Принципы международного права

Под принципом международного права понимается основополагающее правило поведения государств, имеющее важнейшее значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы. Следовательно, принцип международного права – это норма, имеющая общий и обязательный характер для всех субъектов.

Основные принципы международного права являются принципами jus cogens, т.е. такие общепризнанные нормы поведения государств, которые составляют фундамент международного правопорядка и имеют основополагающее значение при решении глобальных международных проблем.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Отражение этих принципов в договоре (Уставе ООН) придает им силу юридически обязательных норм поведения. Все другие принципы международного права и международные договоры не должны противоречить основным принципам международного права в силу их императивности.

Принимая во внимание содержание основных принципов, их можно условно классифицировать по трем группам.

1. Основные принципы обеспечения международного мира и безопасности: неприменение силы и угрозы силой (принцип ненападения), принцип мирного разрешения международных споров, принцип нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств.

2. Основные принципы сотрудничества государств: суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, добросовестное выполнение международных обязательств, сотрудничество государств;

3. Основные принципы защиты прав народов (наций) и человека: принцип равноправия и самоопределения народов, принцип уважения прав и свобод человека.

Принцип неприменения силы и угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в XX столетии. До этого международное право считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом.

Прежде всего, рассматриваемый принцип является универсальным и обязательным. Это означает, что принцип распространяется на все государства независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства.

Принцип ненападения обязывает каждое государство:

а) воздерживаться как от прямого, так и от косвенного применения вооруженной силы первым;

б) воздерживаться от пропаганды агрессивной войны;

в) воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства, а также демаркационных линий, линий перемирия, установленных международными договорами;

г) воздерживаться от применения вооруженной силы в качестве средства разрешения международных споров;

д) воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы;

е) не применять насильственных действий, препятствующих осуществлению народами их права на самоопределение;

ж) запрещать организацию, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организацию или поощрение организации иррегулярных сил, вооруженных банд, состоящих, в частности, из наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Принцип неприменения силы и угрозы силой не исключает правомерного применения силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

Вооруженная сила может быть применена народами колониальных и зависимых стран в борьбе за свою независимость при осуществлении своего права на самоопределение.

Составной частью принципа неприменения силы и угрозы силой является запрещение пропаганды войны.

Принцип неприменения силы и угрозы силой самым тесным образом связан с системой поддержания международного мира и безопасности, являясь ее центральным звеном.

Принцип разрешения международных споров мирными средствами сложился в международном праве лишь в XX столетии. Хотя международному праву с момента его возникновения были известны мирные средства разрешения международных споров, оно не содержало обязательства для государств разрешать споры исключительно мирным путем, не прибегая к силе.

Статут Лиги Наций поставил в определенные рамки право государств обращаться к войне как средству разрешения споров между ними, обязав их начинать урегулирование споров с мирных средств. В Парижском договоре об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 года, объявившем агрессивную войну запрещенной с точки зрения международного права, было закреплено обязательство государств разрешать свои споры исключительно мирными средствами.

Подтверждение и закрепление в Уставе ООН принципа разрешения международных споров мирными средствами придало ему всеобъемлющий характер.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Суверенность государства является политико-правовой предпосылкой для его полноправного и равноправного участия в международном общении. Это свойство государства обусловливает и самостоятельность во всем, что касается его внутренней жизни: от установления и поддержания экономического и политического строя, создания и функционирования органов власти, управления и правосудия до различных проявлений общественной жизни. Все это не может являться предметом каких-либо действий со стороны другого государства или международной структуры либо их действий, направленных на оказание влияния или давления на то, что происходит внутри страны.

За десятилетия своего функционирования принцип невмешательства, как и его концепция, обрел глубокое и разностороннее развитие в таких актах ООН как Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году, и ряде других решений.

Принцип невмешательства закреплен в Уставе ООН, Декларации принципов международного права 1970 года, Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Наиболее важными элементами принципа являются обязательства государства:

- не организовывать, не разжигать, не финансировать, не подстрекать или не допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, не способствовать ей, а также не вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве;

- воздерживаться от оказания содействия, поощрения или поддержки, прямо или косвенно, мятежной или сепаратистской деятельности в других государствах под каким бы то ни было предлогом или от каких-либо действий, направленных на нарушение единства либо подрыв стабильности другого государства или любого из его институтов;

- воздерживаться от организации, обучения, финансирования или вооружения политических и этнических групп на своей территории или территории другого государства с целью осуществления подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений в других странах.

Не является вмешательством во внутренние дела осуществление мер контроля, проверки и инспекции на месте, предусмотренных международными соглашениями (например, по вопросам разоружения).

Принцип сотрудничества государств был заложен в основу деятельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Уставе в качестве одного из основных принципов современного международного права. Обязанность сотрудничества во всех сферах международного общения существует независимо от различия политических, экономических и социальных систем государств.

Цели сотрудничества между государствами:

· поддержание международного мира и безопасности;

· содействие обеспечению международной экономической стабильности и прогрессу;

· повышение общего благосостояния народов;

· содействие экономическому росту развивающихся стран.

Существенный вклад в утверждение и дальнейшее развитие принципа сотрудничества государств внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Принцип сотрудничества не следует понимать буквально. Его необходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами. Принцип сотрудничества как международно-правовую обязанность государств следует отличать от самой деятельности государств по реализации сотрудничества, которая должна осуществляться в соответствии с этим принципом. Эта деятельность должна осуществляться в рамках международного права и прежде всего при строгом соблюдении предписаний других основных принципов международногоправа.

Принцип равноправия и самоопределения народов стал основным принципом общего международного права с образованием ООН.

В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, согласно которому «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и каждое государство обязано уважать это право».

В то же время в нем содержатся и важные ограничительные положения.

- каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод,

- способами осуществления права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

- наличие требования об отказе от любых действий, ведущих к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств,

- условия, при соблюдении которых само право на самоопределение, по существу, ограничивается и не может включать в себя расчленение государств, нарушение территориальной целостности, политического единства государства.

Право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.

Нередко право народов на самоопределение, провозглашаемое основой всех других прав человека, стремятся свести к праву только на отделение, при практической реализации которого происходит грубейшее нарушение прав и свобод человека.

Принцип суверенного равенства государств. Государства участвуют во взаимных отношениях и в многостороннем международном общении, обладая суверенитетом как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних делах. Государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В Декларации 1970 года принцип суверенного равенства государств трактуется как имеющий «первостепенное», «основополагающее значение». Важнейшую роль принцип суверенного равенства играет при создании и функционировании межправительственных международных организаций.

Концепция суверенного равенства включает следующие элементы:

1) все государства юридически равноправны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему;

6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;

7) право каждого государства на свободу и политическую независимость;

Каждое государство имеет равное право на обеспечение своей безопасности, не нанося ущерба безопасности других государств. Проявлением суверенитета и суверенного равенства государств является иммунитет каждого из них от юрисдикции другого государства (par in parem non habet imperium).

Одним из основных принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda), появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер (jus cogens).

Исторически государства исходили из общей заинтересованности в незыблемости заключенных договоров. По мере становления общего международного права этот принцип стал признаваться в качестве юридически обязательного для всех государств.

Добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности.

В силу данного принципа субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно, то есть честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств.

Венская Конвенция 1969 года предусматривает отказ от исполнения международно-правовых обязательств, однако он должен осуществляться только на основании международного права.

Принцип нерушимости границ, сформулированный в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, означает взаимный отказ государств Европы, а также США и Канады от политического посягательства на государственные границы, то есть от односторонних действий или требований, направленных на изменение юридического оформления или фактического положения границы. Это, по существу, отказ от территориальных притязаний.

В настоящее время в международных документах применительно к рассматриваемому вопросу используются три термина: «неприкосновенность границ», «нерушимость границ» и «неприкосновенность и нерушимость границ».

Очевидно, что действуют два принципа с различным правовым содержанием: принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ. Принцип неприкосновенности границ входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 года, а первый носит региональный характер.

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства.

Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.

Концепция территориальной целостности государств была выдвинута в период после Второй мировой войны развивающимися странами в ответ на стремление колониальных держав препятствовать национально-освободительному движению колоний и попыткам дробления их территорий.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

В Декларации принципов международного права говорится, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

В документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года говорится об уважении «территориальной целостности», «политической независимости», «единства любого государства-участника».

В последнее время чаще используется комплексная формула – принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.

Принцип уважения прав человека и основных свобод получил признание в качестве основного принципа общего международного права с принятием Устава ООН.Тем самым была признана неразрывная связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и соблюдением основных прав и свобод человека.

В последующем международным сообществом было принято большое число документов по правам человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года перечисляются основные права и свободы человека, которые государства обязались предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем принятия соответствующих законодательных и других мер. В то же время допускается возможность основанных на законе ограничений, например для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Согласно этим и другим документам, государства обязались пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие в особенности от международных преступлений (агрессия, геноцид, апартеид, военные преступления), расовой дискриминации, защищать интересы индивидов от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций, гарантировать отдельные категории прав человека (трудовые права, семейные права, свободу информации, свободу ассоциаций, пользование культурой, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев).

Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека должны соблюдаться во всех государствах и действовать в отношении всех лиц под юрисдикцией государства без какой-либо дискриминации, а международное право устанавливает в этом отношении минимальные стандарты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие международного права и его особенности.

2. Направления в теории международного права о соотношении международного и внутригосударственного права.

3. Система международного права как отрасли права и как учебной дисциплины.

Содержание основополагающих принципов международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: