1. Формирование социальной компетентности, общения, навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
2. Развитие самопознания дошкольников в различных социальных ситуациях.
3. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении.
4. Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения
5. Обучение навыкам эффективного взаимодействия в конфликте.
6. Работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей.
7. Обучение навыкам анализа ситуаций общения.
8. Организация индивидыульной и груповой формы работы психолога с ребенком: консультации, беседы, тернинги.
9. Работа направленная на стабилизацию эмоцинальной сферы ребенка со школьной дезадаптацией.
10. Снижение тревожности.
11. Диагностика психологической готовности к школе.
12. Поддежка родителей.
13. Внимание учителей.
14. Налаживание контактов со сверстниками.
15. Коррекция темпа речи.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку на этапе адаптации»
• Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: ―Как прошел твой день в школе Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
• Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
• Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнятьдомашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этихустановок.ЭтопоможетсформироватьхорошиеПродемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка естьвсе необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенокобращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите емунайти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
• Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
• Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например, на полчаса больше можно посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
• Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
• Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Заключение
Данные выше рекомендации по профилактике и коррекции школьной и социальной дизадаптации помогут как педагогом учебных заведений, так и родителям.
По скольку поступление ребенка в школу довольная острая и проблематичная проблема, с эмоциональной стороны, как для учащегося так и для его родителя, следует прибегать к выше перечисленным рекомендациям либо посоветоваться с психологом или же педагогм того учереждения, в которое поступает будующий школьник.
Перед тем, как приступать к работе над той или иной дезадаптаций, следует разобраться в её задачах и причинах, которые выделены выше в этой работе.
Вовлечения родителя в сферу школьной и социальной адаптации очень важна и требует серьезных усилий.
Для того, чтобы найти составленый, на данный момент, материал я прибегал к таким авторам, как Крылова Т.А, Струкова М.Л.
За исключением этого были найдены определения:
«адаптация», «дезадаптация», «учебная дезадаптация», «социальная дезадаптация», «когнитивный компонент», «эмоционально-личностный компонент» и т.п.
Список литераты
Интернет-ресурс и учебники психологов-педагогов представляем:
1) Карандашев В.Н., Крылова Т.А., Лисянская А.С. Курс комплексного развитиямладших школьников. Программа, занятия, дидактические материалы. – СерияНовые стандарты: учимся работать. Универсальные учебные действия (учебно-методическое пособие). - Волгоград: Учитель, 2011 – 303 с.
2) Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.:Питер, 2003
3) Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации упервоклассников // Школьный психолог, 2003 № 18
4) Педагогические условия [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: «spravochnick.ru». Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_usloviya_preduprezhdeniya_i_korrekcii
Приложние 1
Стратегии и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации(избегание и снижение уровня напряженности)
6 правил
Правило 1.
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не наличности ученика.
⇾ Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось –это правило «здесь и сейчас».
⇾ Будьте доброжелательны в отношении ученика, применяя в общении с ним девиз «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все же еще ссимпатией отношусь к тебе».
Правило 2
Займитесь своими негативными эмоциями
l Контролируйте отрицательные эмоции
Правило 3
Не усиливайте напряжение ситуации
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
⇾ Повышаем голос
⇾ Произносим фразу типа «Учитель здесь пока еще я»
⇾ Начинаем кричать
⇾ Используем такие позы и жесты, которые «давят»6 напряженная поза,сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»
⇾ Обращаемся к оценке характера ученика
⇾ Втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему
⇾ Настаиваем на своей правоте
⇾ Читаем проповеди
⇾ Ставим учеников в угол
⇾ Оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»
⇾ Изображаем негодование
⇾ Придираемся, изводим кого-то придирками
⇾ Сравниваем одного ученика с другим
⇾ Поощряем ученика, награждая его
Правило 4
Обсудите проступок позже:
⇾ Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать – тогда можнообсудить инцидент с учеником
⇾ Когда учитель будет в состоянии дать описание нарушения поведенияобъективно, причем именно того, что произошло, а не того, кто виноват вэтом – т.е. описать действия, а не действующего
⇾ Целесообразно на нарушение отреагировать немедленно, а серьезноеобсуждение отложить на время
Правило 5
Позвольте ученику «сохранить лицо»
Правило 6
Демонстрируйте модели неагрессивного поведения
Приложение 2