Принципы международных коммерческих договоров унидруа (далее - Принципы). 16 страница

--------------------------------

<1> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2001 - 2002 гг. С. 318 - 321.

<2> См.: Там же. С. 322 - 325.

 

Аналогичные подходы нашли отражение в ряде решений МКАС, вынесенных в 2003 - 2008 гг. Например, по следующим делам: N 151/2002 (решение от 25.06.03) <1>, N 57/2001 (решение от 15.08.03) <2>, N 56/2003 (решение от 02.02.04) <3>, N 55/2003 (решение от 12.03.04) <4>, N 133/2003 (решение от 10.02.05) <5>, N 92/2005 (решение от 27.03.06) <6>, N 100/2007 (решение от 31.07.08).

--------------------------------

<1> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2003 г. С. 136 - 142.

<2> См.: Там же. С. 161 - 169.

<3> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2004 г. С. 34 - 41.

<4> См.: Там же. С. 90 - 96.

<5> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2005 г. С. 77 - 80.

<6> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2006 г. С. 119 - 123.

 

2.4. Комплектность и ассортимент

 

Комплектность и ассортимент входят в понятие "описание товара", предусмотренное Венской конвенцией. Поэтому к условиям контракта о комплектности и ассортименте применяются положения Конвенции, относящиеся к соответствию товара.

В практике международной торговли и в ГК РФ различают понятия "комплектность товара" ("комплектность продукции") и "комплект товаров".

Комплектность товара предполагает необходимость его поставки в такой совокупности составных частей, которая позволяет использовать товар по назначению. В эту совокупность, обычно устанавливаемую соответствующей нормативно-технической документацией, входят узлы, детали, агрегаты и т.п., составляющие законченное изделие. К числу комплектующих изделий, входящих в эту совокупность, относятся также принадлежности, связанные общим хозяйственным назначением с главной вещью и необходимые для эксплуатации основного изделия и ухода за ним. Сюда же относятся запасные части к основному изделию, поставка которых вместе с изделием предусмотрена нормативно-технической документацией на изделие. Отсутствие в контракте указаний о необходимости соблюдения комплектности товара при его поставке не освобождает продавца от этой обязанности.

ГК РФ (ст. 478) исходит из того, что комплектность товара должна определяться в договоре. Коль скоро она не установлена сторонами, продавец обязывается передать товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Контрактом может предусматриваться, например, поставка товара без отдельных его частей или неединовременная поставка отдельных частей. Аналогичное правило закреплено в ОУП СЭВ применительно к машинам и оборудованию. В арбитражной практике это предписание толкуется как относящееся к машинам и оборудованию, составляющим законченное целое, связанное единым техническим и экономическим назначением <1>.

--------------------------------

<1> См.: Арбитражная практика. Ч. XI. С. 11, 12.

 

Комплект товаров означает, что продавец принял на себя обязанность поставить товар в совокупности его составных частей, предусмотренных в контракте. Такая совокупность может включать законченные изделия в определенном номенклатурном наборе, как связанные, так и не связанные единым хозяйственным назначением. В нее могут входить и запасные части, предназначенные для использования после окончания гарантийного периода. Обязательство поставки комплекта товаров возникает только тогда, когда об этом прямо указано в контракте. Особым видом такой поставки является поставка комплектного оборудования для сооружаемых в стране покупателя объектов.

Согласно ГК РФ (ст. 479) при наличии в договоре обязанности продавца передать покупателю набор товаров в комплекте (комплект товаров) обязательство считается исполненным с момента передачи товаров, включенных в комплект. При этом, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно.

При несоответствии качества части товаров, входящих в комплект, в отношении ее применяются общие правила ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества (п. 4 ст. 475).

ОУП СССР - КНДР (§ 9), ОУП СЭВ (§ 18) и ОУП СССР - СФРЮ (§ 19) устанавливают, что, если в контракте на машины и оборудование не предусмотрены конкретные сроки поставки их частей, датой поставки считается день передачи последней части машины или оборудования, без которой не могут быть пущены в эксплуатацию данная машина или оборудование. Согласно ОУП СЭВ - Финляндия (п. 8.1.2) поставка товара не считается выполненной до тех пор, пока продавец не передаст товар со всеми принадлежностями и технической документацией, которые в соответствии с контрактом должны быть переданы одновременно с товаром.

ГК РФ (ст. 480) устанавливает последствия нарушения условия о комплектности. При передаче некомплектного товара (т.е. нарушении предписаний ст. 478) покупателю предоставлено альтернативное право потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок. Если продавец в разумный срок не выполнил требования о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору потребовать замены некомплектного товара на комплектный либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Правила о последствиях передачи некомплектного товара применяются и при нарушении обязанности передать комплект товаров, но лишь в случае, когда иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа обязательства (п. 3 ст. 480).

Применительно к договору поставки ГК РФ (ст. 519) предусмотрено исключение из правил ст. 480. Эти правила не применяются, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует их либо заменит комплектными. Как и в случае поставки товара ненадлежащего качества покупателю (получателю), осуществляющему продажу в розницу, предоставлено право требовать замены в разумный срок некомплектных товаров, возвращенных потребителем, комплектными, если иное не предусмотрено договором поставки (см. выше о последствиях поставки товаров ненадлежащего качества). В дополнение к общим правам покупателя, предусмотренным ст. 480 ГК РФ, он наделен такими же правами при недоукомплектовании товаров в установленный срок, как и при незамене некачественных товаров, а также правом на отказ от оплаты некомплектных товаров, а при их оплате - требовать возврата уплаченных сумм, пока не будет произведено доукомплектование (ст. 520 ГК РФ).

В практике применения ОУП СЭВ при некомплектности товара покупатели обычно требовали доукомплектования товара в соответствии с условиями контракта и уплаты штрафа за просрочку поставки, исчисляемого от стоимости всего комплекта <1>. Однако, если в контракте определены конкретные сроки поставки частей машин или оборудования и имела место недопоставка какой-то части, штраф исчисляется со стоимости этой части <2>. Учитывая, что некомплектно отгруженные машины и оборудование не считаются поставленными до их укомплектования, в одном из арбитражных решений признается обоснованным отказ от некомплектно поставленного товара, если его доукомплектование не последует в сроки, установленные в п. 1 § 87 ОУП СЭВ (четыре месяца, а для крупного оборудования несерийного производства - шесть месяцев) <3>.

--------------------------------

<1> См.: Арбитражная практика. Ч. VIII. С. 15, 16.

<2> См.: Арбитражная практика. Ч. III. С. 123 - 130.

<3> См.: Арбитражная практика. Ч. VI. С. 28 - 30.

 

Контракты на поставку комплектного оборудования имеют ряд особенностей, о которых см. § 9 настоящей главы.

В практике МКАС возникал вопрос по поводу обоснованности претензии о некомплектности переданного товара при наличии акта сдачи-приемки, подписанного покупателем без оговорок. МКАС (дело N 236/1996, решение от 06.04.98) <1> в иске покупателю отказал, сославшись на подписанный им акт приемки без заявления претензий по комплектности переданного товара.

--------------------------------

<1> См.: Арбитражная практика... за 1998 г. С. 92, 93.

 

Под ассортиментом понимается определенное соотношение товаров по видам, моделям, размерам, фасонам, цветам или иным признакам.

Согласно ГК РФ (п. 2 ст. 467), если ассортимент в договоре не определен и не установлен порядок его определения, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, продавцу предоставлено право либо самому определить ассортимент передаваемых товаров, исходя из известных ему на момент заключения договора потребностей покупателя, либо отказаться от исполнения договора. Подробно оговорены в ГК РФ последствия нарушения условия об ассортименте товаров (ст. 468), а также порядок определения ассортимента товаров при восполнении недопоставки (ст. 512).

Следует обратить внимание на то, что Венская конвенция не предусматривает права продавца самостоятельно определять спецификацию (ассортимент) поставляемого товара, когда она не установлена соглашением сторон. Имеющиеся в Конвенции предписания (ст. 65) рассчитаны на другой случай: когда контракт сторон предусматривает, что покупатель должен определить ассортимент поставляемого товара, но покупатель не выполняет этого в согласованный срок либо в разумный срок после получения запроса продавца. В таких случаях продавец сам определяет ассортимент подлежащего поставке товара, исходя из известных ему требований покупателя, но он должен подробно проинформировать покупателя о содержании подготовленной им спецификации, установив ему разумный срок для составления иной спецификации. И лишь в случае, если покупатель не воспользуется предоставленным ему правом, подготовленная продавцом спецификация становится обязательной.

ОУП СЭВ содержат ряд положений по этому вопросу. Они предоставляют покупателю право отказаться от приемки части товара ввиду несоблюдения продавцом установленного контрактом ассортимента. Если это нарушение видно из документов, на основании которых произведен платеж, покупатель имеет право потребовать от банка частичного возврата уплаченной суммы счета (п. 3 § 64).

Требования, связанные с нарушением комплектности и ассортимента, приравниваются ОУП СЭВ (п. 1 "а" § 39) к претензиям по качеству. Соответственно, они должны быть заявлены в те же сроки (см. выше). Непредъявление такой претензии в срок лишает покупателя права обращаться в арбитраж. Аналогично решается этот вопрос и в ОУП СССР - КНР (п. 4 § 43), ОУП СССР - КНДР (п. 1 § 59) и ОУП СССР - СФРЮ (п. 1 § 53).

 

2.5. Тара и упаковка

 

ГК РФ содержит требования к таре и упаковке (ст. 481) и последствия передачи товара без тары и/или упаковки либо в ненадлежащей таре и/или упаковке (ст. 482). Применительно к договору поставки в ГК РФ включены специальные положения, относящиеся к многооборотной таре и средствам пакетирования, а также возврату иных видов тары (ст. 517).

По своему содержанию требования ГК РФ к таре и упаковке (п. п. 1 и 2 ст. 481) аналогичны предписаниям Венской конвенции (п. 2 "d" ст. 35). Специальное положение ГК РФ (п. 3 ст. 481) касается случая, когда существуют обязательные требования к таре и упаковке, а продавец осуществляет предпринимательскую деятельность. Указания ГК РФ о последствиях нарушения условия о таре и/или упаковке (п. 1 ст. 482) также в принципе аналогичны предписаниям Конвенции, согласно которой (ст. 35) несоблюдение условия о таре и/или упаковке рассматривается как передача товара, не соответствующего договору. Вместе с тем необходимо обратить внимание на указания п. 2 ст. 482 ГК РФ, позволяющие покупателю при передаче ему товара без тары и/или упаковки либо в ненадлежащей таре и/или упаковке прибегнуть по его усмотрению к средствам защиты, установленным для случая передачи товара ненадлежащего качества (предусмотренным ст. 475 ГК РФ).

ОУП СЭВ (§ 31) следующим образом определяют требования к таре и упаковке:

"1. Если в контракте нет особых указаний относительно упаковки, продавец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой для экспортных товаров в стране продавца, которая обеспечила бы сохранность груза при перевозке, с учетом возможных перегрузок, при надлежащем и обычном обращении с грузом. В соответствующих случаях должны учитываться также продолжительность и способы транспортировки.

2. Перед упаковкой должна быть произведена надлежащая смазка машин и оборудования, обеспечивающая их сохранность от коррозии".

Так же сформулированы требования к упаковке и в ОУП СССР - КНДР (§ 15). Аналогичная формулировка содержится в ОУП СССР - КНР (§ 13) и ОУП СССР - СФРЮ (§ 27). Отличие состоит в том, что ОУП СССР - КНР в качестве критерия при определении требований к упаковке предусматривают не использование при экспортных поставках, а применимость к данного рода товару. Об особенностях подхода к этому вопросу в ОУП СЭВ - Финляндия см. § 3 гл. 5.

В арбитражной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с нарушениями, допущенными продавцами в отношении тары или упаковки.

Так, при разрешении спора по делу N 66/1987 (решение от 11.05.88) <1> было установлено, что продавец без согласования с покупателем изменил предусмотренные контрактом условия об упаковке товара. Независимо от того, что это не привело к порче товара и обеспечивало его сохранность при морской транспортировке, на продавца были отнесены расходы по переупаковке товара. Необходимо в этой связи отметить, что тара и упаковка многих товаров придают им определенный внешний вид, который может оказать решающее воздействие на возможность продажи и перепродажи товара. Упаковка играет роль и при определении ответственности перевозчика за утрату или повреждение товара в тех случаях, когда такая ответственность ограничивается определенной суммой за отдельное место или единицу товара.

--------------------------------

<1> См.: Арбитражная практика за 1986 - 1991 гг. С. 34 - 36.

 

При разрешении спора по другому делу арбитраж при ТПП РФ возложил на продавца ответственность за ухудшение качества товара во время транспортировки, установив, что продавец нарушил условие контракта относительно упаковки <1>.

--------------------------------

<1> См.: Внешняя торговля. 1987. N 8. С. 42 - 43.

 

В третьем случае на продавца была возложена ответственность за недостачу товара, обнаруженную в пункте назначения, поскольку было установлено, что товар был загружен в контейнер, имевший внутренние неисправности, а в обязанность продавца входила проверка контейнера до загрузки в него товара <1>. На продавца было возложено и возмещение дополнительных расходов покупателя, поскольку они были вызваны задержкой разгрузки транспортных средств в пункте назначения из-за несоответствия тары требованиям контракта <2>.

--------------------------------

<1> См.: Арбитражная практика. Ч. XI. С. 26 - 27.

<2> См.: Там же. С. 47.

 

В четвертом случае (дело N 226/2001, решение от 12.11.03) <1>, о котором уже упоминалось выше, на индийскую фирму (продавца) была возложена ответственность за порчу товара, вызванную его ненадлежащей упаковкой (отгрузочные паллеты оказались поврежденными и не были обтянуты пленкой, в значительной части поступившие мешки были порваны, вследствие чего их содержимое частично высыпалось, а также подмочены, что привело к тому, что содержавшийся в них товар оказался со следами подмочки и плесени). На продавца была возложена обязанность возвратить покупателю (российской организации) стоимость товара, оказавшегося некачественным. В этой связи следует особо обратить внимание на то, что сам по себе факт поступления товара в поврежденной упаковке в пункт назначения отнюдь не означает, что на продавца может быть за это возложена ответственность, если не доказано, что такое повреждение явилось следствием действий или упущений продавца. Наглядно это видно на примере дела N 222/2000 (решение от 20.08.01) <2> по иску российской организации (продавца) к германской фирме (покупателю). На покупателя была возложена обязанность полностью оплатить продавцу поставленный товар.

--------------------------------

<1> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2003 г. С. 234 - 243.

<2> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2001 - 2002 гг. С. 130 - 133.

 

Не следует смешивать вопрос об обязанностях продавца по упаковке товара с порядком формирования отгружаемых партий. При разрешении спора (дело N 94/1996, решение от 27.01.97) <1> между российской организацией (продавец) и итальянской фирмой (покупатель) выяснилось, что неоплата товара покупателем мотивировалась несоответствием этого товара требованиям контракта по его упаковке. Покупатель считал: то обстоятельство, что стороны согласовали количество серий товара (22) и упаковку в определенное число тарных единиц, означает, что каждая серия товара должна отгружаться отдельной партией. Продавец упаковал товар в согласованное сторонами количество тарных единиц, но отправил 23 партиями. Поскольку покупатель не доказал нарушения продавцом согласованных в отношении упаковки условий, а количество партий, которыми подлежал отгрузке товар, контрактом не регламентировалось, отказ покупателя от приемки товара был признан необоснованным и требование продавца удовлетворено. Вместе с тем в практике встречаются случаи, когда несоблюдение продавцом требований контракта в отношении расфасовки товара (количества товара в одной тарной единице) приводит к существенному нарушению условий контракта, вызывающему обоснованный отказ покупателя от его исполнения. Так, в одном случае оказалось, что поставляемый по контракту товар предназначен для использования в технологическом процессе как один из компонентов в определенной пропорции еще с двумя веществами. Предусмотренная контрактом расфасовка (50 кг в одном мешке) позволяла механически смешивать данный товар с другими компонентами без необходимости его перевешивания и переупаковки. Поскольку товар российским заводом-изготовителем без согласования с продавцом был расфасован и отгружен по 35 кг в одном мешке, его использование привело бы к неразумным неудобствам и расходам для покупателя. Это было признано продавцом, в связи с этим арбитражного разбирательства не последовало.

--------------------------------

<1> Арбитражная практика за 1996 - 1997 гг. С. 158 - 160.

 

§ 3. Маркировка

 

Ни в Венской конвенции, ни в гражданском законодательстве, действующем на территории России, не определены требования к маркировке, представляющей собой наносимое на упаковку каждого грузового места условное обозначение, которое включает необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю данные. Содержание маркировки определяется либо по соглашению сторон, либо правилами перевозки, либо свойствами самого товара - в случае предупредительной (предохранительной) маркировки, например надписи и знаки, указывающие на способ обращения с товаром при погрузке, выгрузке и хранении, такие как "верх", "не кантовать", "огнеопасно" и др. Нанесение предупредительной маркировки следует признать обязанностью продавца независимо от указаний об этом в контракте.

Венская конвенция (п. 1 ст. 32) относит маркировку к числу таких средств, с помощью которых производится четкая идентификация товара для целей договора. При отсутствии такой идентификации на покупателя не переходит риск за товар (п. 2 ст. 67).

Конкретные требования к маркировке, сформулированные в диспозитивной форме, содержатся в ОУП СССР - КНР (§ 16), ОУП СССР - КНДР (§ 18), ОУП СЭВ (§ 34), ОУП СЭВ - Финляндия (п. п. 6.4.1 - 6.4.6) и ОУП СССР - СФРЮ (§ 30). По содержанию они в основном совпадают, хотя и имеют некоторые отличия, в частности по вопросу о языке, на котором должна наноситься маркировка.

Инкотермс 2000 для всех базисных условий (п. А.9) предусматривают обязанность продавца обеспечить надлежащим образом маркировку упаковки.

В арбитражной практике исходят из того, что, если из-за нарушения требования о маркировке у покупателя возникают дополнительные расходы, продавец обязан их возместить <1>.

--------------------------------

<1> См.: Арбитражная практика. Ч. XI. С. 47.

 

При разрешении спора между российской организацией и индийской фирмой (дело N 226/2001, решение от 12.11.03) <1> было установлено, что часть мешков, в которые был упакован товар, имела двойную маркировку (одну - для истца, другую - для поставки в третью страну), что было признано свидетельством недобросовестности продавца. В решении по делу N 107/2002 от 16.02.04 <2> по иску российской организации (продавец) к фирме из США (покупатель) особо отмечена обоснованность действий продавца. В данном деле по причинам, зависящим от покупателя, на длительный срок была задержана отгрузка товара. В связи с этим продавец неоднократно вносил покупателю предложения о его реализации третьим лицам. Поскольку в соответствии с условиями контракта товар был промаркирован торговой маркой покупателя и не мог быть продан третьим лицам без согласия покупателя, запрашивалось такое согласие.

--------------------------------

<1> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2003 г. С. 234 - 243.

<2> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда... за 2004 г. С. 48 - 57.

 

§ 4. Техническая и товарная документация

 

Как отмечалось выше, Венская конвенция (ст. 34) обязывает продавца передать покупателю относящиеся к товару документы, коль скоро это предусмотрено договором, и устанавливает последствия невыполнения этой обязанности. В ГК РФ (п. 2 ст. 456) применен иной подход, ведущий к аналогичному результату. Во-первых, оговорено, что такая обязанность существует, если иное не предусмотрено договором. Во-вторых, подлежат передаче одновременно с передачей товара относящиеся к нему документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкция по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Но применительно к международной купле-продаже передача документации обусловливается по общему правилу соглашением сторон (договором). Поэтому об обязательности ее передачи, если это не предусмотрено договором, можно говорить лишь в тех случаях, когда она основана на международных актах, например Общих условиях поставок, носящих нормативный характер.

Поскольку представление такой документации по общему правилу имеет целью дать покупателю возможность осуществить приемку товара надлежащим образом, предупредить поставку не соответствующего требованиям контракта товара, а в определенных случаях - приступить к использованию товара без его дополнительной проверки, невыполнение продавцом подобной обязанности влечет за собой ряд неблагоприятных последствий. Поэтому в международной торговле широко распространена практика предоставления продавцом покупателю товарных документов, а при необходимости и так называемой технической документации. Она нашла отражение в действующих обычаях международной торговли, в Инкотермс 2000, а также используется сторонами при заключении контрактов.

Специальные положения по этим вопросам содержатся в ОУП СЭВ и других Общих условиях поставок, применяемых российскими субъектами права при заключении и исполнении контрактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: