ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Cоревнование – это не только испытание физических качеств. Уровень психической нагрузки соревновательной деятельности несравненно выше тренировочной. Каждому из спортсменов приходилось испытывать перед соревновательным прыжком психологическую нагрузку. Вроде ровная погода (почти идеальная), а состояние… - дрожь во всем теле, онемение в ногах, беспокойно, лезут в голову навязчивые мысли, вкрадываются сомнения в исходе своего прыжка. Это так называемое «предстартовое состояние» («мандраж»).
Влияние предстартового состояния на организм неоднозначно. Оно или значительно возбуждает нервную систему, и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий. Оптимальное состояние находится как раз где-то посередине, когда человек держит под контролем свое психологическое состояние. Сегодня мы рассмотрим три разновидности предстартовых состояний и постараемся научиться справляться со стрессом.
ПРЕДСТАРТОВЫЙ СОСТОЯНИЯ:
При возбужденной нервной системе спортсмена буквально бьет ПРЕДСТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА (чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения). Это состояние проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной нервозности, неустойчивости настроения, беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил (излишней самоуверенности), неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданной торопливости. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения.
Прямая противоположность описанному выше состоянию – СТАРТОВАЯ АПАТИЯ (относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения). Ей соответствуют вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности.
Лучшее состояние спортсмена перед стартом называется БОЕВОЙ ГОТОВНОСТЬЮ и характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Этому состоянию соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил), высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящую деятельность, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС:
Выполняя тренировочные прыжки парашютист отрабатывает:
· Стандартные заходы
· Нестандартные заходы (с недоходом, переходом, вне створа, боковые и т.д.)
Отработка постановки ноги в датчик отрабатывается на парашютном спортивном тренажере под названием «кузнечик».
Все эти мероприятия создают техническую готовность спортсмена. Переход от тренировочной деятельности к соревновательной ставит перед спортсменом своеобразный психофизиологический блок. Это обусловлено тем, что на тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип действий на заведомо заниженном уровне психической нагрузки.Тренировочные прыжки выполняются в основном в ровную погоду. Существует элементарный физиологический закон: 5-7 повторений – и в тренировке выработан динамический стереотип – выполнять прыжковую деятельность без существенной психической нагрузки. Еслив тренировочном процессе нет соревновательного элементаили элементов, выбивающих спортсмена из рутинного тренировочного процесса -умению мобилизоваться взяться неоткуда. Получается, что психологическая подготовка к соревнованиям должна осуществляться на самих соревнованиях (и чем больше стартов наберёт спортсмен, перед знаковыми для себя соревнованиями, тем лучше).
При проведении прыжковой смены, после выполнения серии из 3-4 прыжков, для создания «мандражных» ситуаций можно использовать различные приёмы:
· Зачётные прыжки
· Соревновательный «междусобойчик» (с шуточными призами)
· Показательные прыжки на точность приземления
· Прыжки на смещающийся датчик фиксации точности приземления
· Перемешивание очерёдности отделения в группе
Всё это можно использовать как вместе, так и по отдельности.
РАБОТА ТРНЕНЕРА:
Кроме непосредственного воздействия через тренировочно - соревновательный процесс, существует два основных способа воздействия на психику спортсмена: «избегать неудач» и «стремиться к достижениям»!
Чтобы понять, каким способом лучше воздействовать, придется экспериментировать. В большинстве случаев метод положительного подкрепления более эффективен. Опыт показывает, что спортсмен, который ждет, что тренер будет отчитывать и критиковать за каждое неправильное действие, более скован и зажат. Совершенно нормально, что человек, который любит держать себя в ежовых рукавицах, пойдет к тренеру с явными диктаторскими наклонностями. Чаще всего такие люди не любят заниматься самодисциплиной и чувствуют себя комфортно, когда кто-то делает это за них. Более самостоятельным людям подойдет тренер-партнер.
В любом случае, какую бы методику воздействия на психологическое состояние ни использовал тренер, существует несколько проверенных способов:
1. Обсуждая плохое выступление или ошибки на тренировке, следует говорить о действиях парашютиста, а не о личности. То есть не «ты – безрукий», а «здесь у тебя произошел сбой…», и далее обязательно должна следовать рекомендация правильных действий.
2. Всегда лучше сначала говорить о том, что было сделано хорошо (создается общий положительный фон), пусть даже самое элементарное.
3. Говорить надо о том, что надо изменить и как надо изменить, не заостряя внимание на том, что плохо. То есть не «это плохо», а «это можно сделать лучше».
4. Помните о том, что частица «не» часто пропускается нашим сознанием, когда мы воспринимаем команды.
ДЛЯ СПОРТСМЕНА:
Прежде всего спортсмен должен знать, что нервное напряжение в спорте – это норма и надо быть к этому готовым. Но чтобы избежать дополнительных ненужных стрессов, необходимо обладать элементарной самодисциплиной.
Собираться на соревнования надо заранее. Причем подойти к сбору снаряжения и документов нужно весьма серьезно, чтобы в итоге не приехать на соревнования без парашюта и т.д.... Перед стартом следует проанализировать опыт успешно решенных задач. Мысленное повторение деталей приводит к выводу: «Я давал отличные результаты в более сложную погоду –здесь будет попроще». Однако этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе. Для большей уверенности во время прыжка, нужно пронаблюдать приземление других парашютистов, составить план прыжка и мысленно представить его во всех подробностях (начиная от отделения: высота и точка отделения, разбежка, более удобное место для проверки, выход на «базу», снижение по выбранной глиссаде, концентрация внимания, работа рук, правильная посадка, мягкая м точная постановка ноги в датчик), затем стоит проанализировать не проигрышные ситуации, а ошибки, их породившие, и, учтя попробовать оценить шансы на успех (запасные варианты, если что-то пошло не так).






