IV. Принципы и формы педагогической деятельности

1. Принципы педагогической деятельности:

1) принцип человеческих приоритетов – ориентации на человека как участника подсистем, процессов или ситуаций;

2) принцип саморазвития – обеспечение динамичности, гибкости проектируемых систем по отношению к изменениям внутри системы и за ее пределами.

 

2. Формы педагогической деятельности.

1) Педагогическое проектирование – а) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и учащихся; б) создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов.

2) Педагогическое моделирование - разработка целей (общей идеи), создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

3) Педагогическое управление – организация целенаправленного педагогического процесса и регуляция деятельности его участников для достижения поставленной цели. Управление различается двух видов:

а) полное управление - организация деятельности учащихся по алгоритму, по образцу;

б) рефлексивное управление - передача субъекту оснований, из которых он мог бы вывести собственные решения.

4. Педагогическая технология - последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.

 

V. Профессиональные умения педагога.

Умения, необходимые для конструктивной деятельности.

а)Аналитические умения складываются из следующих частных умений: 

- разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); 

- осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;

- находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

- правильно диагностировать педагогическое явление;

- вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения. 

Особую группу аналитических умений составляют рефлексивные умения. К ним относятся умения анализировать свои собственные действия.

б) Прогностические умения. Управление педагогическим процессом предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат.

 В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Эти знания позволяют предвидеть, что именно учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия; как будет воспринят материал в связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого. 

Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени. 

Прогностические умения можно объединить в три группы: 

- умения прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений; 

- умения прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками;

- умения прогнозировать ход педагогического процесса: трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т. и.

в) Проективные умения. Логика разработки проекта педагогической деятельности диктует следующую структуру проективных умений:

- переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;  

 - учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества; 

- определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса; 

- отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел;

- планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и дарований; 

- отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

- планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;

- планировать способы создания личностно-развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: