Коллекция каучуков и изделия из них
Цели урока:
а) ознакомление с коллекцией каучуков и изделиями из них, закрепить теоретические и практические навыки о свойствах каучука и его распознавании; показать практическое использование каучуков
б) формирование навыков исследовательской деятельности
Оборудование и реактивы: коллекция каучуков, образцы изделий из каучуков, пробирки, газоотводные трубки, стеклянная палочка, горючее, бензин, бензол, бромная вода, раствор KMnO4
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к проведению лабораторной работы
1. Контроль теоретической подготовки учащихся:
Определение каучуков. НК и СК
Нахождение НК в природе
Важнейшие физические свойства каучуков
Вулканизация каучуков
Отличие резины от каучука
Качественные реакции на непредельные УВ
Понятия “мономер”, “структурное звено”, “степень полимеризации”, “полимер”
2. Беседа о правилах по технике безопасности и поведении в кабинете химии
3. Беседа о ходе проведения лабораторной работы
|
|
III. Проведение лабораторной работы
1. Порядок выполнения работы
Задача 1. Ознакомление с внешним видом каучуков и изделиями из них
1. Рассмотреть выданные образцы каучуков и резины
Сравнить у какого материала выше эластичность, слегка растянув тонкие полоски.
Обратить внимание на то, полностью ли возвращается материал в исходное положение
Записать наблюдения
2. Ознакомиться с изделиями из каучуков.
Написать названия, формулы, основные свойства и применение представленных каучуков и изделий из них
Задача 2. Опыты с каучуком и резиной
1. Определение растворимости каучука и резины в органических растворителях
Полоски НК, СК и резины поместить в пробирки с бензином, бензолом и наблюдать некоторое время
Сделать выводы (каучуки в растворителях образуют вязкие растворы, а резина, у которой трехмерная структура, слегка набухает, но не растворяется)
2. Определение непредельного характера каучуков
а) В пробирку поместить мелкие кусочки каучука и прилить 1 мл бромной воды; энергично взболтать
Сделать вывод (происходит постепенное обесцвечивание бромной воды)
б) Можно поступить по-другому. Палочкой перенести в пробирку немного вязкого
раствора каучука в бензине и туда же прилить 1 мл бромной воды; энергично взболтать.
Сделать вывод (также происходит обесцвечивание бромной воды; опыт доказывает непредельный характер каучуков)
IV. Составление отчета о проведенной работе, заполнение таблиц
_____________________________________________________________________________
Формула Основные Распознавание Применение
|
|
мономера полимера характеристики
_____________________________________________________________________________
Схема реакции полимеризации
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Изучаемое свойство Постановка опыта Наблюдения Выводы
____________________________________________________________________________
Общий вывод: каучуки имеют линейное строение, поэтому растворяются, образуя вязкие растворы. Резина имеет пространственную структуру; она набухает, но не растворяется. Каучук и продукты его разложения имеют непредельный характер
_____________________________________________________________________________