По термической стойкости в режиме КЗ проверяются: кабели и изолированные провода при напряжении до 1000 В (см. п. 12.4.), неизолированные провода при напряжении свыше 1000 В при токах КЗ свыше 50 кА и кабели при напряжении свыше 1000 В.
При напряжении свыше 1000 В проверка сечений по термической стойкости проводится после расчетов токов КЗ. Тогда минимальное термически стойкое токам КЗ сечение кабеля
Fк.з@ (IS(3)Ötп)/С, или
где IS(3), или -Iк¥ -трехфазный суммарный ток КЗ от энергосистемы до точки КЗ (установившееся значение), tп - приведенное расчетное время действия тока КЗ (пока не сработает защита); С - термический коэффициент для кабелей в зависимости от материала жил и конструкции кабеля. По различным оценкам С может иметь разные величины: Для кабелей напряжением 10 кВ с алюминиевыми жилами и поливинилхлоридной или резиновой изоляцией С=78 Ас2/мм2, для кабелей напряжением 10 кВ с алюминиевыми жилами и полиэтиленовой изоляцией С= 65 Ас2/мм2.
С = 165 - для меди } термический коэффициент
С = 90 - для алюминия при напряжении до 10 кВ.
Приведенное время действия тока КЗ состоит из времени срабатывания релейной защиты и времени срабатывания собственно силового выключателя и находится по справочным данным аппаратуры. Если никаких данных об этом не имеется, то можно принимать tп =0,2 с.
При напряжении до 1000 В проверка проводников на термическую стойкость к токам КЗ проводится путем сравнения длительно допустимого тока проводника и тока расцепителя автомата:
I дл. доп. пр. > I ном. р. а.
9. ПРОВЕРКА НА ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКУЮ СТОЙКОСТЬ ПРОВОДНИКОВ В РЕЖИМЕ КЗ.
Проверка проводится только для шин. Методика основана на сравнении расчетных и допустимых усилий и механических напряжений, действующих на шины в момент КЗ.
1. Сила электродинамического действия на шины и изоляторы при трёхфазном КЗ зависит от величины тока КЗ, расстояния между шинами, расстояния между точками крепления шины, материала шин, площади сечения шин и расположения шин (плашмя или на ребро).
F (3)=1,76 l / a (iу(3)) 2 10-2
Где l – расстояние между опорными изоляторами (вдоль проводников), см;
а – расстояние между осями токоведущих проводников смежных (соседних) фаз, см
iу – ударный ток КЗ, кА.
2. Изгибающий момент:
Мизг= F (3)*l/10 даН*см
3. Момент сопротивления шин при расположении плашмя.
W=b*h2/6 см3 , b
Где b и h – размеры шин: ширина и высота
4. Напряжение материала шин при изгибе:
dрасч = Мизг/W даН/см2
Если dрасч< dдоп , то выбранные шины по механической прочности принимаются, а если dрасч>dдоп ,то необходимо принять шины большего размера.
dдоп - допустимое напряжение материала шин:
- для медных - 1300 даН/см2,
- для алюминиевых – 650 даН/см2,
- для стальных – 1600 даН/см2.
Что необходимо защищать и от чего?
От перегрузки и коротких замыканий защищаются электрические сети:
а) проложенные открыто незащищенными изолированными проводниками с горючей
оболочкой или изоляцией внутри помещений;