Методы и приемы экологического образования и воспитания младших школьников

 Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. В этом возрасте следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

В работе по экологическому обучению и воспита­нию младших школьников используются такие формы и мето­ды, как экскурсии, наблюдение объектов в природе и в классе, на уроках, беседы, решение экологических задач, анализ экологичес­ких ситуаций, игры; а во внеклассной работе - утренники, праз­дники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта рабо­ты, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время ме­тодика экологического образования и воспитания значительно обо­гатилась новыми приемами, методами, формами работы.

Методы экологического образования и воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:

-традиционные;

-инновационные.

  Рассмот­рим традиционные формы работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.

Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе традиционных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение. Урок как традиционная и основная форма учебно-воспитательного процесса, несмотря на жестко регламентированную структуру, предоставляет большие возможности для формирования экологических знаний и культуры учащихся. Чем насыщеннее и увлекательнее материал, тем эффективнее будет происходить усвоение экологических знаний учащимися. Урок природоведения или окружающего мира – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся.

Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, а материал экскурсии тесно связан с программой по окружающему миру. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Экологические экскурсии имеют свою специфику, которая заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. На экскурсиях уделяется внимание экологическому обучению: выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей; систематизируются представления о взаимосвязях в природе.

Игровая деятельность широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе. Плешаков А. А. в работе «Преподавание природоведения в III классе четырехлетней началь­ной школы» пишет: «Экологические игры рассматриваются как форма экологического образования, основанная на развертывании игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уро­вень мотивации, интереса и эмоциональной включенности»

Игры, используемые для решения задач экологического образо­вания, очень разнообразны: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные.

Дидактические игры это игры с правилами. Их главное свой­ство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи вы­ступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднаме­ренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, само­оценка. К дидактическим играм экологического содержания отно­сят игры с карточками - лото, природным материалом.

Ролевые игры, экологического содержания основаны на моделиро­вании социального содержания экологической деятельности. Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умения ве­сти дискуссию, использовать свои знания.

Имитационные экологические игрыоснованы на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологиче­ской деятельности.

Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы с младшими школьниками позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования.

Проведение недели экологии также является одной из форм внеклассной роботы. В процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания. Начальная школа стремится повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводятся различные развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них.

Сравнительно новым инновационным видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе».

Учебная «эко­логическая тропа» — это маршрут в парке или лесопарке, который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тро­па создается силами старшеклассников и взрослых. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы.

На тропе источниками познавательной информации являются сами предметы природы. Это растения, грибы, животные, почвы, формы поверхности и другие объекты живой и неживой природы. Задача учителя продумать последовательность их изучения, план наблюдений, объем информации. Работа на «экологической тропе» имеет не только информатив­ный, но и деятельностный характер: учащиеся участвуют в посадке ра­стений, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатыва­ют и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей

Полевые практикумы как форма экологического образования так­же недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — за­крепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния.

Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологи­ческого образования. Другим важным условием этого является си­стематическая работа по экологическому образованию на уроках и во внеклассной работе.

В последние годы учителя начальной школы стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И. В. Цветкова подчеркивает, что «...метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проектов включает этапы — выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разра­ботку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и долгосрочными. Метод проектов использу­ется на уроке и во внеурочное время.

 В последнее время все чаще в начальной школе стали использовать сочетание таких форм организации работы, как кружок и школьный экологический клуб. Младшие школьники активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой.

 Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов.

Набирает силу и индивидуальная форма экологической работы, которая предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепку.

Часть 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: