деления чистого ходового времени на нормативное определяется величина пройденного расстояния. При этом, при необходимости, определяются длины различных протяженных препятствий и фиксируются в хронометражном блокноте;
д)значение приведенной скорости определяется на привале, исходя из значений нормативной скорости, но самостоятельно в хронометражном блокноте не фиксируется, а фиксируется в виде категории трудности определяемого протяженного препятствия.
|
|
Использованная литература:
1.Единая Всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ). Приложение 1. Методика категорирования пешеходного маршрута. Сборник «Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровительно-му туризму в России на 2001-2004 гг.. М., Туристско-спортивный союз России, 2001.
2. Шаяхметов Р. Отчет о пешеходном спортивном туристском походе 5 к.с. по Восточным Саянам. Приложение. Кундельский В.Л. Методика определения скорости движения и пройденного расстояния в пешеходном туризме. Уфа, 1977.
3. Кундельский В.Л. Отчет о пешеходном спортивном туристском походе 5 к.с. по Центральному Алтаю (Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты). Приложение 3. Методика определения скорости движения и пройденного расстояния в пешеходном туризме. Калуга, 1997.
4. Кундельский В.Л. О методике определения пройденного расстояния в пешеходном туризме. «Туристско-краеведческая деятельность – важнейшее средство образования, патриотического воспитания и оздоровления детей и учащейся молодежи». Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию детско-юношеского туризма России. 8-9 декабря 2003 г. М., Центр детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России, 2003.
5. Кундельский В.Л. О подходах к установлению нормативных требований к категориям сложности пешеходных спортивных туристских походов (публикуется).