Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации.
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
1 этап: организационный.
Цель – организация процесса психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
· определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей
· определение направлений психолого-педагогического сопровождения
· определение последовательности процесса сопровождения
· подготовка документации
· составление графика / плана работы.
2 этап – содержательный.
Цель – определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения
Задачи:
· определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;
|
|
· обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;
· включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);
· информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.
3 этап – сопроводительный
Цель – психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Задачи:
· - выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;
· - выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;
· выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время уроков и других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведение учебного материала;
· освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.);
· определение объема необходимой помощи ребенку;
· реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей)
· коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.
Предлагается более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяется всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфике, характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант оптимален для использования, когда в ходе обучения у обучающегося были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
|
|
Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом может использоваться широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.
Второй этап – анализ полученной информации.
На основе анализа определяется специфика психолого-педагогической помощи.
Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы обучающихся.
· обучающиеся, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;
· обучающиеся, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;
· обучающиеся, имеющие проблемы в развитии на данный момент;
· обучающиеся, имеющие стойкие отклонения в развитии.
Такое условное выделение групп помогает определить основные виды и направления комплексной помощи обучающимся, родителям и педагогам.
Третий этап – совместная выработка рекомендаций для обучающегося, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.
Четвертый этап – консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем обучающегося.
Пятый этап – деятельностный - выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)
Седьмой этап – дальнейший анализ развития обучающегося; изменение образовательного маршрута обучающегося. (Что мы делаем дальше?)
Все этапы условны, так как у каждого ученика свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: обучающегося, родителей, педагогов, специалистов.
Алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения обучающегося в образовательной организации, который на современном этапе можно представить следующим образом:
1. Первичная диагностика.
2. ПМПк.
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
4. Разработка адаптированной образовательной программы.
5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
6. Динамическая диагностика.
7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.
Приложение 1.