№ | Критерии | Детализация | Баллы | Сумма | |
1. | Понимание темы и соответствие ей содержания работы (если тема не понята автором или проинтерпретирована совершен- но неправильно (грубо проигнорировано объективное содержание и логическая структура выбранного афоризма), остальные критерии при проверке данной работы могут не учиты- ваться и за все эссе выставляется либо «0» баллов, либо (по решению жюри) не более «10» баллов за всю работу | 1.1 | адекватность понимания темы | 0-2 | 12 |
1.2 | грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного | 0-3 | |||
1.3 | соответствие содержания работы заявленной теме | 0-2 | |||
1.4 | полнота раскрытия темы | 0-3 | |||
1.5 | выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность их раскрытия | 0 - 2 | |||
2. | Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (в случае, если анализ проведен исключительно на повседневно-житейском уровне или при наличии в работе не относящихся к теме фрагментов текста или примеров по данному пункту, ставиться оценка «0» баллов) | 2.1 | владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме) | 0-2 | 12 |
2.2 | знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме | 0-2 | |||
2.3 | использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне | 0-2 | |||
2.4 | 0-2 | ||||
2.5 | аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.) | 0-2 | |||
2.6 | выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера | 0-2 | |||
3. | Логичность авторского текста | 3.1 | ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений | 0-3 | 10 |
3.2 | обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации | 0-3 | |||
3.3 | грамотность определения понятий и грамотность классификаций | 0-2 | |||
3.4 | осуществление выводов, основанных на структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т.п. | 0-2 | |||
4. | Общая гуманитарная эрудиция | 4.1 | знание социальных фактов и их уместное использование | 0-2 | 10 |
4.2 | использование примеров из всемирной и отечественной истории | 0-3 | |||
4.3 | знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.) | 0-3 | |||
4.4 | творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления | 0-2 | |||
5. | Навык организации академического текста, связность, системность, последова тельность изложения, культура письма | 5.1 | связность, системность, последовательность текста | 0-2 | 6 |
5.2 | четкая структурированность текста | 0-1 | |||
5.3 | соблюдение базовых стандартов академического цитирования | 0-1 | |||
5.4 | единство стиля, точность и выразительность языка | 0-2 | |||
6.
| Грамотность
| 6.1 | Соблюдение орфографических норм | 0-3 | 10 |
6.2 | Соблюдение пунктуационных норм | 0-3 | |||
6.3 | Соблюдение языковых норм | 0-2 | |||
6.4 | Соблюдение речевых норм | 0-2 | |||
ИТОГО | 60 |
Проект «Составление тематического кроссворда»
1-й этап. Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на пары. В каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике.
2-й этап. Оформление задания кроссворда, сетки кроссворда и листа ответов
3-й этап. Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.
Дифференциация по уровням подготовки учащихся.
Дифференциация может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 10 - 12 терминов, а сильные - 30 - 35), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации). Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она "плотнее", т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.
Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с КИМ 2019 года
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Детализированы формулировки заданий 28, 29 и внесены коррективы в систему их оценивания. |
Кодификатор