| | 1) | Предложение 1 простое нераспространённое. | | | 2) | В предложении 2 составное именное сказуемое. | | | 3) | Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. | | | 4) | Предложение 4 простое, осложнено вводным словом. | | | 5) | Предложение 5 осложнено однородными подлежащими. | |
Конец формы
| Начало формы | 3.Прочитайте текст. (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 простое двусоставное. | | | 2) | В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать. | | | 3) | Предложение 3 односоставное назывное. | | | 4) | Предложение 4 сложное. | | | 5) | В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы. | | Конец формы | | | | |
| | | |
Начало формы | 4. Прочитайте текст. (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | 1) | Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение. | | | 2) | Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы. | | | 3) | В предложении 3 первая грамматическая основа – правда. | | | 4) | Две части предложения 4 осложнены вводными словами. | | | 5) | Предложение 5 сложносочинённое. | | Конец формы | |
Начало формы 5. Прочитайте текст. | (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса. | Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | | 1) | эмоции сформировались (предложение 1) | | | 2) | исследования были систематизированы (предложение 2) | | | 3) | учёным был приведён (предложение 3) | | | 4) | реакции рассматривал (предложение 4) | | | 5) | исследования – результат (предложение 5) | | Конец формы | |
Начало формы | 6. Прочитайте текст. (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы. | | | 2) | В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель. | | | 3) | Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами. | | | 4) | Предложение 4 простое. | | | 5) | Предложение 5 сложное бессоюзное. | | | |
Начало формы | 7. Прочитайте текст. (1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 сложносочинённое. | | | 2) | Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. | | | 3) | Предложение 3 простое с однородными сказуемыми. | | | 4) | Предложение 4 простое нераспространённое. | | | 5) | В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные. | | Конец формы | |
Начало формы | 8. Прочитайте текст. (1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 сложное бессоюзное. | | | 2) | Предложение 2 односоставное неопределённо-личное. | | | 3) | В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение. | | | 4) | Предложение 4 сложносочинённое. | | | 5) | Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения. | | Конец формы | |
Начало формы 9. Прочитайте текст. | (1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств. | Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | | 1) | это Мировой океан (предложение 1) | | | 2) | разделяют (предложение 2) | | | 3) | части есть (предложение 3) | | | 4) | выделяют (предложение 4) | | | 5) | учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5) | | Конец формы | |
Начало формы | 10.Прочитайте текст. (1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина». Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 простое. | | | 2) | Предложение 2 односоставное безличное. | | | 3) | Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые. | | | 4) | Грамматическая основа предложения 4 – произошло. | | | 5) | Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ. | | Конец формы | |
Начало формы | 11.Прочитайте текст. (1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. | | | 1) | среда постоянно меняется (предложение 1) | | | 2) | нарушения вызывают (предложение 2) | | | 3) | они способны адаптироваться (предложение 3) | | | 4) | понимается приспособление (предложение 4) | | | 5) | изменение могло бы погубить (предложение 5) | | Конец формы | |
Начало формы | 12.Прочитайте текст. (1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. | | | 2) | Предложение 2 сложное. | | | 3) | Предложение 3 односоставное безличное. | | | 4) | В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят. | | | 5) | Предложение 5 осложнено однородными членами. | | Конец формы | |
Начало формы | 13.Прочитайте текст. (1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце,состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 сложноподчинённое. | | | 2) | В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить. | | | 3) | Предложение 3 содержит неполные предложения. | | | 4) | В предложении 4 содержится составное именное сказуемое. | | | 5) | Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами. | | Конец формы | |
Начало формы | 14. Прочитайте текст. (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. | | | 2) | В предложении 2 составное глагольное сказуемое. | | | 3) | Предложение 3 односоставное. | | | 4) | В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл. | | | 5) | Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением. | | Конец формы | |
Начало формы | 15.Прочитайте текст. (1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. | | | 1) | В предложении 1 подлежащее – задачи. | | | 2) | Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. | | | 3) | В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно. | | | 4) | В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы. | | | 5) | Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью. | | Конец формы | |
| |
Начало формы | 16.Прочитайте текст. (1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | 1) | Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. | | | 2) | Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. | | | 3) | Предложение 3 сложноподчинённое. | | | 4) | Предложение 4 простое. | | | 5) | Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы. | | Конец формы | |