Методика разработки деловой игры

 Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

 1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты?

 

ТЕМА ИГРЫ. При ее выборе необходимо учитывать возможности

учащихся группы, их способности, уровень и глубину знаний, трудолюбие,

активность. Тема должна быть актуальна и иметь варианты решений.

 

СОСТАВ ИГРАЮЩИХ. При подготовке игры преподаватель учитывает

не только уровень знаний учащихся, но и психологический климат в группе,

продумывает возможность создания равных по знаниям, активности,

трудолюбию подгрупп, служб и т.д. Не следует отбирать преимущественно

сильных учащихся, отстраняя слабо подготовленных. Всем должна найтись

«должность», место в службе. Это имеет большое воспитательное значение.

Иногда самим учащимся предоставляется возможность самим распределять

роли. В этом случае преподаватель тактично вносит поправки, если его не

удовлетворяет качественный состав группы. При формировании служб,

назначении оппонентов учитываются взаимоотношения учащихся, их

психологическая совместимость – это обеспечивает высокое качество игры,

дух соревнования. Подбор учащихся на должности осуществляется с учетом их знаний, организаторских возможностей, личностных качеств.

 

РАЗРАБОТКА И ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ. Когда тема определена, глубоко

изучена и выявлены ее дискуссионные возможности, руководитель игры

производит примерную «наметку» служб, должностей, объема решаемых

задач и хода игры, т.е. выстраивает структурно – логическую схему. В ней

определены порядок выполнения работ на всех этапах, источники (отделы

службы) для сбора информации, произведена систематизация работы

учащихся над своими заданиями.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИГРЫ. Когда определена тема,

разработаны задания, оформлены службы, подгруппы, оппоненты,

должности, наступает рабочий период. При подборе и обработке материалов

по действующему производственному процессу руководитель ставит задачу

выверить основные данные производства. Когда учащиеся полностью

овладеют действующим процессом, необходимо направить их усилие на

более глубокое знакомство с литературой и передовым опытом по

интересующему вопросу.

 

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ. Сценарий строится в зависимости от ее формы. Но

какой бы она не была по форме, необходимо выступление должностных лиц,

их оппонентов подать таким образом, чтобы игра набрала темп, шла по

восходящей линии. Преподаватель распределяет очередность сильных и

слабых вариантов, предусматривает возможность контрвопросов, их место в

игре. Следует помнить, что сильное решение должно следовать за слабым. В

противном случае другой вариант не прозвучит, и дискуссия может

закончиться.

 

ОТРАБОТКА ИГРЫ. Учащихся необходимо научить искусству

общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке

игры – знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучению

учащегося общению с партнером, культуре речи.

Проведение игры предусматривается в учебном кабинете. Столы, за

которыми располагаются службы, руководитель игры обеспечивает счетной

техникой, справочниками и т.д.

Столы обозначаются соответствующими табличками с названием

служб. В качестве ведущего выступает сам руководитель или хорошо

подготовленный учащийся.

На расчетном этапе учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы

и задачи, поставленные перед каждым по данной должности, и принимают

свое основательное решение. Для этого они проводят необходимые расчеты,

используя нужные нормативы, анализируют литературные источники,

оформляют итоги работы.

На заключительном этапе каждый участник деловой игры в

дискуссионной форме защищает свои решения перед другими. При этом

преподаватель должен четко оценивать качество выполнения задания,

аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также

другие показатели.

Каждый учащийся может продемонстрировать не только свою

подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить

альтернативные решения производственно – хозяйственных задач.

В заключении арбитры с участием преподавателя подводят итоги игры:

анализируется активность работы отдельных участников, качество

составленной документации, правильность выполнения расчетов. По сумме

набранных баллов определяется победитель деловой игры.

 

В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучаемые не имеют представления. Это означает, что компетентное участие обучающихся в игре возможно только при наличии у них соответствующих знаний или предварительной подготовки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: