Цель практикума: продемонстрировать, как определяется прожиточный минимум на основе стоимостного выражения потребительской корзины, сопоставить с установленным государственным размером минимальной заработной платы и средней заработной платы по отраслям промышленности.
Форма проведения: заполнение таблиц в ходе анализа статистических данных или компьютерное моделирование с использованием электронных таблиц.
Содержание: учащимся предлагается Закон Российской Федерации «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ, устанавливающий потребительскую корзину для основных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):
1. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):
|
|
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 126,5 | 98,2 | 77,6 |
Картофель | кг | 100,4 | 80,0 | 88,1 |
Овощи и бахчевые | кг | 114,6 | 98,0 | 112,5 |
Фрукты свежие | кг | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
Мясопродукты | кг | 58,6 | 54,0 | 44,0 |
Рыбопродукты | кг | 18,5 | 16,0 | 18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 290,0 | 257,8 | 360,7 |
Яйца | штук | 210 | 200 | 201 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 11,0 | 10,0 | 5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,5. |
2. Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах):
Наименование | Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети |
Непродовольственные товары | 50 | 50 | 50 |
Услуги | 50 | 50 | 50. |
Используя среднюю стоимость вышеперечисленных товаров учащиеся рассчитывают величину потребительской корзины для различных категорий людей, затем сравнивают с законодательно установленными величинами потребительской корзины и установленного прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, а также сравнивают со сложившимся средним размером оплаты труда в различных отраслях экономики.
Мини-исследование «Виды банков»
Проанализировать банковскую систему и предлагаемые ими условия хранения сбережений и выдачи кредитов, необходимо определить банк, в котором выгоднее осуществлять хранение сбережений в сумме 100 000 рублей в течение 1 года, и банк, в котором выгоднее взять кредит в сумме 100 000 рублей. Возможно ли заработать на разнице ставок процента? (то есть взять кредит, открыть депозит и поместить туда полученные средства, полученными депозитными процентами погасить проценты по кредиту и остаться с прибылью)
|
|
Общие требования к написанию эссе на заданную тему
1. Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).
2. Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т.е. оценочные суждения - мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).
3. Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.
4. Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).
5. Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
6. В эссе должно присутствовать творческое начало.
Структура эссе
Эссе должно иметь следующую структуру:
1. Вступление (введение) – это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
2. Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов.
Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:
- тезис – суждение, которое надо доказать;
- аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
- вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
При проверке и оценке олимпиадных заданий жюри проверяет соблюдение каждым участником общих требований к работе с целью ее допуска к конкурсу, а также оценивает содержание допущенной к конкурсу работы в соответствии с конкретными критериями оценки. Объем эссе не должен превышать трех страниц (листы формата А-4), прилагаемых к заданию.
Выставление оценок за содержание эссе производится по 60-балльной шкале. Баллы начисляются (снимаются) по каждому из установленных критериев. Максимальное суммарное количество баллов – 60.