Храм-звонница на Прохоровском поле. В.М. Клыков с соавторами

Современное, или так называемое актуальное, искусство рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную, часто на грани эпатажа, зрительскую реакцию. Художественная среда создаётся с помощью видеоизображения (видео-арт), музыки, света, элементов живой природы и различных предметов.

Через сеть Интернета российское искусство быстро вышло в глобальное информационное пространство. Другим направлением созидания пространства «культура без границ» стали масштабные выставки западного и отечественного искусства. Экспозиции «Москва — Берлин», посвящённые первой половине столетия (1996) и 1950-2000 гг. (2004), были показаны и в России, и в Германии. В 2010 г. был проведён год России во Франции и год Франции в России. В его рамках состоялся обмен художественными экспозициями, выставками, театральными и музыкальными коллективами.

Формирование нового культурного ландшафта немыслимо без выставок актуального зарубежного и отечественного искусства. Наиболее авторитетные из них — биеннале — происходят один раз в два года. В феврале 2005 г. в Москве прошла Первая международная биеннале, её выставки посетили 200 тыс. человек. В 2012 г. в Москве состоялась III Московская международная биеннале молодого искусства, на ней были представлены работы художников (до 35 лет) из 34 стран мира, её организаторами были Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Московский музей современного искусства в сотрудничестве с Новой берлинской ассоциацией искусств. Объекты городского хозяйства — вестибюли метро, крытые мосты-переходы, не использующиеся помещения, заводские цеха и склады — переоборудовались под выставочные комплексы.

В столице и ряде крупных городов появились новые центры современного искусства: «Гараж», «Красный Октябрь», «Фабрика», дизайн-завод «Флакон». Пространство города, городская среда (асфальт, стены, ограда и т.д.) сформировали такой вид художественного самовыражения, как граффити (от греч. grapho— пишу).

Архитектурное творчество развивалось по двум основным направлениям. Первое было связано с поисками путей возврата к традиционному образу города, к лучшим достижениям прошлого. Символом воссоздания архитектурной среды стал храм Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого вплоть до деталей воспроизводили облик разрушенного храма.

Строительство постепенно отходило от безликой типовой застройки последних советских десятилетий. Важным источником средств стало частное финансирование. Целый ряд новаторских проектов был осуществлён в столице. Здание Московской межбанковской валютной биржи (арх. АЛ. Скокан) получило признание как одно из лучших отечественных построек последнего десятилетия XX в.

Государственная политика в области культуры.

К концу 1990-х гг. объёмы государственных расходов на поддержание известнейших объектов культуры — ведущих музеев, выдающихся оркестров, крупнейших книгохранилищ и реставрационных фондов — увеличились. Финансирование осуществлялось также за счёт местных бюджетов и целевых программ (грантов).

Были разработаны и начали проводиться в жизнь государственные программы, призванные укрепить материальную базу культурных и образовательных учреждений. В 1997 г. усилиями творческой интеллигенции был создан государственный телеканал «Культура», у истоков которого стоял академик Д.С. Лихачёв. Авторские программы этого телеканала знакомят россиян с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, ведутся прямые трансляции и записи событий музыкальной жизни. Это единственный общенациональный канал, существующий без коммерческой рекламы.

В 2005 г. был запущен просветительский проект «Культу.Ру!», организовавший в режиме онлайн показ лучших театральных спектаклей России, обращённый преимущественно к молодёжной аудитории, которая активно пользуется Интернетом как образовательным и досуговым ресурсом.

С 2000 г. принимаются пятилетние целевые Федеральные программы «Культура» (на 2001-2005 гг. и на 2006-2010 гг., 2012- 2018). Целью принятых мер было сохранение культурного наследия России, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа всех граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам.

В рамках принятой в 2007 г. национальной программы «Поддержка и развитие чтения» (рассчитана до 2020 г.) осуществляется поддержка издательской деятельности, работы библиотек. Проводятся всероссийские конкурсы региональной и краеведческой литературы «Малая родина». Отечественные издательства активно участвуют в международных книжных выставках-ярмарках, что содействует формированию положительного образа России за рубежом.

Реализуются масштабные культурно-образовательные проекты, такие, как издание 23-томной истории русского искусства, разрабатываются новые учебники и учебные пособия, в том числе — на электронных носителях. Успешно осуществляется внедрение Интернета в школы, в том числе и в сельские. Всего в России в 2011 г. насчитывалось 70 млн пользователей Интернета.

Ежегодно наиболее выдающимся деятелям российской культуры присваиваются почётные звания «Народный артист России», «Заслуженный художник России» и др., вручаются государственные награды.

В 2011 г. распоряжением Правительства РФ была одобрена Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 г. Она предполагает комплекс мер по государственной поддержке театров, повышению доступности театральных постановок для малообеспеченных людей, решение проблемы средних и малых городов, жители которых имеют меньшие возможности доступа к культурной жизни, чем столичных городов.

Домашнее задание.

1. Составить конспект урока, используя лекционный материал и презентацию. Параграф 56, стр 398-404   https://vklasse.vip/11-klass/uchebniki/vseobschaya-istoriya/nv-zagladinИстория. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.

2.Выполните контрольное задание.

Контрольное задание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: