Проведение противопожарной пропаганды

Обучение населения по месту жительства целесообразно сопровождать широкой пропагандой мер пожарной безопасности.

Перед противопожарной пропагандой поставлена следующая система задач:

• воспитание у граждан чувства ответственности за сохранение человеческих жизней, материальных и духовных ценностей, окружающей среды от огня;

• воспитание у граждан грамотного, с точки зрения обеспечения пожарной безопасности, отношения к предметам и явлениям окружающего мира;

• информирование граждан о случаях пожаров и их последствиях, о мерах по предотвращению пожаров и правильных действиях в случае их возникновения;

• освещение передового опыта и научно-технических достижений в области предупреждения и тушения пожаров.

В зависимости от формы организации работы с населением, категории обучаемых, наличия времени, места, квалифицированного персонала, методологии, оборудования, технических средств, каждая из задач может быть решена довольно разнообразно.

При выборе форм и методов противопожарной пропаганды в работе с населением важно учитывать особенности объекта пропагандистского воздействия, такие как неоднородность (различия пола, возраста, образования, профессии) и изменчивость (непрерывные возрастные изменения, социальные перемещения).

Под формой противопожарной пропаганды понимается организационный процесс доведения информации (пропагандистского сообщения) до реципиента (объекта пропагандистского воздействия). Формы пропаганды - это конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, институты повышения квалификации, радио - и телепередачи, видео-, кино- и фотопропаганда, экскурсии, выставки, конкурсы, а также, движения, организации, объединения граждан по интересам и пр.

Метод противопожарной пропаганды включают в себя: устное сообщение, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов. В качестве метода выступают: лекции, беседы, консультации, личный пример и т.п.

Средства противопожарной пропаганды представляют собой: наглядно-иллюстративные материалы, комплекс технической аппаратуры, звукозаписи, звуковоспроизведения и звукоусиления, печать, телевидение, радио, кино, которые в свою очередь имеют свои средства. К средствам противопожарной пропаганды относятся реклама, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчастных случаях, о новых решениях, постановлениях, нормах, а также книги, кабинеты и уголки безопасности.

Основными методами противопожарной пропаганды являются: устные и печатные сообщения, графические и фотографические изображения, демонстрации.

Метод устного сообщения (воздействия) является наиболее традиционным способом распространения информации. Форма устного воздействия реализуется в лекциях, беседах, консультациях, интервью, в выступлениях по радио и телевидению на пожарную тематику.

Метод печатного сообщения является самым распространенным способом представления информации и реализуется в форме листовок, брошюр, буклетов, текстовых материалов в периодической печати.

Метод наглядного воздействия основывается на визуальной передаче сведений о предметах и явлениях окружающей действительности. Здесь особенно важным является использование цвета, формы и т.п. По содержанию наглядные средства должны быть актуальными; подача информации должна быть новой, художественное решение - эмоциональным. Изображенная ситуация должна быть знакомой, типичной, выглядеть эстетично. И всегда должна быть четко определена идея. Главный принцип наглядности: «максимум содержания - минимум слов». Текст должен быть краток, энергичен, доходчив. Хорошо воспринимаются и запоминаются призывы, лозунги, состоящие из коротких фраз, особенно рифмованных. Четкие иллюстрации, плакаты, схемы и проч. улучшают усвоение информации, данной как в устном, так и в письменном виде.

Средства наглядного метода редко используются раздельно. Чаще всего они объединены в систему элементов. К наглядным средствам можно отнести следующие:

- плакат;

- стенд;

- витрина;

- уголок безопасности, класс;

- агитационный автобус, троллейбус и проч.

В этих случаях информация может восприниматься как пассивно (только зрительно), так и более активно (при сочетании с устным обсуждением, лекцией).

Как правило, средства наглядной агитации выступают как дополнительные факторы внушения, убеждения, воспитания, обучения.

В психологии и социологии сформулированы основные правила, которых необходимо придерживаться при подготовке материалов противопожарной пропаганды.

1. Человек, в первую очередь, воспринимает то содержание, которое согласуется с его установками, усвоенными ранее. Чаще всего пропаганда способствует усилению или стабилизации установок, реже их изменению.

2. Для привлечения внимания к пропагандистскому сообщению необходимо в его начале дать самые сильные аргументы. В некоторых случаях необходимо постоянно усиливать аргументацию.

3. Рекламно-пропагандистское сообщение лучше запоминается, если в восприятии участвует большее число рецепторов. Это правило весьма эффективно используется при организации экспозиций пожарно-технических музеев, выставок, когда показ действия макета или экспонируемой установки сопровождается световыми и звуковыми эффектами.

4. Стимулы, воспринимаемые в первую очередь, запоминаются лучше. Это же характерно для многократно воспринятого стимула в различных формах и с помощью различных средств.

5. Неприятные эмоции человек старается отгонять от себя и забыть связанные с этим обстоятельства. Этому способствует также то, что различные предостережения редко подтверждаются в опыте человека.

6. Для успешной деятельности необходимо доверие к директивному органу рекламно-пропагандистских выступлений, его авторитету, компетентности.

7. Аргументы должны быть убедительными и проверенными, если они все же направлены против укоренившейся установки (люди, испытывающие диссонанс, ищут информацию, подтверждающую их установки; если не находят, то ищут такую, которая увеличивает этот диссонанс).

8. Информация, опережающая события, может смягчить негативные переживания людей, связанные с ожиданием его наступления.

9. Пропаганда, основанная на остроактуальных событиях, быстрее доходит до сознания. Должна быть высокая оперативность в информации о пожарах и их последствиях.

10. Пропаганда должна, прежде всего, выделять те сведения, которые наиболее важны для людей и должны быть правильно поняты и осознаны.

11. Взгляды человека на данную проблему можно формировать, оперируя историческим материалом.

12. Если человек имеет возможность на примере своей жизни убедиться в истинности того, о чем ему говорит пропаганда, он будет относиться к ней с большим доверием.

13. Большинство людей охотно принимают к сведению факты, которые соответствующим образом проанализированы и разъяснены пропагандой.

Материалы по противопожарной пропаганде не должны основываться на слухах, сенсациях, стереотипах, чрезмерно эксплуатировать отрицательные эмоции. Практика должна опираться на теоретические знания и известные правила. Результаты пропагандистской деятельности проявляются в изменении сознания, образа мыслей и поведения, как отдельных людей, так и социальных групп.

Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана в рамках исполнения возложенных функций и предоставленных полномочий, а также иные организации.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: