Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации

Методические рекомендации

 

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации

 

Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, ставит перед педагогическим сообществом задачу объединения с целью реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и социализации детей и подростков с ОВЗ в условиях многоуровневого междисциплинарного взаимодействия. Эта задача может быть решена посредством включения в образовательную деятельность специалистов «помогающих профессий» в психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций (далее – ПМПк).

В настоящее время, в законодательном аспекте ПМПк образовательной организации действует на основе соответствующего инструктивного письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07, в которых определена деятельность консилиума и необходимая документация.

Основной целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

ПМПк организуется на базе образовательной организации и утверждается приказом руководителя, на которого, как правило, возлагается общее руководство. В состав консилиума должны входить помимо представителей администрации образовательной организации, специалисты, работающие с данной группой/классом детей: учитель и воспитатель, логопед, психолог, социальный педагог, по возможности или на время диагностического периода - педиатр, невролог или психиатр. ПМПк необходимо выстраивать взаимодействие с вышестоящими структурными подразделениями, в первую очередь с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Деятельность консилиума реализовывается в следующих направлениях:

· педагогическое направление деятельности;

· психолого-педагогическое направление деятельности;

· медико-педагогическое направление деятельности;

· социально-педагогическое направление деятельности.

Педагогическое направлениедеятельности консилиума определяет работу по формированию общей культуры личности, преодолению трудностей в обучении и адаптации ребенка с ОВЗ. Помимо этого данное направление находит свое отражение в разработке адаптированной образовательной программы.

В условиях психолого-педагогического направлениядеятельности консилиума осуществляется коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по преодолению/коррекции нарушений в развитии, сохранению соматического здоровья, созданию условий для обеспечения раскрытия возможностей путем включения ребенка в успешную деятельность (профилактика дезадаптации).

Социально-педагогическое направлениедеятельности консилиума способствует максимально эффективной социализации ребенка с ОВЗ, повышению и развитию потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со сверстниками и развитию взаимодействия с семьей.

Медико-педагогическое направлениедеятельности консилиума обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей, а также профилактику перегрузок, формирование ресурсов и предусматривает реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия.

Реализация разных направлений деятельности ПМПк призваны обеспечивать равные образовательные права (в соответствии с имеющимися возможностями) различных категорий детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации

 

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве.

Психолого-педагогическое сопровождение – это значимый компонент психолого-педагогической помощи.

Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого обучающегося в школьной среде.

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося в образовательной деятельности является обеспечение нормального развития обучающегося (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в образовательной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства.

Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:

· обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,

· обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,

· педагогов, участвующих в инклюзивной практике.

Задачи психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования:

в отношении обучающихся с ОВЗ:

· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;

· создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;

·  оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

·  обеспечение систематической помощи обучающимся с ОВЗ в ходе обучения.

·  организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;

в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием:

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

· психологическое обеспечение образовательных программ;

в отношении семей обучающихся:

· систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;

·  повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

· повышение уровня реабилитационной компетентности2 родителей обучающихся с ОВЗ;

· оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;

·  формирование психологической культуры;

в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:

·  повышение профессиональной компетентности;

·  формирование навыков командной работы;

·  формирование психологической культуры.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:

· диагностическое

· профилактическое

·  консультативное

·  коррекционно-развивающее

·  поддерживающее

·  просветительское

·  образовательное.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:

· приоритет интересов сопровождаемого;

· непрерывность сопровождения;

· целенаправленность сопровождения;

· систематичность сопровождения;

· гибкость сопровождения;

· комплексный подход к сопровождению;

· преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

· принцип сетевого взаимодействия;

· рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Сопровождение в образовательном процессе обеспечивают классный руководитель, учитель начальной школы, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк.

Важной составляющей организации сопровождения ребенка с проблемами в развитии и его родителей является психологическая поддержка образовательного процесса.

Психологическая поддержка образовательной деятельности – это целостная система деятельности специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса. Отсутствие четких представлений о содержании деятельности, о круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школы системы психолого-педагогической работы.

Деятельность специалистов сопровождения может быть реализована в двух направлениях.

Первое направление - профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.

Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная, в преодолении трудностей в обучении.

Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитием обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников.

Сопровождение может быть реализовано на разных уровнях: в школьной среде (в учебной и внеучебной деятельности), вне школы (сетевое взаимодействие) (табл. 1).

Таблица 1.

Этапы сопровождения

Уровни сопровождения ребенка

Учебная деятельность Внеучебная деятельность Сетевое взаимодействие
Первичная диагностика Учитель, классный руководитель Специалисты Специалисты ЦПРиК и др. организаций
Анализ проблем

Специалисты

Разработка индивидуального образовательного маршрута Учитель, специалисты сопровождения, родители Специалисты сопровождения, родители Специалисты сопровождения, родители
Коррекционная работа

Специалисты сопровождения

Оценка эффективности Педагогический совет ПМПк ПМПК

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: