Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)

Третья группа - дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Речевые расстройства принято делить на: нарушения средств общения (фонстико-фонематичсскос и общее недоразвитие речи) и нарушения в применении средств общения (заикание). У детей с нарушением речи наблюдается недостаточность коммуникативной способности, что усложняет процесс учебной коммуникации, речевого взаимодействия в процессе совместной игровой, учебной, трудовой деятельности. Трудности коммуникации могут способствовать нарушению адаптации, возникновению состояния фрустрации.

Речевые отклонения могут выражаться одним или несколькими симптомами. По их сочетанию ставят окончательный диагноз. Ребенок с ТНР плохо воспринимает учебный материал, отстает в интеллекте от своих сверстников. Из-за нарушения моторики он выглядит неуклюжим, психическое состояние неустойчиво (импульсивность сменяется замкнутостью). Раздражение по мелочам приводит к трудностям в общении со сверстниками. Коррекция дефекта необходима, потому что дисфункция речевого аппарата приводит к нарушениям фонетического, грамматического и лексического характера. Кроме проблем с мыслительными процессами, у ребенка возникают сложности в общении с окружающими. При использовании детьми аморфных слов-корней («тя бах» — чашка упала), простой фразовой речи, аграмматичных высказываний постороннему человеку непонятен их смысл.

Дети с нарушениями опорно-двигательной системы

Четвертая группа - дети с нарушениями опорно-двигательной системы. В основном это дети с ДЦП, в основе которого лежит ранее повреждение или недоразвитие мозга, и как следствие — различные психомоторные нарушения (повышение мышечного тонуса в сочетании со слабостью мышц, что приводит к ограничению или невозможности произвольных движений), появление насильственных движений, нарушение равновесия и координации движений (неустойчивость при сидении, стоянии и ходьбе); нарушения ощущения движений тела или его частей. Причинами ДЦП могут являться: асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, а также нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно- мышечной систем.

Дети со смешанным (сложным) дефектом

Пятая группа - дети со смешанным (сложным) дефектом.

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.

Категорию детей со сложными дефектами составляют:

1. Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

2. Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

3. Дети глухие слабовидящие;

4. Слепоглухонемые дети;

5. Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

6. Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся:

1. Дети с умственной осталостью слепоглухие;

2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Причинами возникновения сложных дефектов могут быть, как указывает Б.П.Пузанов, наследственные и экзогенные факторы.

Наиболее тяжелой группой детей со сложными дефектами выступают слепоглухонемые дети. Её составляют дети, не только полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с парциальным (частичным) поражением сенсорной сферы: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке.

Специфической особенностью таких детей является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты. При этом у слепоглухонемого ребенка часто могут быть развиты все усложняющиеся формы общения - от элементарных жестов (воспринимаемых посредством осязания) до вербальной речи. Это позволяет таким детям относительно успешно овладевать программой средней общеобразовательной школы, а некоторым оканчивать высшие учебные заведения.

Дети с искаженным развитием

Шестая группа - дети с искаженным развитием (психопатией, с патологией влечений). Кратко рассмотрим одну из форм искаженного развития - психопатию. Психопатией называют сочетание заостренно выраженных человеческих характеров. Проблем психопатии - проблема эмоций, воли и совести, а нс интеллекта. Личность с таким расстройством нс может усвоить что хорошо, что плохо. К формам психопатии относят: истероидную форму (эксцентричность, неестественность, театральность поведения, жажда признания.), взрывчатая эксплозивная форма (несдержанность, невозможность тормозить свои аффекты, агрессивность), эпилептоидная форма (чрезмерная скупость, педантичность, аккуратность, въедливость, вязкость), аффективная форма (неустойчивое настроение, колеблющееся от приподнятого до депрессивного), паранойяльная форма (недоверчивы, подозрительны, конфликтны или замкнуты, склонны к бредовым построениям, идеям), шизоидная (живут в отрыве от действительности, эмоционально холодны, сверх меры рациональны, не имеют привязанности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: