Труды Ж.Кювье (1769 – 1832)

Конспект урока на тему: «История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период.»

Основной целью будет знакомств ос работами К Линнея по систематике растений и животных, остановиться на трудах Ж.Кювье.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о системе природы, созданной К. Линнеем, о роли К.Линнея, Ж.Кювье и других в создании эволюционной теории.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, заполнять таблицы, работать с учебником, выделять основную мысль в тексте.

Воспитательные: способствовать формированию материалистического мировоззрения; воспитанию чувства ответственности.

ХОД УРОКА

«Ариаднина нить ботаники - система, без которой в ботанике хаос.

Система - вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».

К. Линней «Философии ботаники».

 

 

Этап урока Ход урока
I. Организационный момент (Приветствие, настрой на работу).
II. Проверка д/з: А). Устно: 1. Что такое «процесс эволюции»? Охарактеризуйте особенности этого процесса. 2. Какой вклад в развитие эволюционной теории внесли древние люди? Древнегреческие ученые? Креационисты? 3. 16 век - эпоха великих географических открытий. Вспомните, какие изменения происходили в мировоззрении людей?
III. Актуализация Знаний: Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразия видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания. Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой – творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразностью, виды были изначально приспособленными, трансформист ы считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции. Изучение и описание большого количества растений и животных привело к накоплению знаний и необходимости создания целостной системы природы. В этот период меняются взгляды в философии – формируется материалистическое мировоззрение. Представителем взглядов креационизма был шведский ученый К.Линней (Швеция, 1707 – 1778 гг.), которую отличают четкость и полнота изложения, наиболее научная классификация. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вклад К. Линнея в развитие эволюционных представлений. Но сначала давайте вспомним с вами: 1. В какой период жил и работал ученый? (метафизический). 2. Как переводится слово «метафизика» с греческого? (от греч. «мета» - над и «физис» - природа).                                 3. Что лежит в основе метафизическогомировоззрения?(идеи креационизма). 4. В чем состоит сущность креационизма? (все живое создано Богом и остается неизменным). 5. Что означает природа «изначально целесообразна»? (это полное соответствие организма или органа цели, поставленной творцом при его создании). Работа в парах по заданию: Используя свои знания, ответьте на вопрос и запишите ответ на него в тетради: В чем состоит сущность метафизических представлений? Природа создана Творцом. Природа изначально целесообразна. Природа неизменна.
IV. Изучение н/м: А). Биография К.Линнея. Б). Взгляд К. Линнея на понятие о виде. К. Линней считал вид ре­альной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его определения не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещивае­мость между представителями одного вида и нескрещиваемость их с особями других видов). Линней был креационистом и метафизиком, поэтому он считал, что виды не изме­няются и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизмен­ности видов. Таким образом, К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция). В). Принципы систематики.  В качестве основы классификации К. Линней принял вид. Сходные виды объединил в роды, роды — в отряды, отряды — в классы.  Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. соподчиненности) таксо­нов. C развитием науки в эту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и другие, а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов уче­ный учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поэтому классификация Линнея, несмотря на т, что была научной, оказалась искусственной. Сам Линней осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Он писал: «Искусственная система слу­жит только до тех пор, пока не создана естественная». Г). Бинарная номенклатура (двойные названия)  Шиповник обыкновенный -    до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками  душистыми, розовыми». К.Линней использовал предложенный его предшественниками двойные названия (впервые ввел К. Геснер): рода и вида, например, Lathyrus pratensis чина луговая, Lathyrus silvestris – чина лесная. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: Lathyrus – чина. Название вида стало коротким и более точным. Принцип двойных названий экономный, так как требует особых названий только для родов и сохранился в систематике и в настоящее время. Если виду дано название, изменять его нельзя. В 1735 году вышла в свет книга «Система растений» К. Линнея, в которой он раскрыл классификацию растений и животных. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков, является искусственной системой. К.Линней был сторонником метафизических взглядов о происхождении видов – их неизменности и изначальной целесообразности.   «Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий», - говорил Линней. Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания. Д). Систематика животных. Животный мир он поделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке – земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей он ошибочно отнес губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих, а также к насекомым – еще и ракообразных. Линней впервые поместил человека в отряд Приматы, нанеся первый сокрушительный удар представлениям об исключительности человека, как явления природы. В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем. К Линней верно выделил классы млекопитающих, птиц и рыб. Но ошибочно объединил · пресмыкающихся и земноводных в один класс «Гады», в класс «Черви» поместил почти все типы беспозвоночных; · объединил в один отряд ленивца, муравьеда (отряд неполнозубые) и слона (отряд хоботные) по признаку отсутствия резцов, хотя бивни и есть разросшиеся верхние резцы; · по сходству в строении клюва курицу (килегрудые) и страуса (бескилевые) объединил в один отряд Е). Систематика растений. Все растения подразделялись на 24 клас­са: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых) на основе особенностей строения цветков: количество тычинок, однополости и обоеполости цветков В системе Линнея, при классификации по 1- 2 произвольно взятым признакам, далекие в систематическом отношении растения, оказывались иногда в одном классе, а родственные – в разных: · морковь (семейство зонтичные) и смородина (семейство крыжовниковые) отнес к пятитычинковым; · манжетка (семейство розоцветные) и повилика (семейство повиликовые) – к классу четырехтычинковым. Ж). Вклад в науку и значение для развития теории.
Место, время Ученые Вклад в науку  Значение для развития теории
Швеция, 1707 – 1778 гг Карл Линней · Открыл около 1,2 тыс. родов растений. · Описал около 8 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных · Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов. · Разработал короткие и четкие определения (диагнозы) каж­дой группы организмов, что значительно облегчало их описа­ние. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни. · Ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо упо­треблявшихся ранее громоздких полуноминальных (т. е. состо­ящих из многих слов) названий; эта номенклатура употребляет­ся и в наше время («Система природы», 1735). · Разработал принципы построения классификации живой при­роды («Философия ботаники»). На этих принципах он построил первую научную систему живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и бы­ла самой совершенной для своего времени. · Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на осно­вании морфологического сходства. · Накопление огромного описательного материала · Создание «бинарной номенклатуры» · Создание первой научной классификации растений и животных · В основе классификации заложил принцип иерархичности таксонов · Произвольно выбирал 1 - признака для классификации по внешнему виду

З. Ошибки К. Линнея.

Используя материал параграфа найдите, обсудите и запишите в тетради недостатки классификации К. Линнея?

(примерные ответы:

1.  Разделял метафизические взглядыо божественном творении видов. Считал, что видов

столько, сколько их создал Бог.

  «Видов столько, сколько их создало изначальное, бесконечное Существо» (К.Линней).Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.

2.  К. Линней разделял метафизические взгляды, при объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.

Под родством в биологии понимается общность происхождения.

К. Линней считал, что каждый вид является результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.

3. К.Линней классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства и   неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Например:

морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые.

Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кищечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих.

Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.

            Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию

называют искусственной).

4.Классификация животных К.Линнея построена по нисходящему принципу: от сложного к простому.

И). Первые эволюционисты: Ж.Кювье и Ж.де Сент- Илера.

Труды Ж.Кювье (1769 – 1832).

Французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии, основ геохронологии.

 Установил принцип «корреляции органов» (соотносительности), на основе которого реконструировал строение многих вымерших животных.

 Считал виды постоянными и неизменными.

Выдвинул теорию катастроф, согласно которой на Земле периодически происходят катастрофы, которые уничтожают все виды. За каждой катастрофой следует новый акт творения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: