Расскажите о музыкальной форме «Рондо». Приведите пример в музыкальных произведениях

Ответы к выпускным билетам по предмету

«Музыкальная литература» 2019-2020 гг.

Билет №4.

Вопрос №1

Кто из композиторов XIX века писал музыку только для фортепиано? Назовите жанры, которые создал этот композитор.

Польский композитор и виртуозный пианист Фредерик Францишек. Он является представителем романтического направления в музыке. Композитор не писал больших произведений для оркестра, ансамбля или хора. А нашел себя, как известно, в миниатюрах для фортепиано.

Шопен писал исключительно для фортепиано. Его цель, доказать необыкновенные выразительные возможности инструмента фортепиано (рояля).

Творчество Шопена оказало влияние на многие поколения музыкантов. Композитор по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы – мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

За всю жизнь Шопен дал не более тридцати публичных концертов, в основном выступая в домах своих друзей. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен, по отзывам современников, этот стиль отличала ритмическая свобода – он продлевал одни звуки за счет сокращения других.

С 1927 г. в Варшаве каждые пять лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена.

Билет №4.

Вопрос №2

Что вы знаете о кружке «Могучая кучка»? Когда и где существовал? Кто входил в состав? Кому принадлежит название кружка?

Так называемая «Могучая кучка» (состав которой был совсем небольшим) – это союз русских композиторов, который сложился в конце 50-х-начале 60-х годов 19 столетия в России. Ее еще называли «Новой русской музыкальной школой» или Балакиревским кружком. Само же название привилось с легкой руки критика Стасова В.В. и привилось мгновенно, превратившись в общепринятое название союза. За границей его именовали «пятеркой».

Члены «Могучей кучки»

Кто входил в «Могучую кучку»?

Балакирев М.А., Бородин А.П., Мусоргский М.П., Кюи Ц.А. и Римский-Корсаков Н.А. Эти талантливые композиторы стремились найти новые формы, в которых смогли бы воплотить образы из русской современности и родной истории, а также способы сделать свою музыку более близкой и понятной широкой публике. Воплощением такого подхода стали оперы Бородина «Князь Игорь», Римского-Корсакова «Псковитянка», Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов». Именно народные сказки, эпос, национальная история и народный быт становились источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов

Билет №4.

Вопрос №3

Расскажите о музыкальной форме «Рондо». Приведите пример в музыкальных произведениях.

Рондо  (от итал. и из француз. rondeau — «движение по кругу», «круговой танец», «хоровод»; к лат. rotundus — «круглый») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.

A — B — A — C — A —D — A…

                                           А- рефрен;

 В, С, D- эпизоды (музыкальные темы контрастные между собой мелодически, ритмически, тонально…и. д.)

    Различные композиционные варианты позволяют широко использовать данную форму в музыке. Исторически различают старинное рондо, классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов и послеклассическое.

      Стоит обратить внимание на особенности развития формы рондо в музыке венских классиков. Одним из первых, кто использовал ее, был Й. Гайдн. Именно тогда эта музыкальная форма обрела классические черты. А в творчестве В. А. Моцарта она достигает высочайшего расцвета. Говоря об этом, нельзя не упомянуть его знаменитое «Турецкое рондо», Арию Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» из оперы «Свадьба Фигаро». У   Бетховена- «Рондо о потерянном гроше». Рондо Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow