Конспект урока на тему: «История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период.»
Основной целью будет знакомств ос работами К Линнея по систематике растений и животных, остановиться на трудах Ж.Кювье.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о системе природы, созданной К. Линнеем, о роли К.Линнея, Ж.Кювье и других в создании эволюционной теории.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, заполнять таблицы, работать с учебником, выделять основную мысль в тексте.
Воспитательные: способствовать формированию материалистического мировоззрения; воспитанию чувства ответственности.
ХОД УРОКА
«Ариаднина нить ботаники - система, без которой в ботанике хаос.
Система - вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».
К. Линней «Философии ботаники».
Этап урока | Ход урока | ||||||||||||||||
I. Организационный момент | (Приветствие, настрой на работу). | ||||||||||||||||
II. Проверка д/з: | А). Устно: 1. Что такое «процесс эволюции»? Охарактеризуйте особенности этого процесса. 2. Какой вклад в развитие эволюционной теории внесли древние люди? Древнегреческие ученые? Креационисты? 3. 16 век - эпоха великих географических открытий. Вспомните, какие изменения происходили в мировоззрении людей? | ||||||||||||||||
III. Актуализация Знаний: | Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразия видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания. Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой – творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразностью, виды были изначально приспособленными, трансформист ы считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции. Изучение и описание большого количества растений и животных привело к накоплению знаний и необходимости создания целостной системы природы. В этот период меняются взгляды в философии – формируется материалистическое мировоззрение. Представителем взглядов креационизма был шведский ученый К.Линней (Швеция, 1707 – 1778 гг.), которую отличают четкость и полнота изложения, наиболее научная классификация. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вклад К. Линнея в развитие эволюционных представлений. Но сначала давайте вспомним с вами: 1. В какой период жил и работал ученый? (метафизический). 2. Как переводится слово «метафизика» с греческого? (от греч. «мета» - над и «физис» - природа). 3. Что лежит в основе метафизическогомировоззрения?(идеи креационизма). 4. В чем состоит сущность креационизма? (все живое создано Богом и остается неизменным). 5. Что означает природа «изначально целесообразна»? (это полное соответствие организма или органа цели, поставленной творцом при его создании). Работа в парах по заданию: Используя свои знания, ответьте на вопрос и запишите ответ на него в тетради: В чем состоит сущность метафизических представлений? Природа создана Творцом. Природа изначально целесообразна. Природа неизменна. | ||||||||||||||||
IV. Изучение н/м: | А). Биография К.Линнея.
Б). Взгляд К. Линнея на понятие о виде.
К. Линней считал вид реальной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его определения не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемость между представителями одного вида и нескрещиваемость их с особями других видов).
Линней был креационистом и метафизиком, поэтому он считал, что виды не изменяются и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизменности видов.
Таким образом, К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).
В). Принципы систематики.
В качестве основы классификации К. Линней принял вид. Сходные виды объединил в роды, роды — в отряды, отряды — в классы.
Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. соподчиненности) таксонов. C развитием науки в эту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и другие, а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов ученый учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поэтому классификация Линнея, несмотря на т, что была научной, оказалась искусственной. Сам Линней осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Он писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».
Г). Бинарная номенклатура (двойные названия)
Шиповник обыкновенный - до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми».
К.Линней использовал предложенный его предшественниками двойные названия (впервые ввел К. Геснер): рода и вида, например, Lathyrus pratensis чина луговая, Lathyrus silvestris – чина лесная. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: Lathyrus – чина. Название вида стало коротким и более точным. Принцип двойных названий экономный, так как требует особых названий только для родов и сохранился в систематике и в настоящее время.
Если виду дано название, изменять его нельзя.
В 1735 году вышла в свет книга «Система растений» К. Линнея, в которой он раскрыл классификацию растений и животных. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков, является искусственной системой. К.Линней был сторонником метафизических взглядов о происхождении видов – их неизменности и изначальной целесообразности.
«Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий», - говорил Линней. Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.
Д). Систематика животных.
Животный мир он поделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке – земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей он ошибочно отнес губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих, а также к насекомым – еще и ракообразных. Линней впервые поместил человека в отряд Приматы, нанеся первый сокрушительный удар представлениям об исключительности человека, как явления природы. В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем.
К Линней верно выделил классы млекопитающих, птиц и рыб.
Но ошибочно объединил
· пресмыкающихся и земноводных в один класс «Гады», в класс «Черви» поместил почти все типы беспозвоночных;
· объединил в один отряд ленивца, муравьеда (отряд неполнозубые) и слона (отряд хоботные) по признаку отсутствия резцов, хотя бивни и есть разросшиеся верхние резцы;
· по сходству в строении клюва курицу (килегрудые) и страуса (бескилевые) объединил в один отряд
Е). Систематика растений.
Все растения подразделялись на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых) на основе особенностей строения цветков: количество тычинок, однополости и обоеполости цветков
В системе Линнея, при классификации по 1- 2 произвольно взятым признакам, далекие в систематическом отношении растения, оказывались иногда в одном классе, а родственные – в разных:
· морковь (семейство зонтичные) и смородина (семейство крыжовниковые) отнес к пятитычинковым;
· манжетка (семейство розоцветные) и повилика (семейство повиликовые) – к классу четырехтычинковым.
Ж). Вклад в науку и значение для развития теории.
З. Ошибки К. Линнея.
Используя материал параграфа найдите, обсудите и запишите в тетради недостатки классификации К. Линнея? (примерные ответы: 1. Разделял метафизические взглядыо божественном творении видов. Считал, что видов столько, сколько их создал Бог. «Видов столько, сколько их создало изначальное, бесконечное Существо» (К.Линней).Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания. 2. К. Линней разделял метафизические взгляды, при объединении видов в роды он искал сходство, а не родство. Под родством в биологии понимается общность происхождения. К. Линней считал, что каждый вид является результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей. 3. К.Линней классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства и неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных. Например: • морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые. • Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кищечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих. • Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам. Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию называют искусственной). 4.Классификация животных К.Линнея построена по нисходящему принципу: от сложного к простому. И). Первые эволюционисты: Ж.Кювье и Ж.де Сент- Илера. |
Труды Ж.Кювье (1769 – 1832).
Французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии, основ геохронологии.
Установил принцип «корреляции органов» (соотносительности), на основе которого реконструировал строение многих вымерших животных.
Считал виды постоянными и неизменными.
Выдвинул теорию катастроф, согласно которой на Земле периодически происходят катастрофы, которые уничтожают все виды. За каждой катастрофой следует новый акт творения.