Слайд 11 Российские купцы - благотворители

Тема: Благотворительность

Прочитать лекцию

Посмотреть презентацию.

 

Тема урока: Благотворительность в истории России

Ход урока:

Слайд 1

· Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал

· Сей добро

· Посыпай добром

· Жни добро

· Оделяй добром

 

Мотивирование к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята! Обратите внимание на слайд и прочтите пословицы.

ü Учащиеся по очереди читают пословицы

А теперь, послушайте одну историю.

В 1890-х годах три сестры Титовы решили себя развлечь и поучаствовать в рязанской лотерее. Девушки приглянулись Фортуне и выиграли около 200 тысяч рублей — средства по тем временам колоссальные. Как бы поступили рачительные предприимчивые молодые особы с такой кучей денег? Разумеется, положили бы в банк и примерили на себя роль рантье, живя на проценты с выигрыша. Но не тут-то было: рязанки удивили всех, потратив капитал на строительство городской богадельни. Необыкновенной красоты двухэтажное здание было построено в 1900 году епархиальным архитектором Иваном Степановичем Цеханским. Богатством архитектурных украшений здание меньше всего походило на богадельню, скорее, напоминало провинциальный дворец. Несмотря на то, что содержание такой постройки вставало в копеечку, средства на то имелись — дальновидные сёстры часть выигрыша положили в банк, проценты от вклада и шли на содержание богадельни.

Слайд 2 Здание богадельни Титовых в Рязани

Учитель: Знаете ли вы, что такое богадельня?

ü Ответы детей

Учитель пишет слово «богадельня» на доске.

ü Учащиеся записывают это слово в тетрадях

Совместное определение понятия

Богадельня (от слов Бога дела, то есть ради Бога) — богоугодное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине неспособных к труду, т.е.: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (однако не временно больных и умопомешанных, для которых существуют специальные учреждения).

Существенным признаком богадельни является полное содержание проживающих в ней.

Учитель:

1. Скажите, как вы оцениваете поступок сестер Титовых?

2. Как можно назвать таких людей?

3. А Вы поступили бы так же?

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

ü Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим о понятии, которое определяет деятельность, существующую в обществе. О какой деятельности мы будем вести речь. Сформулируйте тему урока.

ü Учащиеся формулируют тему «Благотворительность в России» и записывают её в тетради. 

Слайд 3 Тема урока

Учитель: Что же такое благотворительность? Как понимаете слова «благотворительность», «милосердие»? (ответы-рассуждения детей)

Слайд 4 Понятийное колесо (ассоциации)

 Определение понятия «Благотворительность»

Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия - это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определением понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия либо проясняет (устанавливает) значение термина.

ü Ответы детей

Учитель: Слова точно передают смысл - творить благо, добро, проявлять милость к окружающим.

ü Рассуждение детей на тему "Как я понимаю доброту и кто такие добрые люди?"

Учитель:   Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные. Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями

Слайд 5 Понятие благотворительность

Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости. (Словарь С.И.Ожегова)

 

ü Учащиеся записывают определение понятия «благотворительность» в тетрадях

 

Слайд 6 «Шел Господь пытать людей в любови…» Сергей Есенин

Учитель и учащиеся читают стихотворение Сергей Есенина

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».

Учитель:

1. О чем пишет Сергей Есенин?

2. Какое качество личности проявил старый дед?

 

ü Ответы учащихся

Слайд 7 «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал»










Физкультпауза

 

Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал»? (Все ученики класса стоят в кругу и отвечают на вопрос, передают фишку соседу.)

 

Учитель обращает внимание на самые ценные и интересные высказывания детей.

Учитель: Ваши высказывания объединяет замечательное качество - «доброта». Это качество - одна из лучших черт характера русского народа. Как-то исторически сложилось, что в русском обществе сначала негласно, а потом и на уровне государства благотворительность приветствовалась.

Слайд 8 Из истории благотворительности в России

ü Сообщение учащихся  «Из истории благотворительности»

Слайд 19 Меценатство

Учитель:   Итак, меценатство - покровительство богатых людей развитию науки и искусства, распространившееся в России в XIX в. (Меценат - не только покровитель, но и человек, глубоко разбирающийся в различных жанрах искусства и умеющий уловить новые направления их развития.)

ü Учащиеся записывают в тетрадях понятие меценатство

Меценат – богатый покровитель наук и искусств. (Словарь С.И.Ожегова)

Слайд 10  Гай Цильний Меценат

Справка: Первого из известных в истории меценатов звали…. Меценат - Гай Цильний Меценат - (между 74 и 64— 8 до н. э.), римский покровитель литературы, искусства и науки.

Учитель: В дореволюционной России благотворительной деятельностью занимались представители русского купечества и промышленники.

Слайд 11 Российские купцы - благотворители

В истории России прославились шесть московских купеческих семей: Мамонтовы, Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы, Щукины Они были очень богатыми людьми, но не стремились тратить деньги на роскошь и удовольствие. Их влекли наука, литература, искусство. Они собирали книги, рукописи, коллекции картин, а иногда и сами становились писателями, художниками, музыкантами и учеными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: