Экологическое образование как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – базовый документ, необходимый для разработки программ воспитания и социализации. Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Экологическое образование и воспитание – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной и старшей школе в соответствии с ФГОС.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, авторами которой являются Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., в сфере личностного развития воспитания обучающих предусматривается «принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций».

В начальной школе предусматривается духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в части принятия ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину; выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; освоившей основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умеющей устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  В основной школе должны решаться вопросы формирования экологической культуры. Программа воспитания и социализации должна обеспечить, в частности, осознание учащимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять. В основной и старшей школе идет формирование готовности учащихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического просвещения. Происходит осознание учащимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым делая акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому человеку, к природе. Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Экологическое воспитание имеет две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, которое формируется годами на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности.

 2.1 Экологическая составляющая базовых учебных предметов

Совершенствование базового школьного образования – первый приоритет в образовании для устойчивого развития. Экологическое образование предполагает реализацию междисциплинарного подхода. Сегодня ни один школьный предмет не может обеспечить решения всех задач, связанных с экологическим образованием. В соответствии с ФГОС экологическое образование в основной школе обеспечивается за счёт экологической составляющей базовых учебных предметов естественнонаучной области. Выдвинутые основные требования к результатам экологической подготовки учащихся подразумевают необходимость «формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

Задачи инвариантного экологического образования представляются в единстве процессов обучения, воспитания и развития личности.

Обучение включает формирование знаний о системной организации природы, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей.

Воспитание потребностей, мотивов, побуждений поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций.

Формирование эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды.

Становление волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем.

Стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Экологическая составляющая базовых учебных предметов предусматривает распределение по программам базовых учебных предметов ключевых задач экологического образования.

Рассмотрим экологическую составляющую базовых учебных предметов.

Экологическое образование школьников в основной школе согласно ФГОС реализуется благодаря изучению ряда предметов.

  Биология должна обеспечить формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, представлять влияние факторов риска на здоровье человека; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

На уроках географии предусматривается формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Естественнонаучные предметы предусматривают воспитание у школьников бережного отношения к окружающей среде; осознание значимости устойчивого развития.

На уроках физики формируются представления о рациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствие несовершенных технологий.

На уроках химии формируются представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем.

На уроках изобразительного искусства и музыки предусматривает развитие у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой.

На уроках технологии идет формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту.

Уроки основ безопасности жизнедеятельности предполагают понимание школьниками ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни, а также овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Базовые учебные предметы составляют инвариантный компонент образования.Инвариантный компонент обеспечивает экологическое воспитание и образование через систему скоординированных учебных программ. К таким программам можно отнести программу развития универсальных учебных действий, комплексную программу воспитания и социализации личности, интегрированные программы межпредметных модулей.

Примерами интегрированных программ с экологическим содержанием в 1-5 классах может быть «Экология учебной деятельности». Этот курс преемственно сочетается с предметами «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Чтение».

В 6–9 классах – на базе предмета «География» – учебный предмет с новыми содержательными линиями «Геоэкология»;

В 7–9 классах – на базе предмета литературы, иностранного языка такой содержательной линией может стать «Экологическая этика».

В 9 классе на базе предмета «Биология» – «Сохраним биологическое разнообразие на Земле».

 Интегрированные программы осуществляются через разнообразные интегрированные учебные занятия.

Именно интегрированные учебные занятия

- позволяют обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых дисциплин школе;

- способствуют выполнению образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, участвующим в интеграции;

- выступают связующим звеном между учебными предметами для выстраивания целостной картины изучаемого действия, явления, процесса;

- создают условия для сохранности психического здоровья школьников за счёт регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;

- стимулируют развитие навыков продуктивного общения, приобретения опыта, расширяющего социальное пространство личности.

Многие педагоги принимают значительные усилия в поисках методов обучения, повышающих эффективность учебной деятельности, позволяющей за один и тот же отрезок времени усваивать более значительные объемы учебного материала. Для этой цели ими разрабатывается  модули в уроки физики, химии, биологии, информатики позволяющие улучшить результаты экологического образования.

  На третьей ступени среди учебных предметов могут быть введены специализированные эколого-ориентированные курсы, например: «Медицинская экология», «Транспорт и окружающая среда», «Агроэкология». Несомненно, что на этой ступени должна быть представлена новая область современного знания «Основы устойчивого развития», «Глобальная экология».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: