ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методические РЕКОМЕНДАЦИИ
По написанию отчетов по практикам
(учебная, производственная)
Специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис»
для студентов очной и заочной форм обучения
Методические рекомендации по написанию отчетов по учебной и производственной практике разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»
Данные рекомендации разработаны для оказания практической помощи преподавателям и студентам для единой системы требований к оформлению отчетов по практикам.
При составлении рекомендаций учитывались требования ГОСТ 2.105–95 Общие требования к текстовым документам, ГОСТ 2.004-88: ЕСКД Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ, ГОСТ 28388-89 Система обработки информации. Документы на магнитных носителях данных, ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления, ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления, ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Организация-разработчик: ГБОУПО «СТЭТ»
Разработчик:
Гусева Виктория Сергеевна, преподаватель
Рассмотрено и согласовано на заседании цикловой комиссии дисциплин туризма и гостиничного сервиса
Протокол № _________ от «___»____________20___ г.
Председатель цикловой комиссии _______________ Е.М. Сабадаш
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. | ||
| Общие положения……………………………………………….. | 4 | |
| 1 | Организация написания отчета…………………………………. | 7 |
| 1.1.Цели написания отчетов по учебной, производственной практике……………………………………………………… | 7 | |
| 1.2.Порядок составления и оформления отчета о практике… | 8 | |
| 1.3.Краткое содержание составных частей работы…………… | 9 | |
| 1.4.Общие требования к оформлению отчетов по практике… | 10 | |
| 1.5.Требования к оформлению заголовков…………………… | 10 | |
| 1.6.Требования к оформлению таблиц………………………… | 11 | |
| 1.7.Требования к оформлению иллюстраций………………… | 12 | |
| 1.8.Нумерации листов работы…………………………………. | 13 | |
| 2 | Порядок защиты отчетов по практикам………………………... | 15 |
| Список литературы ……………………………………………… | 17 | |
| Приложения……………………………………………………… | 20 | |
Общие положения
Отчет по учебной, производственной практике предусмотрен ФГОС СПО базовому уровню в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): учебной и производственной практике по:
ПМ.01 Бронирование гостиничных услуг,
ПМ.02 Прием, размещение и выписка гостей,
ПМ.03 Организация обслуживания гостей в процессе проживания,
ПМ.04 Продажи гостиничного продукта,
ПМ.05 Выполнение работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Принимать заказ от потребителей и оформлять его.
ПК 1.2. Бронировать и вести документацию.
ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании.
ПК 2.1. Принимать, регистрировать и размещать гостей.
ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах.
ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.5. Производить расчеты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей.
ПК 2.6. Координировать процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены.
ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений.
ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service).
ПК 3.3. Вести учет оборудования и инвентаря гостиницы.
ПК 3.4. Создавать условия для обеспечения сохранности вещей и ценностей проживающих.
ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.
ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт.
ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.
ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.
В ходе освоения рабочей программы учебной и производственной практик обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Написание отчетов по учебной, производственной практике выполняется в сроки, определенные рабочим учебным планом.
Выполнение обучающимся данной работы позволяет применить полученные им знания, умения, общие и профессиональные компетенции при решении комплексных задач, связанных со сферой будущей профессиональной деятельности.
В целях оказания помощи, а также для осуществления контроля назначается руководитель по практике, с которым студенту следует согласовывать все вопросы, связанные с подготовкой работы.
Основными функциями руководителя по практике являются:
-разработка заданий по учебной, производственной практикам;
-консультирование обучающегося по вопросам содержания и последовательности написания отчетов;
-оказание помощи обучающемуся, в подборе необходимых источников.
В ходе консультирования руководитель разъясняет назначение и задачи по написанию отчетов, требования к его структуре и объему, принципы разработки и оформления, распределение времени на выполнение отдельных заданий работы, оказывает помощь в выборе некоторых данных и при составлении схем и таблиц.
Руководитель по завершению студентом написания отчета проверяет, подписывает аттестационный лист.
| 1. Организация написания отчета |
1.1 Цели написания отчетов по учебной, производственной практике
Отчеты по учебной, производственной практикам призваны выявить способность студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические задачи.
Как специалист, он должен быть подготовлен к выполнению профессионально-предпринимательской; организационно-управленческой; планово-экономической; конкретно-исследовательской; консультационной деятельности.
Основными целями написания отчетов являются:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов;
- определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач.
В соответствии с поставленными целями студент в ходе написания отчетов должен решить следующие задачи:
- изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по теме;
- изучить материально-технические и социально-экономические условия производства и сбыта, особенностей гостиничной деятельности и характер их влияния на изменения технико-экономических показателей работы и управленческой деятельности конкретной организации;
- собрать необходимый практический материал для проведения конкретного анализа предмета исследования;
- провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;
- оформить отчет в соответствии с нормативными требованиями.
1.2. Порядок составления и оформления отчета о практике
Результаты практической (проделанной) работы отражаются в отчете. Для написания отчета студент подбирает материал, аналитически обрабатывает его в последовательности расположения тем программы практики. Собранный материал в дальнейшем используется студентами при написании курсовых и дипломных работ.
Отчет о прохождении производственной практики состоит из пояснительной записки (ПЗ), которая сопровождается схемами, графиками, таблицами, рисунками и другими иллюстративными материалами для придания ясности, конкретности и наглядности. Количество иллюстраций определяется содержанием отчета. Объем и содержание отчетов должны раскрывать задания.
Рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры работы:
– титульный лист (Приложение 1);
– производственная характеристика (Приложение 2);
– аттестационный лист по практике (Приложение 3);
- содержание (Приложение 4);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения.
1.3. Краткое содержание составных частей работы.
Титульный лист.
Пример оформления титульного листа (Приложение 1).
Содержание
Должно отражать структуру работы с обязательным указанием страниц, с которых начинаются введение, основная часть, заключение, список используемых источников (Приложение 4), приложений.
Во введении должны быть сформулированы цели и задачи практики и дана краткая характеристика места практики:
- наименование предприятия, товарная марка или логотип;
- краткая характеристика его создания, юридический и фактический адрес;
- основной и дополнительный вид деятельности;
- основные продукты и (или) услуги, предоставляемые организацией и их краткая характеристика;
- схема организационной структуры, штатная численность;
- перечень основных технико-экономических и финансовых показателей его работы.
В основной части раскрываются задания, которые составляют содержание отчета. При их изложении следует исходить из анализа литературных источников и материалов, собранных во время прохождения практики, все темы раскрываются на примере организации, где студент проходит практику. Необходимо соблюдать логическую последовательность изложения материала.
В заключении делаются выводы и обобщаются результаты практики, а также даются конкретные рекомендации по улучшению работы в той или иной области.
Список использованных источников должен содержать не менее пяти наименований литературных источников.
Отчет о прохождении производственной (учебной) практики должен быть оформлен в соответствии с требованиями. Студенты, не прошедшие практику и не представившие отчетную документацию, не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов.
1.4. Общие требования к оформлению отчетов по практике
Изложение материала при подготовке работы должно быть чётким, кратким и профессионально грамотным. Переписывание известных материалов из книг, справочников и других источников без ссылок на источники не допускается.
Текст работы должен быть подготовлен с использованием компьютера в Word, распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Цвет шрифта – черный, межстрочный интервал – полуторный, гарнитура – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль. При печати текстового документа следует использовать двухстороннее выравнивание (по ширине).
Устанавливаемые размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.
Абзацный отступ выполняется одинаковым по всему тексту документа и равен 1,25 см.
1.5. Требования к оформлению заголовков
В основной части раскрываемые темы, которые составляют содержание отчета должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание темы.
Заголовки разделов выравниваются по центру и печатаются 14 размером шрифта Times New Roman заглавными (прописными) буквами.
Например: 1. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БРОНИРОВАНИЯ ТУРОВ
Заголовки подразделов выравниваются по центру и печатаются 14 размером шрифта Times New Roman строчными буквами.
Например: 1.1 Глобальные системы бронирования
В оглавлении и по тексту заголовки нумеруются арабскими цифрами. Заголовки разделов «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» не нумеруются.
Текст заголовков, состоящих из нескольких строк, набирается с межстрочным интервалом, равным 1.
Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются, в конце заголовков точки не ставятся.
Расстояние между заголовком раздела должно быть равно одному межстрочному расстоянию (одно нажатие клавишей «Enter»). Расстояние между заголовком и текстом − одному межстрочному расстоянию (два нажатия клавишей «Enter»).
1.6. Требования к оформлению таблиц
Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Слева над таблицей размещают слово «Таблица», выполненное строчными буквами (кроме первой прописной) без подчеркивания, и ее номер. При этом точку после номера таблицы не ставят. При необходимости уточнения содержания таблицы приводят ее название, которое записывают с прописной буквы (остальные строчные), над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Точку после наименования таблицы не ставят.
Например:
Таблица 2.4 – Перечень дополнительных услуг, предоставляемых отелями
Севастополя в летнем сезоне 2017 г.
| Вид услуг | Трансфер | Стоянка | Услуги прачечной | Конференц-зал | Сауна |
| Название отеля | |||||
| «Морской» | – | – | + | + | – |
| «Олимп» | + | + | + | + | + |
Номер таблицы, название и все заполнения выполняются шрифтом 14. При этом, в случае необходимости, внутри таблицы можно применять и более мелкий шрифт (до 10), интервал между строк – минимальный. Перед таблицей и после таблицы необходимо оставить не менее чем по одной свободной строке (межстрочный интервал – 1,5).
Таблица помещается в тексте сразу же за первым упоминанием о ней или на следующей странице. Если формат таблицы превышает А4, то ее размещают в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа. Если таблица имеет размеры более чем одна страница, перенос таблицы допускается. При этом на каждой новой странице в правом верхнем углу делается надпись «Продолжение таблицы» с указанием ее номера(заглавие таблицы при переносе не повторяется).
1.7. Требования к оформлению иллюстраций
Количество иллюстраций, помещаемых в тексте работы, должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность.
Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы и т. д.) именуются в тексте рисунками и нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами по всему тексту за исключением иллюстраций приложения.
У рисунков подпись располагается под иллюстрацией, текст выравниваются по центру. В под рисуночном тексте применяют одинарный интервал между строк. После наименования рисунка точка не ставится. Выше и ниже каждой иллюстрации следует оставить не менее одной свободной строки (межстрочный интервал – 1,5).
Если иллюстрация размещается на листе формата А4, то она располагается по тексту документа сразу после первой ссылки по окончании абзаца (без разрыва текста). Если формат иллюстрации больше А4, ее следует помещать в приложении.
Образец оформления рисунка
Условные обозначения

Рисунок 1.8 – Состав работников туристской фирмы «Агат»
Иллюстрации следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке.
Иллюстрации следует выполнить на той же бумаге, что и текст. Цвет изображений, как правило, черный. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати и в цветном исполнении.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок», написанное полностью без сокращения, его номер и наименование помещают ниже изображения и пояснительных данных симметрично иллюстрации.
1.8. Нумерации листов работы
Все листы текста выпускной квалификационной работы должны иметь сквозную нумерацию (не считая приложений). Страницы текста нумеруются арабскими цифрами вверху в центре страницы.
Первым листом является титульный лист. На титульном листе номер не проставляется.
2 ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКАМ
Защита отчетов по учебной, производственной практикам происходит в последний день практики, при наличии написанного отчета, подписанных документов по практикам:
- аттестационный лист;
- характеристика.
Руководитель практики изучает отчет и задает вопросы студенту, выставляет оценку.
Изучение правил заполнения документов по практике (отчет, аттестационный лист). Ознакомление с предприятием: Изучение техники безопасности, правил поведения на предприятии. Изучение организационной структуры предприятия. Правил приема заявок на бронирование от потребителей и турфирм. Документальное оформление бронирования. Отработка способов и типов бронирования. Заключение и выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.
Проведение регистрации и учета граждан РФ, иностранных граждан, туристских групп. Предоставление гостю информации о гостиничных услугах. Проведение расчетов с гостями. Организация отъезда и проводы гостей. Координация процесса ночного аудита и передачи дел по окончанию смены. Предоставление основных и дополнительных услуг при обслуживании различных категорий клиентов.
Ознакомление с особенностями работы обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений. Изучение требований СЭС к дезинсекции, дезинфекции и уборке помещений. Составление карт заказов на завтрак, правила приема заказов и обслуживание в номерах.
Проведение учетных мероприятий в гостиничном предприятии. Проведение инвентаризации. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, проживающих в гостинице.
Проведение маркетинговых исследований в гостинице методом: опроса, анкетирования, интервьюирования. Проведение мероприятий по стимулированию сбыта применяемые гостиничным предприятием. Проведение анализа конкурентоспособности услуг и гостиничного предприятия.
Предложения по внедрению мероприятий способствующих улучшению деятельности гостиничного предприятия.
Оценка выставляется в виде освоено или не освоено, вносится в оценочную ведомость и сдается.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
| Оценка | Требования к качеству |
| 5 | Изложение материала полное, последовательное, грамотное. Отчет полностью соответствует установленным требованиям и сдан в установленный срок. Программа практики выполнена в полном объеме. Характеристика положительна. |
| 4 | Изложение материала полное, последовательное, в соответствии с требованиями программ. Допущены несущественные отклонения от требований. Отчет сдан в установленный срок. Программа практики выполнена в полном объеме. Характеристика положительна. |
| 3 | Изложение материала не полное. Оформление не аккуратное. Допущены существенные отклонения от требований. Отчет сдан в установленный срок. Программа практики выполнена не в полном объеме. Характеристика положительна. |
| 2 | Изложение материала не полное, бессистемное, существуют ошибки, оформление не аккуратное. Отчет сдан с нарушением установленных сроков. Отчет не соответствует установленным требованиям. Характеристика отрицательная. Программа практики не выполнена. |
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
Законодательные акты и документы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями от 01.09.2014г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
5. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. No 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 г. –25.10.2007 г.)
6. Кодекс РФ «Об информации, информатизации и защите информации от 25.01.1995
7. Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации (2 ноября 1981 года)
8. Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренная региональными комиссиями ВТО в 1989 году
9. Приказ Мин. культуры России от 11.07.2014 N 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями»
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. N 1085 г. Москва "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"
11. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»
12. Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 No470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» (с изменениями)
13. Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9
14. Федеральный закон от 25.07.2002 No115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями)
15. Федеральный закон от 18.07.2006 No109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Учебники и учебные пособия:
1 Ёхина М.А. Организация обслуживания в гостиницах. –М. Издательский центр «Академия», 2014
2 Ёхина М.А. Прием, размещение и выписка гостей. –М. Издательский центр «Академия», 2014
3 Ёхина М.А. Бронирование гостиничных услуг. –М. Издательский центр «Академия», 2014
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
1. Брашнов Д.Г. Экономика гостиничного бизнеса Издательство «ФЛИНТА», 2013 - 224 с.
2. Гридин А. Д. Безопасность и охрана труда в сфере гостиничного обслуживания.–М. Издательский центр «Академия», 2013
3. Гридин А. Д. Безопасность и охрана труда в сфере гостиничного обслуживания (практикум).–М. Издательский центр «Академия», 2013
4. Иванилова С. Экономика гостиничного предприятия. – Дашков и Ко, 2013 – 216 с.
5. Экономика гостиничного предприятия:Учебное пособие/Н.И.Малых, Н.Г. Можаева. -М.:Форум: НИЦИНФРА-М2013 – 320 с.
Отечественные журналы:
1. «Отель»
2. «Пять звезд»
3. «Гостиница и ресторан»
4. «PRO-отель»
Интернет-ресурсы:
| 1. Сайт Министерства Финансов Российской Федерации- [Електронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/. |
| 2. Сайт компании "КонсультантПлюс» - [Електронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. |
| 3. http://elibrary.rsl.ru/ 4. http://all-hotels.ru 5. http://www.amadeus.ru/ 6. http://prohotel.ru/ |
Приложение 1






