Тема 1. Общая характеристика муниципального права

1. Укажите предмет, метод муниципального права как отрасли права

Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Под предметом муниципального права понимают:

- общественные отношения в системе местного самоуправления;

- общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления;

- удовлетворение социально-экономических потребностей населения на местном уровне собственными усилиями;

- общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества;

- отношения, возникающие в процессе реализации права населения на местное самоуправление;

- местные самоуправленческие отношения.

 

Метод муниципального права - это средства, нацеленные на урегулирование общественных отношений в сфере действия норм муниципального права, а также достижения задач и реализацию функций муниципального права.

В муниципальном праве используются стандартные методы, выработанные теорией государства и права:

- императивный - имеет место при установлении категорических предписаний, правил поведения, подлежащих соблюдению всеми участниками муниципально-правовых отношений. Осуществляется путем применения императивных правовых норм;

- диспозитивный - предполагает выбор самими участниками муниципально-правовых отношений конкретного варианта поведения из числа предложенных.

Специальные методы:

-метод гарантий;

-метод рекомендаций.

Для муниципального права характерно сочетание публично-правового и частноправового методов правового регулирования. Использование того или иного метода правового регулирования во многом зависит от способа правового воздействия, который закреплен в муниципально-правовой норме, подлежащей применению к сложившемуся правовому отношению. Выделяют 3 основных способа правового воздействия государства на участников муниципально-правовых отношений:

1) дозволение - предоставление участнику правового отношения права выбрать конкретный вариант собственного поведения, права на совершение тех или иных действий, не запрещенных законом;

2) запрещение - возложение на участника правового отношения обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий, запрещенных законом;

3) обязывание - возложение на участника правового отношения обязанности вести себя определенным образом, обязанности совершить в пользу конкретного лица либо неопределенного круга лиц какое-либо действие имущественного или неимущественного характера.

 

2. Чем отличается предмет, метод муниципального права от административного права?

Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методом регулирования. В силу того, что муниципальное право - комплексная отрасль права, она имеет некоторые особенности в предмете правового регулирования. Отличие муниципального права от административного права заключается в том, что в муниципальном праве предметом являются более ограниченный круг общественных отношений, касающийся с муниципальным управлением, то же самое касается и правовых институтов, в муниципальном праве они более ограничены, чем в административном праве.

 

3. Назовите и охарактеризуйте источники муниципального права

 

Источниками муниципального права являются формы актов, в которых содержатся муниципально-правовые нормы.

Выделяются три основных уровня источников: федеральный, региональный, местный.

 

1) Федеральные источники

Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ — главный источник муниципального права и федеральные законы. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. 21 июля 2007г.) содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

 

2) Региональные источники

Вторая группа источников муниципального права Российской Федерации — нормативные правовые акты регионального уровня — включает в себя:

- конституции республик и уставы иных субъектов Федерации (краев, областей, автономной области, автономных округов и т.д.);

- законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления, о местном референдуме, о муниципальной службе, о собраниях и сходах граждан и т.д.;

- нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты главы исполнительной власти субъекта РФ.

 

3) Муниципальные источники

Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:

- уставы муниципальных образований;

- решения представительного органа местного самоуправления.

- решения исполнительного органа местного самоуправления.

- решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

- решения, принимаемые на местном референдуме, собрании или сходе граждан.

Также источники муниципального права классифицируют:

- по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства);

- по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами);

- по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления;

- акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т.д.) и др.

 

4. Муниципально-правовые нормы: понятие, признаки и особенности

Муниципально-правовые нормы – нормы права, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Под нормами муниципального права понимаются общеобязательные государственные предписания, установленные или санкционированные государством и органами местного самоуправления либо населением муниципального образования путем непосредственного волеизъявления, в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, осуществляемых посредством реализации прав и обязанностей и обеспечиваемых принудительной силой государства, которые выражают и юридически закрепляют:

• устройство местного сообщества;

• порядок реализации прав граждан на местное самоуправление;

• порядок реализации населением права на местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления;

• порядок образования и организацию работы органов местного самоуправления по осуществлению их компетенции.

Нормы муниципального права (муниципально-правовые нормы) обладают как основными свойствами, присущими правовым нормам в целом, так и рядом особенностей.

К общим чертам муниципально-правовых норм, присущим всем правовым нормам, относятся: общеобязательность; формальная определенность; нормативность; неперсонифицированность; неоднократность применения; общий характер правила поведения; установление или санкционирование их компетентными государственными органами; гарантированность должного поведения не только мерами убеждения, воспитания, но и принудительной силой государства и др.

Наряду с общими признаками, муниципальным нормам присущи и особенности, заключающиеся:

1) в специфическом предмете правового регулирования и особом юридическом содержании этих норм, т.е. в сфере общественных отношений, которые они регулируют;

2) в обусловленном юридическим содержанием своеобразии способа или метода регулирования ими общественных отношений, заключающихся в сочетании императивно-властных и диспозитивных начал;

3) в источниках, в которых нормы выражены. Значительная их часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти;

4) в учредительном характере содержащихся в отдельных нормах предписаний;

5) в своеобразии вида норм. В муниципальном праве большое количество норм общерегулятивного характера, например нормы-принципы, нормы-цели;

6) в комплексности характера отрасли муниципального права, ее нормы одновременно являются и нормами других отраслей;

7) в специфическом характере субъектов, па регулирование отношений которых нормы обращены;

8) в специфике муниципально-правовых норм, связанной с их структурой.

 

5. Назовите нормы и иных отраслей права, являющиеся одновременно нормами муниципального права.

 

Муниципальные нормы в широком смысле — все нормы права, так или иначе участвующие в регулировании отношений местного самоуправления.

Муниципальное право является комплексной отраслью права, поэтому нормы муниципального права одновременно являются и нормами других отраслей.

Муниципально-правовые нормы — это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.

- Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции и цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются рассматриваемой отраслью, то первичным является деление ее норм на регулятивные и охранительные.

- Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного самоуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непосредственного отправления населением муниципальных функций.

- Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного самоуправления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Они, в свою очередь, в зависимости от содержания делятся на дефинитивные нормы, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы и т.д.

- Дефинитивные нормы вводят определения базовых для муниципального права терминов. Так, ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. вводит определения муниципального образования, вопросов местного значения, органов местного самоуправления, муниципального правового акта, других институтов местного самоуправления.

- Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для местного самоуправления ценности, направления и способы деятельности. Основные цели, принципы местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (ст.ст. 12, 130-133), гл. 1 упомянутого Закона.

- Гарантийные нормы направлены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Исходные гарантийные для местного самоуправления нормы содержатся в Конституции РФ (ст. 2; ч. 2 ст. 8; ст. 12, 133).

- Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов местного самоуправления, иных субъектов муниципального права. Так, согласно п. 3 ст. 5 Закона, в случае противоречия федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, упомянутому Закону применяются положения последних. Приоритетный статус норм Европейской хартии местного самоуправления по отношению к нормам, содержащимся в российском законодательстве (за исключением конституционных норм), вытекает из правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

- Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников муниципальных отношений путем установления их полномочий и прав. Таковы правила, закрепляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

- Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2 статьи 132 Конституции РФ).

- Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных образований не допускается (ч. 3 ст. 17 Закона).

- По характеру содержащихся в них велений выделяют нормы императивные, диспозитивные и рамочные. Называют также рекомендательные нормы, не имеющие властно-волевой основы. Таковы, например, положения модельных уставов муниципальных образований, подготавливаемые органами власти ряда субъектов федерации.

- По субъектам правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах, одной из сторон которых является орган местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных отношений, во внутриорганизационных актах органов территориального общественного самоуправления.

 

6. Муниципально-правовые отношения: понятие, объекты, особенности и виды.

 

Муниципально-празовое отношение — это урегулированное муниципально-правовыми нормами общественное отношение, которое возникает в процессе организации и функционирования местного самоуправления в муниципальных образованиях с учетом исторических и местных традиций.

Особенности:

1) Они осуществляются в локальных границах, установленных законодательным путем, прежде всего КРФ ст. 131.

2) Некоторые нормы муниципального права регулирующие имущественные, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права.

3) Муниципальные-правоотношения носят властный характер.

4) Присущ особый субъектный состав (граждане, само население, ОМС, соответствующие органы государственной власти и т. д.)

Объект – материальные и нематериальные блага (права). Социально-экономическое благо – объект – материальный.

Виды:

1) правоотношения, в которых обязательно одним из субъектов выступает муниципальное образование;

2) отношения, в которых одной из сторон выступает население (граждане) муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления.

 

7. Уровни правового регулирования муниципальных правовых отношений: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации.

     Уровни правового регулирования:

- Федеральный: Конституция РФ; ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

- Региональный: Уставы субъектов РФ:; нормативные правовые акты, имеющие действие на территории соответствующих субъектов РФ.

- Местный (муниципальный): Уставы муниципальных образований; нормативно-правовые акты местного самоуправления, имеющие действие на территории соответсвующего муниципального образования.

 

По уровню правового регулирования можно выделить:

а) международный компонент – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры с участием Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном уровне;

б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации) или федеральными органами власти, специально посвященные регулированию местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.;

в) региональный компонент – конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.;

г) муниципальный компонент – уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и соглашения, местные обычаи.

Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне в основном осуществляется законами субъектов РФ и постановлениями правительств субъектов РФ. Отдельные вопросы, как правило, носящие не нормативный, а регулирующий характер, решаются посредством принятия указов (постановлений) высших должностных лиц субъектов РФ.

Федеральный законодатель устанавливает, что развитие муниципальной службы в субъекте РФ обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъекта РФ, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджета субъекта РФ (ч. 2 ст. 35 ФЗ-25). При этом программа развития муниципальной службы субъекта РФ утверждается соответствующим региональным законодательным актом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: