Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1 этап: организационный.

Цель – организация процесса психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

· определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей

· определение направлений психолого-педагогического сопровождения

· определение последовательности процесса сопровождения

· подготовка документации

· составление графика / плана работы.

2 этап – содержательный.

Цель – определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения

Задачи:

· определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;

· обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;

· включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

· информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.

3 этап – сопроводительный

Цель – психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Задачи:

· - выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

· - выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;

· выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время уроков и других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведение учебного материала;

· освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.);

· определение объема необходимой помощи ребенку;

· реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей)

· коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.

Предлагается более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяется всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфике, характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант оптимален для использования, когда в ходе обучения у обучающегося были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом может использоваться широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется специфика психолого-педагогической помощи.

Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы обучающихся.

· обучающиеся, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;

· обучающиеся, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;

· обучающиеся, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

· обучающиеся, имеющие стойкие отклонения в развитии.

Такое условное выделение групп помогает определить основные виды и направления комплексной помощи обучающимся, родителям и педагогам.

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для обучающегося, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.

Четвертый этап – консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем обучающегося.

Пятый этап – деятельностный - выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап – дальнейший анализ развития обучающегося; изменение образовательного маршрута обучающегося. (Что мы делаем дальше?)

Все этапы условны, так как у каждого ученика свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: обучающегося, родителей, педагогов, специалистов.

Алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения обучающегося в образовательной организации, который на современном этапе можно представить следующим образом:

1. Первичная диагностика.

2. ПМПк.

3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

4. Разработка адаптированной образовательной программы.

5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.

6. Динамическая диагностика.

7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.

 

 

Приложение 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: