1. Принципы педагогической деятельности:
1) принцип человеческих приоритетов – ориентации на человека как участника подсистем, процессов или ситуаций;
2) принцип саморазвития – обеспечение динамичности, гибкости проектируемых систем по отношению к изменениям внутри системы и за ее пределами.
2. Формы педагогической деятельности.
1) Педагогическое проектирование – а) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и учащихся; б) создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов.
2) Педагогическое моделирование - разработка целей (общей идеи), создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
3) Педагогическое управление – организация целенаправленного педагогического процесса и регуляция деятельности его участников для достижения поставленной цели. Управление различается двух видов:
а) полное управление - организация деятельности учащихся по алгоритму, по образцу;
|
|
б) рефлексивное управление - передача субъекту оснований, из которых он мог бы вывести собственные решения.
4. Педагогическая технология - последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.
V. Профессиональные умения педагога.
Умения, необходимые для конструктивной деятельности.
а)Аналитические умения складываются из следующих частных умений:
- разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
- осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
- находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
- правильно диагностировать педагогическое явление;
- вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
Особую группу аналитических умений составляют рефлексивные умения. К ним относятся умения анализировать свои собственные действия.
б) Прогностические умения. Управление педагогическим процессом предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат.
В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Эти знания позволяют предвидеть, что именно учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия; как будет воспринят материал в связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого.
|
|
Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени.
Прогностические умения можно объединить в три группы:
- умения прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений;
- умения прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками;
- умения прогнозировать ход педагогического процесса: трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т. и.
в) Проективные умения. Логика разработки проекта педагогической деятельности диктует следующую структуру проективных умений:
- переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
- учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;
- определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса;
- отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел;
- планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и дарований;
- отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
- планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
- планировать способы создания личностно-развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью.