Обучение глухих и слабослышащих строится на слухозрительной основе. Это обязывает обучающего постоянно контролировать понимание материала, корректировать и уточнять рассматриваемые понятия по противопожарному режиму. Методы обучения мерам пожарной безопасности в группе лиц с нарушением слуха целесообразно адаптировать для данной категории граждан и комбинировать их.
Для обучения мерам пожарной безопасности лиц с нарушением слуха рекомендуется следующие методы:
Словесные методы (формы: проведение лекций, бесед, инструктажей).
При восприятии материала в устном изложении, лица с нарушением слуха могут испытывать трудности, поэтому рекомендуется каждого инвалида обеспечить раздаточным материалом: конспектом лекции или диском для последующего самостоятельного изучения и повторения материала; терминологическими раздаточными карточками.
Данный метод необходимо сочетать с наглядным.
Наглядные методы (дублирование устного объяснения материала письменной или дактильной формой подачи, метод иллюстрации и метод демонстрации).
|
|
Метод иллюстрации включает в себя следующие формы: показ плакатов по пожарной безопасности, опорных сигналов; таблиц, схем эвакуационных путей, знаков пожарной безопасности, раздача опорных конспектов, памяток и листовок
Метод демонстрации включает в себя: показ презентаций, видеофрагментов и видеороликов с обязательным использованием субтитров или переводом сурдолога; демонстрацию первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты, специальных технических средств, предназначенных для инвалидов по слуху в чрезвычайных ситуациях.
Обучение с помощью компьютера (формы: обучающая программа, использование сети Интернет; использование электронных учебных пособий).
Использование сети Интернет в образовании глухих и слабослышащих детей играет огромную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный тон. Инвалиды по слуху, обращаясь в Интернет, могут использовать (хоть и не в полном объеме) в учебных целях практически любую образовательную среду (в отличие от инвалидов по зрению, для которых требуется создание особой информационной среды).
В условиях удаленного доступа в процессе обучения мерам пожарной безопасности, могут быть продуктивно использованы чат-семинары, чат-консультации, телеконференция, консультации в режиме On-line посредством электронной почты.
Практический метод основан на неоднократном повторении усвоенного материала в практической деятельности. К этому методу относятся следующие формы: проведение учений по эвакуации, отработка навыков обращения с индивидуальными средствами спасения и средствами пожаротушения.
|
|
Рекомендации по проектированию плакатов, стендов, листовок по пожарной безопасности для лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих).
Для инвалидов по слуху, воспринимающих информацию в основном зрительно, плакаты по пожарной безопасности, как вид визуальной информации,играют особую роль. Опираясь на правильно подобранные плакаты, можно передать наиболее ценную и качественную информацию по предупреждению пожара на территории, в жилом доме, квартире.
Плакаты могут быть информационными (профилактика пожаров) и учебными, использующимися при прохождении курса ОБЖ или противопожарного инструктажа на предприятии (действия при эвакуации).
Поскольку плакат для лиц с нарушением слуха служит для более полного осмысления информации, важно соблюдать следующие правила:
– Форма плаката – квадрат или прямоугольник.
– Заголовок и основной текст должны быть написаны крупными буквами и легко читаемы.
– Слова не должны делиться на части.
– Иллюстрации (фигуры) должны быть хорошо видны, ведь они служат для того, чтобы разъяснить трудные понятия.
– Текст не должен соединяться с иллюстрацией.
– Между словами в тексте должен оставаться широкий пробел (как минимум в одну букву).
– Расположение букв должно быть симметричным.
– Особенно важную информацию можно обвести в рамку контрастного цвета.
– Графическое изображение следует размещать в левой части плаката.
– Графическое изображение должно обеспечивать быстрое восприятие смыслового значения.
– Определенному смысловому значению должно соответствовать одно графическое изображение, чтобы исключить путаницу.
– Не следует нарушать естественные пропорции изображения.
– Силуэтное изображение предпочтительнее контурного.
Плакаты следует размещать на уровне зрения людей и располагать таким образом, чтобы их было хорошо видно.
Жестовый язык как средство обучения мерам пожарной безопасности.
При обучении мерам пожарной безопасности информацию необходимо дублировать жестовым языком (сурдопереводом).
Жестовый язык — самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Перевод на жестовый язык осуществляет специалист сурдопереводчик.
Сурдопереводчик осуществляет организацию культурно-досуговой и социально-реабилитационной работы среди лиц с нарушением слуха, проводит работу с руководителями производственных подразделений, осуществляя перевод инструктажа при обучении глухих и слабослышащих работников безопасным методам труда, включая противопожарный инструктаж.
В ходе занятий сурдопереводчики должны быть физически видимыми, чтобы глухие обучаемые могли их «слышать». А при переводе с сурдоязыка на устный сурдопереводчик, соответственно, должен быть и хорошо слышим. Иными словами, сурдопереводчик работает с двумя языками и в двух модальностях. Это влечет за собой определенные технические условия: освещение в месте работы должно быть достаточно ярким, чтобы участники обучения хорошо видели переводчика, однако свет не должен слепить окружающих.