Глава 2. Стратегическое планирование развития Омской области

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Основы государственного управления региональным развитием»

Стратегическое планирование развития Омской области

 

 

Выполнила студентка группы

2ГМУ1

Шкарлет Елена Андреевна

 

Проверил преподаватель

Доктор экономических наук, профессор

Реброва Наталья Петровна

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________20___г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено       подпись
  «___» ________________ 20___ г.

 

 

Омск 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Стратегическое планирование на региональном уровне………………………………………………………………………...........4

Глава 2.  Стратегическое планирование развития Омской области…………...6

2.1. Стратегия Омской области…………………………………………………..8

2.2. Результаты социально-экономического развития Омской области………9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

 

Введение

Субъекты РФ и муниципальные образования представляют собой сложные социально-экономические системы, которые одновременно должны обладать высоким уровнем устойчивости к негативным внешним воздействиям, нацеленностью на устойчивое развитие. Управление территорией делает возможным поддержание на достигнутом уровне всех систем жизнеобеспечения, объемов и качества государственных и муниципальных услуг. Также оно направлено на повышение этого уровня для роста качества жизни населения. Современные условия требуют придания процессу социально-экономического развития большей определенности, уточнения набора инструментов, использование которых будет способствовать повышению результативности государственного и муниципального управления.

Стратегическое планирование представляет собой основу эффективного социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, инструментом достижения сформированных стратегических целей развития, более полного использования имеющихся ресурсов, выявления приоритетов развития, обеспечения уверенность в будущем для граждан и бизнеса.

В своем реферате я ставлю цель изучить стратегическое планирование своего региона – Омской области и узнать какие задачи перед собой ставит Правительство Омской области.

Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом.  Стратегическое планирование является неотъемлемой частью развития региона.

 

Глава 1. Стратегическое планирование на региональном уровне

В оценке современной практики стратегического планирования регионального развития следует, прежде всего, отметить, что ее появление было инициировано решением Министерства экономического развития Российской Федерации, поставившим перед субъектами РФ задачу формирования Стратегий их социально-экономического развития. Такие Стратегии были разработаны преимущественно в период 2007-2009 гг., прошли экспертизу в названном Министерстве, и затем были утверждены законодательными органами государственной власти регионов в качестве программных документов, определяющих цели, направления и механизмы развития территорий.

Анализ Стратегий и технологий их разработки позволит сложить представление о нынешнем уровне развития исследуемого нами феномена, выявить общие и особенные характеристики процесса и результатов планирования, диагностировать проблемы, требующие решения.

Такой анализ должен дать оценку:

- технологии обоснования Стратегии;

- содержания Стратегии;

- механизма ее реализации;

- применяемой системы мониторинга полученных результатов.

Для обеспечения репрезентативности информации состав субъектов РФ должен представлять, во-первых, разные Федеральные округа; разные группам регионов по уровню социально-экономического развития.

Учитывая названные требования, в выборку были включены: Амурская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Кемеровская, Липецкая, Омская, Самарская, Свердловская, Ростовская, Новосибирская, Нижегородская, Пермская, Тамбовская, Челябинская области, Краснодарский край, Приморский край, Республика Коми, Республика Алтай. В процентном отношении к общему числу субъектов РФ выборка составила 24 %.

Основным источником информации явился сайт «КонсультантаПлюс», на котором размещены Стратегии названных выше регионов.

В оценке технологии обоснования Стратегий основное внимание было сфокусировано на следующих моментах:

- этапы и участники разработки Стратегий;

- состав задач, решенных разработчиками при обосновании Стратегий;

- востребованный инструментарий;

Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования Омской области по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Омской области, муниципальных образований Омской области, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Омской области.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, - стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования:

I. Прогноз социально-экономического развития Омской области до 2030 года

II. Прогноз социально-экономического развития Омской области на 2019 год и на период до 2021 года

III. Прогноз социально-экономического развития Омской области на 2020 год и на период до 2022 года

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования - государственные целевые программы

 

Глава 2. Стратегическое планирование развития Омской области

В Омской области первый опыт планирования и прогнозирования социально-экономического развития сложился в начале двухтысячных годов. В 2002 – 2003 годах утверждены региональные концепции развития пищевой и перерабатывающей промышленности, лесопереработки, сектора малого предпринимательства, внешнеэкономических связей, а также маркетинговая стратегия.

В качестве инструмента бюджетного планирования действовал набор федеральных и областных целевых программ. Количество последних со временем увеличилось с 5 до нескольких десятков.

В целях объединения перечисленных документов в единую систему в 2003 году был разработан проект концепции экономического развития Омской области, которая легла в основу первой региональной Стратегии, подготовленной в 2005 году и утвержденной Указом Губернатора от 13 февраля 2006 года № 18. Отличительной особенностью при её разработке стало использование качественно нового для того времени подхода к системе регионального планирования, включающего территориальное размещение производительных сил, экономическое районирование, нацеленность на выделение "точек роста" и инновационное развитие секторов экономики. Впервые был применен кластерный подход к развитию промышленного потенциала.

Кроме того, были разработаны стратегии и концепции развития важнейших секторов экономики и отраслей социальной сферы региона, активизации международных связей, реформирования региональных финансов, развития инновационной инфраструктуры, развития выставочно-ярмарочной деятельности в Омской области и другие. Некоторые из этих документов актуализированы и продолжают реализовываться.

Для обеспечения практической реализации Стратегии социально-экономического развития до 2020 года в 2006 году была принята программа социально-экономического развития Омской области до 2008 года, которая по истечении срока своего действия была заменена программой развития до 2012 года.

Оперативное планирование осуществлялось и продолжает осуществляться в рамках ежегодно принимаемых планов действий регионального Правительства по социально-экономическому развитию Омской области, прогнозирование – в рамках прогнозов развития на трёхлетний период.

Также в период с 2009 по 2013 годы реализовался комплекс долгосрочных целевых программ, предусматривавших обеспеченные бюджетными средствами мероприятия по развитию сегментов и отраслей экономики и социальной сферы Омской области. В рамках перехода к среднесрочному бюджетному планированию эти программы были разделены: часть осталась долгосрочными, а часть программ стали ведомственными.

Следующим этапом работы по развитию системы стратегического планирования стал 2013 год, когда с учетом практики реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, а также складывающихся в экономике и социальной сфере тенденций была принята новая региональная Стратегия до 2025 года. К процессам ее разработки и обсуждения привлекался широкий круг представителей делового и научного сообщества.

Несмотря на сложный период, который сегодня проходит российская экономика, Стратегия до 2025 года продолжает оставаться руководством к действию для Правительства Омской области. На её основе сформированы 20 региональных госпрограмм, которые с 2014 года пришли на смену долгосрочным целевым программам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: