Педагогическая роль вожатого

Законы и правила жизни в отряде и лагере.

 в организации режима и быта в отряде и лагере

 

Основная, первостепенная задача и требование к воспитателям, вожатым и сотрудникам:

«Самые главные в лагере – это дети,

ребенок должен быть здоров, сыт и чист».

 

В каждом лагере есть основные законы. Давайте вспомним основные:

- Закон режима

- Закон "00" "Надо всё делать вовремя. Лагерь живёт по часам, иначе нельзя. Если мы не будем всё делать вовремя, будем получать остывший обед, оставаться без купания, и так далее…"

- Закон территории "За территорию выходить нельзя категорически. Не зря она огорожена. И сделано это для вашей же безопасности. Мы будем иногда выходить за территорию, но все вместе, с вожатыми".

- Закон информации "Вожатый должен всегда знать, где вы находитесь. Поэтому, куда бы вы не собирались пойти, надо отпрашиваться. Это не потому, что мы не хотим вас пускать. Просто нам всегда надо знать, где вы. И вам, если вы куда-то уходите, надо знать где будут в это время вожатые и весь отряд. Просто чтоб не потеряться".

- Закон хозяина "У нас есть много всяких полезных вещей, которые можно брать: мячики, скакалки, бадминтон, канцелярские товары, уборочный инвентарь…

Если вы берёте что-то у вожатых, служащих лагеря, то вы отвечаете за эту вещь, и вы же должны её вернуть".

- Закон правой руки

- Закон друга

- Закон вежливости

- Закон воды

- Закон зеленого друга

        

Есть правила:

- уборки постелей,

- личной гигиены,

- переходов по лагерю

- нахождения в корпусе, спальне

- поведения в столовой

 

Дисциплина на отряде очень важна. Если не будет дисциплины, не будет ничего: ни атмосферы, ни творчества. Без дисциплины на отряде вы не сможете даже обеспечить безопасность жизни и здоровья детей — а это ваша первоочередная обязанность!

 

Большой талант вожатого – умение разрешать проблемы с ребятами, не повышая тона и не срывая своё зло. Конструктивная беседа снимет все проблемы с дисциплиной и поможет прийти к компромиссу.

 

Правила вожатых:

Правила НЕ!

НЕ повторять дважды – привыкнут и организовывать будете долго!

НЕ кричать – всех не перекричите, приучите к спокойному голосу!

До детей необходимо донести, что:

Вожатый всегда прав, в любой ситуации (уметь справедливо рассудить спор, стараться не менять решений (в крайних случаях)

Вожатый всегда защитит своих детей (вне зависимости от ситуации).

Вожатская (вожатый в каждый момент времени должен знать, где находится каждый его ребёнок). Не забывайте, что дети, в свою очередь, также должны знать, где находится их вожатый.

Вся жизнь лагеря подчинена режиму дня. Игры, купание, мероприятия, дискотеки не должны изменять общий ход работы. Подъём и отбой, зарядка, приём пищи, водные процедуры – это то, чего не может лишить ребят вожатый. Беспрекословными должны стать общережимные моменты.

 

Не надо бояться быть строгим, опасаясь растратить свой авторитет. Вы заработаете большее уважение в глазах ребят, если будете одинаково для всех справедливы.

 

Нужно быть последовательным и не изменять своим словам. Правила должны быть едиными для всех: для вожатых и ребят, для мальчиков и девочек, для активных и непослушных ребят.

 

Правила для детей:

Дети приезжают в лагерь с разным опытом повседневной жизни, из разных семей, с разным воспитанием. В новой для себя обстановке они могут проявить новое или совершенно другое поведение. Бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение порядка. В любом обществе необходимы некоторые правила, чтобы было комфортно всем.

 

Нужно понять самим и попытаться донести до детей, что то, что вы делаете, не исходит из соображений: “Я хочу, чтобы меня слушались, я тут главный! Как скажу, так и будет!” Здесь должно присутствовать совместное ваше и детей стремление “сделать что-то необходимое для создания условий комфортного проживания, а потом отдыхать на полную”, т.е., необходимо чтобы дети понимали ДЛЯ ЧЕГО вы их строите (объясните, что везде – в любой компании, на любом предприятии, в любой стране существуют правила, которые помогают организовать работу, отдых, не потратить время зря, а потратить его с пользой.

 

Следовательно, дисциплина должна строиться на доверии детей к вам, на справедливых разрешениях любых ситуаций, на объяснимых (объективных, адекватных) наказаниях, а также и на собственной дисциплине!

 

В первый день!

В серьёзной обстановке дать понять, что ДИСЦИПЛИНА - это то, чем нельзя пренебречь.

Далее напоминать об этом при каждом подходящем случае.

Позже можно постепенно спускать (по ходу смены, но не по принципу “после меня хоть потоп”).

В первые дни пресекать всё.

 

Пусть даже поначалу вас невзлюбят, любовь придет позже, если всё, что вы делаете не проявление диктатуры, а на чём-то основанном (им понятном).

 

Уборка палат и территории только на ‘5’. Т.е. в первые дни больше уделять времени и внимания на тщательность уборки, потом уже не захочется получать оценку ниже.

 

Еще раз: к дисциплине и определённому порядку, КАК к необходимости, необходимо приучить в первые 3 дня!

 

Дисциплина на отряде очень важна. Если не будет дисциплины, не будет ничего: ни атмосферы, ни творчества. Без дисциплины на отряде вы не сможете даже обеспечить безопасность жизни и здоровья детей — а это ваша первоочередная обязанность!

 

Вожатый должен быть не злым, не добрым, но требовательным к окружающим, а в первую очередь к себе. Именно он является примером для всего отряда. И если слово вожатого не подкреплено его собственным поступком, то можно считать правила – бессмысленным набором звуков.

Прежде, чем браться за наведение дисциплины, нужно понять некоторые особенности детского коллектива:

- Для ребенка необходимо время от времени нарушать правила (организуйте этот процесс сами).

- Не всегда дети могут справиться с работой по самоконтролю. (Приучайте, убеждайте, поддерживайте, требуйте!).

- Перемена убеждений свойственна всем людям.

- У всех людей есть обязанности по отношению к окружающим.

- Желание полениться свойственно всем, иногда ребят придется «понукать» (мотивировать)

- Не всегда дети не хотят что-либо делать, иногда они просто не умеют этого или не знают, что это вообще нужно.

 

Каждый человек имеет право на уважение. Ребёнок тоже. Уважение – требование.

Вожатый старше ребенка, он должен быть мудрее, выдержаннее, не «опускаться» до уровня оскорбляющих, не горячиться, не делать скоропалительных выводов; анализировать поступки, а не личность.

Нужно учиться выслушивать обе стороны, стремиться помогать слабому, признавать свои ошибки.

 

Негативное поведение надо пытаться предотвратить заранее.

Если вы видите, что активное поведение ребят на грани допустимого – смените вид деятельности, увеличьте физическую нагрузку, побегайте с ними, прогуляйтесь в лес.

Нарушение дисциплины детьми младшего возраста может свидетельствовать, наоборот, об их усталости. В этом случае можно выполнить спокойные и медленные упражнения на растяжку, подышать с закрытыми глазами, «поваляться» на траве или коврике. (РЕЛАКСАЦИЯ)

 

Если мальчики и девочки ходят в гости друг к другу по ночам – поиграйте в игры для снятия сексуального напряжения, дайте возможность им пообщаться друг с другом в течение дня - на расстоянии от вас, но все-таки под вашим присмотром.

 

Если поведение ребенка не соответствует правилам, нужно:

Немедленно прекратить негативное поведение ради спокойствия самого ребенка и отряда.

Разобраться в причинах этого поведения.

Развести участников конфликта, проанализировать ситуацию с каждым отдельно.

Помочь ребенку продумать и осознать ситуацию; попробовать разрешить ее.

И только потом принимайте решение о мерах наказания.

В случае неудачного разрешения ситуации или если вы видите, что не сможете ее решить проблему самостоятельно, обратитесь за помощью к старшему вожатому или директору.

Однако прежде, чем вести провинившегося за руку к начальству, вожатому необходимо самому обсудить ситуацию с руководителем, чтобы дальнейшие действия не стали неожиданностью для вожатого.

 

Дисциплинарные меры должны использоваться постоянно, только тогда они будут эффективны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: