Научная новизна и теоретическая значимость

Данная работа является результатом оценки современного опыта эксплуатации зданий железнодорожных вокзалов и содержит научную новизну:

- на основе анализа литературных источников и мирового опыта проектирования и строительства проведена классификация зданий железнодорожных вокзалов по различным типологическим признакам.

- проведен общий анализ основных процессов с участием зданий железнодорожных вокзалов.

Практическая и научная значимость

Основные положения данного исследования могут стать основой дальнейших теоретических разработок. Результаты диссертаций могут быть использованы для разработки проектов зданий железнодорожных вокзалов.

Апробация и внедрение результатов

Основные положения диссертации опубликованы в сборниках научных статей. Практические разработки представлены в 3 главе диссертационной работы.

Структура работы

Исследование содержит __ страницу текста и состоит из трех глав, __ страниц списка использованных источников, __ иллюстраций. Экспозиция, представленная на __ планшетах 1000х1400 мм.



Глава 1. Научная и теоретическая база исследования сооружений

Железнодорожных вокзалов

Исторические предпосылки развития железнодорожных

Вокзалов

 

Рассмотрение зданий железнодорожных вокзалов невозможно в отрыве от развития железных дорог. Исходя из определенных хронологических границ, рассмотрим первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой, которая была построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 году —между Стоктоном и Дарлингтоном, имела протяжность 40 километров. Первая железная дорога между относительно крупными городами была открыта в 1830 году и соединила промышленный центр Манчестер с портовым городом Ливерпуль (56 км). На линии также использовались паровозы Джорджа Стефенсона. К 1840 году протяжённость железных дорог в Великобритании составила 2390 км. Первым локомотивом для работы на дороге стал паровоз Джорджа Стефенсона Locomotion № 1 (рисунок 1), построенный на его собственном заводе. Здание вокзала на этой железнодорожной линии было ничем не примечательно, в объеме это было одноэтажное здание, больше напоминавшее домик путевого обходчика.

В России первым вокзалом стал Павловский (арх. А. Штакеншнейдер, 1838 г.) построенный на Царскосельской железной дороге (Рисунок 2). Здание было задумано как место для отдыха и развлечений и не имело специфических для вокзала черт, а название «Вокзал» оно получило в связи с одним из вариантов определения слова «Вокзал», которое происходит от английского «Воксолл» (Vauxhall), увеселительного места близ Лондона. Такие «воксоллы» стали появляться повсюду, в России они получили название «воксал». Отсюда идет современное слово «вокзал» как помещение для пассажиров. Стоит отметить, что само слово «вокзал» применимо к данному типу зданий только в России. Первоначально вокзалы (от английского vauxhall - увеселительное заведение в пригороде Лондона, XVII в.) строились как развлекательные павильоны за городом и не имели функции, связанной с транспортом [10]. Так, в Англии новый тип зданий получил название - «railway station», в Германии - «bahnhof», во Франции - «gare».

Рисунок 1 – паровоз Джорджа Стефенсона Locomotion № 1

 

Строительство железнодорожных вокзалов трудоемкий и сложный технологический процесс. В то время как создавались первые предпосылки к развитию железнодорожного транспорта, развитие технологий строительства, которые могли оптимизировать временные затраты и затраты человеческого труда, только набиралти обороты.

Анализируя исторический опыт можно выявить следующие тенденции, определяющие объемы строительства железнодорожных вокзалов.

Начиная с XIX века, когда железнодорожное сообщение набирало обороты, под влиянием технического прогресса и современных, на тот момент, потребностей общества, процент вновь возведенных зданий железнодорожных вокзалов в крупных городах был очень высоким, с учетом их социално-экономической активности. В пригородах и не очень крупных городах часть зданий приспосабливались под функции железнодорожных станций, так как пассажиропоток был не велик, а здания не нуждались в сложной функционально планировочном решении (рис. 3).

Первой станцией в истории железнодорожного транспорта стала станция Дарлингтон в Англии, откуда 25 сентября 1825 года торжественно отправился поезд длиной в 33 вагона. Поезд следовал до станции Скотон (рис. __ приложение А). Эта станция была небольшой, ничем не примечательной одноэтажнной постройкой, больше напоминавшая домик путевого обходчика.

В России первый вокзал был построен в Павловске на железнодорожной линии, соединившей Павловск с Царским Селом, а затем с Петербургом. Инициатором строительства Царскосельской линии чешский инженер Ф. Герстнер. Сообщение Санкт-Петербург – Павловск было открыто 22 мая 1838 года. Павловский вокзал — историческое здание и конечная станция первой железной дороги Российской империи — Царскосельской железной дороги. Здание вокзала находилось в Павловском парке в районе Большой звезды, но историческое здание было разрушено во время Второй мировой войны (рис.2)

Рисунок 2 –Чертеж Павловского вокзала.

Инженер Франц Антон фон Герстнер (1796-1840)

Павловский вокзал, так же известен под названием «Павловский музыкальный вокзал». Музыкальный вокзал был построен «для увеселения публики». Как отмечал инженер: «На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого. Необходимо построить на конце дороги гостиницу со всеми удобствами, учрежденную со вкусом и изяществом. Сделав приятную поездку и погуляв несколько часов по саду (т.е. Павловскому парку), всяк захочет подкрепить свои силы, следовательно, железная дорога, долженствующая содействовать к удовольствию и поддержанию здоровья столичных зрителей, без хорошей гостиницы не соответствовала бы вполне потребности публики. Эта гостиница должна быть устроена в лучшем и изящнейшем виде перед столичными»

В 1837 году для первой в России железной дороги между Санкт‑Петербургом и Царским Селом был построен вокзал. По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Так был построен самый старый вокзал России — Витебский. В 1849‑1852 годах по проекту архитектора Константина Тона построено каменное здание, просуществовавшее до начала XX века. Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле "модерн", архитекторами Станислав Бржозовский, Сима Минаш.

Так же важным примером строительства железнодорожных вокзалов в России является Ленинградский вокзал в Москве (до 1855 года — Петербургский вокзал, в 1855—1923 годах — Николаевский, в 1923—1937 годах — Октябрьский) и Московский вокзал в Санкт-Петербурге (до 1924 —Николаевский, до 1930 — Октябрьский), которые являлись стратенически важными пунктами следования поездов по Николаевской железной дороге (рис. 17 приложение А).

В XX веке прослеживается тенденция увеличения объемов строительства зданий железнодорожных вокзалов, но в то же время увеличивается процент зданий нуждающихся в реконструкции, престройке и модернизации, под влиянием различных факторов: увеличение пассажиропотока, увеличение грузоперевозок, расширение и увелиение дорожного полотна и др (рис. 3).

В качестве ярких примеров можно привести следующие постройки:

Железнодорожный вокзал Харбина. 1903 году станция получила статус Харбинского вокзала. В 1934 году Харбин стал достаточно крупной узловой станцией. Здесь пересекались пять железнодорожных путей. Станция была открыта в 1899 году по названием «Сунхуацзян», позже он был переименован в Харбинский вокзал (в июле 1903 г.), претерпел реконструкцию в 1960, 1972, 1989 и 2002 годах. (рис. 25 приложение А).

Центральный вокзал города Милан является одним из главных вокзалов Европы. Здание вокзала было торжественно открыто в 1931 году и заменил собой старый вокзал, который просуществовал с 1864 года постройки, который не справлялся с высоким пассажиропотоком в связи с открытием туннеля Sempione, железнодорожным тоннельем в Альпах. (рис. 20 приложение А).

Над проектом вокзала Санта-Лючия (Венеция) в 1952 году трудились, несколько архитекторов, включая Анджоло Маццони и Паоло Перилли (рис. 12 приложение А). Работы по строительству вокзала начались в 1860 году. Современный вид железнодорожный вокзал приобрел после ряда проектов, начатых в 1924 году. Работы по возведению главного здания проходили в 1936—1943 гг., но были закончены лишь в 1952 году на основе проекта инженера Паоло Перилли. С ноября 2009 года велись реставрационные работы.

Вокзал в Киото (Япония), архитектор X. Хара, открыт в 1997 году. Является многофункциональным. Вокзал, о котором идёт речь, был открыт десять лет назад – внушительный срок для современной архитектуры, но необходимо учесть футуристичность этого проекта, современного и сегодня (рис. __ приложение А). Массивный объем здания вокзала, доминирует в окружающей его городской среде. Комплекс занимает 3,8 га, включая 16 этажей, имея общую длину - 470 метров и общую площадь - 235257 кв.м. Функциональное наполнение вокзального комплекса входят офисы, рестораны, гостиница, концертный зал, торговые помещения, атриум с рекреационными пространствами и вертолетная площадка. Как отмечает автор проекта - станция занимает всего лишь 10% общей площади здания, остальное приходится на разнообразную общественную функцию. Так же важным функционально-планировочным решением является то, что различные части сооружения соединяются мостами и переходными галереями таким образом, что основной поток пассажиров вокзала отделяется от остальных функциональных блоков здания.

Вокзал «Ориенте» в Лиссабоне был построен в 1998 году по проекту архитектор Сантьяго Калатрава к дате проведения международной выставки «Экспо-98». Целью Калатравы являлось создание нового функционального пространства, обеспечивающее многочисленные связи между различными зонами в столице Португалии.

Одним из важных аспектов станции является ее связь с городской средой, в которой она была построена. Станция, покрытая решетчатой ​​структурой из стекла и металла, построена из железобетона и поднята на 19 метров над проезжей частью. К 2011 года вокзал имел восемь железнодорожных линий. В дополнение к многочисленным галереям, которые являются частью станции, она соединена с торговым центром и метро через подземный переход, а также соединение первого этажа с железнодорожными платформами и пешеходными дорожками.

По истечению двух веков здания железнодорожных вокзалов превратились в железнодорожные вокзальные комплексы, с рсширенным составом включенных в них функций. Функциональное наполнение вокзалов распостраняется от непосредственно транспортных функций до торговли, временного проживания и общественного питания.

XXI век является важной вехой в осознании основных проблем связанных с функионально-планировочной организацией железнодорожный вокзальных комплексов. Процентное соотношение нового строительства и реконструкции уже постороенных зданий почти сравнялось (рис. 3).

В настоящее время вокзал - это крупные градообразующие объекты.

Железнодорожный вокзал в городе Минск. Первое здание было деревянным построено в 1872 году. Станция являлась частью только что открытой Либаво-Роменской железной дороги.

В 1890-1893 годах вместо деревянного здания было возведено каменное, а над путями построен переходный мост, просуществовавший до 1964 года, но позже заменённый на подземный переход с выходами на перроны. В начале 1930-х годов здание вокзала было реконструировано, в его центральной части был надстроен второй этаж. Во второй половине 1930-х годов началась существенная реконструкция и расширение здания вокзала. Сохранив основные несущие конструкции - фундамент и несущие стены, был построен второй этаж, полностью изменён фасад. Проект был разработан архитектором И. Рочаником. Обновлённое здание вокзала было открыто в 1940 году. Для многих зданий железнодорожных вокзалов время Великой отечественной войны стало критичным, основное здание вокзала в Минске уцелело, но имело существенные повреждения, вокзал пришлось восстанавливать. Реконструкция вокзала после войны закончилось в 1946 году, здание просуществовало до сентября 1991-го, когда оно было демонтировано. От сталинского вокзального комплекса осталось лишь здание пригородного вокзала построенное в 1955 году, переоборудованное ныне для размещения международных касс. Решение о строительстве нового вокзала было принято в 1972 году. Строительство его первой очереди началось в 1985 году и к 1990 году были введены в эксплуатацию зал ожидания и 13-этажное высотное здание. В начале 1990-х, в связи с распадом СССР, финансирование закончилось и строительство основного здания растянулось почти на 10 лет. Только в конце 1990-х возведение минского нового терминала возобновилось, но уже по пересмотренному белорусскому проекту.

И лишь 30 декабря 2000 года было открыто новое здание железнодорожного вокзала (архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов), способное принять более 7 тысяч пассажиров. Площадь минского вокзала составляет 20830 метров. Распределительный зал и сеть подземных переходов связывают вокзал с посадочными платформами, привокзальной площадью, центральным автовокзалом, станцией метро (рис. 14 приложение А).

Актуальным примером строительства железнодорожного вокзала в начале XIX века является Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге. В 1913 году на этом месте была создана грузовая железнодорожная станция в связи с постройкой близлежащего Финляндского железнодорожного моста через р. Неву, призванных соединить Путиловскую ветвь на левом берегу и Финляндский узел на правом. Станция получила название «Дача Долгорукова», так как ранее здесь были земли, принадлежавшие соратнику Петра I Я. Ф. Долгорукову. Идея строительства сквозного вокзала появилась в 1960-х годах. Подготовка к строительству нового вокзала началась в конце 1980-х годов, однако вскоре из-за начавшегося экономического кризиса проект был заморожен.

Вокзальный комплекс в районе Малой Охты построен в период 2001—2003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна [8] и потенциально рассчитан на приём 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования в сутки. Вокзал построен по принципу интеллектуального здания и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы. Постройка нового вокзала позволила разгрузить Московский вокзал, в том числе до этого обслуживавший северное и сибирское направления. (рис. __-__ приложение А).

Вокзал Хайкоу Вокзал был построен в 2002 году и открыт для движения в апреле 2003 (рис. __ приложение А).

Центральный вокзал Берлина (Германия), открыт в 2006 году. Самый крупный и современный железнодорожный вокзал Европы. Пример железнодорожного вокзального комплекса, который объедегил в себе несколько видов городского и междугороднего видов транспорта (рис. __ приложение А).

Вокзал Льеж-Гийемен (Бельгия), открыт в 2009 году.Автор проекта – известный своими футуристическими сооружениями испанский архитектор Сантьяго Калатрава (рис. __ приложение А).

Рисунок 3 – Соотношение объемов нового строительства и реконструкции железнодорожных вокзалов XIX-XXI вв.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: