Глава 1 Технология учебно-воспитательного процесса

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (РАБОЧЕЙ) ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Направление подготовки (специальность) – 44.03.05

Педагогическое образование (с двумя профилями

подготовки)

Направленность (профиль): Физическая культура и

Дополнительное образование

Форма обучения – очная

 

 

Выполнил(а) обучающийся

Богданов Никита Андреевич

Курс 1 группа ОБ-ФКДО-11

Руководитель:

Панкратович Татьяна Михайловна

___________________

Подпись

«__» __________________2020г.

 

 

 

Оренбург 2020 г.

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…….…3

Глава 1 Технология учебно-воспитательного процесса………….....4

1.1 Основные направления системы физического воспитания………...6

1.2 Лёгкая атлетика в системе физического воспитания школьников....7

1.3 Планирование внеурочной деятельности по легкой атлетике….......9

Глава 2 Урочные формы организации занятий легкой атлетики в школе……………………………………………………………………...12

2.1 Начальное общее образование……………………………………….12

2.2 Основное общее образование…………………………………….…..14

2.3 Среднее (полное) общее образование…………………………….….15

Заключение…………………………………………………………….….19

  Список литературы…………………………………………………...….20

 

 

Введение

Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов, являются одной из основных частей всех ступеней всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ. С помощью легкоатлетического упражнения решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека. Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Немаловажное значение имеет большая занятость легкой атлетики. Занятость определяется тем, насколько приобретенные с его помощью качества и навыки могут быть полезны в жизни и в практической деятельности. Здесь легкая атлетика не имеет себе равных. Качества – выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, умение преодолевать трудности. Навыки – бег, прыжки, метания. Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучают его не бояться трудностей, а смело их преодолевать. Систематические тренировки, подготовка к соревнованиям, достижение достаточно высоких спортивных результатов невозможно без соблюдения правильного режима, воздержание от алкогольных напитков и изменений питания. Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает чувство коллективизма, ответственность за полученное дело. Образовательное значение – приобретаются полезные навыки и знания из области построения и планирования занятий по спорту, режима питания.

 

 

Глава 1 Технология учебно-воспитательного процесса

Физическая культура играет значительную роль в жизни школьников, так как большую часть дня они проводят в малоподвижном состоянии со значительным напряжением внимания, зрения и интенсивной интеллектуальной деятельностью. Все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Общая цель всей системы физического воспитания – формирование физической культуры личности человека. Специфической целью физического воспитания школьников является содействие воспитанию здорового, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту двигательными умениями и навыками, знаниями о физической культуре, обладающего элементарными навыками сохранения и укрепления собственного здоровья [2]. Цель физического воспитания конкретизируется в задачах оздоровления, образования и воспитания школьников.

Система физического воспитания представляет собой упорядоченную относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры. Как и в любой другой социальной системе, в физическом воспитании можно выделить:

• определенный состав и структурную организацию образующих его элементов;

• функции, принципы;

• основные направления системы физического воспитания.

В состав системы физического воспитания могут войти самые различные элементы физической культуры, т.е. любые факторы материальной и духовной культуры, связанные с «производством» физически совершенных людей. Однако, неотъемлемыми ее элементами становятся только те, которые имеют непосредственное отношение к физическому воспитанию. Без них система не может существовать как единый социальный организм (управление, кадры, научное обеспечение и т.д.). В процессе деятельности между элементами системы устанавливаются определенные связи. Образующие основу структуры системы.

Главным фактором существования всякой системы является ее функционирование. Функции выражают объективно присущие системе возможности в преобразовании человека, природы и общества. В функции системы физического воспитания входит деятельность по обеспечению физического совершенствования людей.

Различают внешние и внутренние функции. Внешние функции системы физического воспитания направлены на людей. Их объект – человек; предмет – здоровье, физические силы и способности людей [4].

Внутренние функции – это взаимодействие элементов системы, обеспечивающих внешнее функционирование (обеспечение физкультурными кадрами, помещениями, финансирование и т.д.).

Функции физического воспитания

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужит интересам общества: борьбе с распущенностью, алкоголизмом, наркоманией и т.п.

Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение.

Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе.

Общекультурная функция, которая заключается в том, что физкультура организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием.

Принципы системы физического воспитания

Принцип оздоровительной направленности обязывает педагога так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям [8].

Реализуется этот принцип путем выполнения основных требований:

• средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

• физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями детей;

 

• врачебно-педагогический контроль должен быть обязательным элементов учебно-воспитательного процесса;

• соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное использование солнца, воздуха и воды – все это следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями.

Принцип всестороннего развития личности.

В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований:

1. Решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

2. Содержание физического воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями.

Принцип связи с трудовой и оборонной практикой выражает прикладную направленность всей системы воспитания, призванный воспитывать всесторонне подготовленных людей «которые умеют все делать». Получение человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества.

Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих требований:

• содержание физического воспитания должно предусматривать формирование, прежде всего, жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т.п. Это требование воплощено в содержании физкультурно-оздоровительного комплекса РБ и учебных программах по физическому воспитанию;

• всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать настолько широкую подготовленность человека. Чтобы его общий уровень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия;

• максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания.

Для реализации принципов необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы.

 

1.1Основные направления системы физического воспитания.

 

Преимущественное решение тех или иных педагогических задач позволяет выделить три основные направления в физическом воспитании:

1. Общее физическое воспитание направлено на укрепление здоровья и поддержание работоспособности в учебной или трудовой деятельности. Общее физическое воспитание создает тот обязательный минимум физической подготовленности человека, который необходим для нормальной жизнедеятельности, для специализации в любом виде профессиональной или

спортивной деятельности. Оно осуществляется в дошкольных учреждениях, на уроках физической культуры, в общеобразовательной школе, в секциях (группах) ОФП и группах физкультурно-оздоровительного комплекса, в группах здоровья и др.

2. Физическое воспитание с профессиональной направленностью призвано обеспечивать тот характер и уровень физической готовности, который необходим человеку в конкретном виде трудовой или военной деятельности (в этом значении говорят о специальном физическом воспитании космонавта, монтажника-высотника и др.). Содержание физической подготовки всегда обусловлено требованиями конкретного вида профессиональной деятельности. Поэтому физические упражнения для занятий подбираются такие, которые в наибольшей степени содействовали бы формированию трудовых умений, соответствовали условиям настоящей и будущей трудовой деятельности. Физическая подготовка осуществляется в специальных средних, высших учебных заведениях и в армии.

3. Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает возможность специализироваться в избранном виде физических упражнений и достигать в них максимальных результатов. Физическое воспитание, направленное на подготовку к высоким достижениям в избранном виде спорта, называют спортивной тренировкой. В спортивной тренировке условно выделяют отдельные ее стороны, в том числе физическую подготовку, которая обеспечивает высокий уровень функциональных возможностей организма и укрепления здоровья спортсмена для максимальных достижений в избранном виде спорта [6].

Все три направления подчиняются единой цели, общим задачам и принципам системы физического воспитания. В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей, учащихся и студентов.

 

1.2 Лёгкая атлетика в системе физического воспитания школьников

 

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников. Проведение уроков физической культуры по разделу учебной программы Лёгкая атлетика содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения.

Урок физической культуры является основной формой построения занятия легкой атлетикой в школе. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Цель подготовительной

части — посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося. Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке по легкой атлетике это могут быть: спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части урока. В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала рекомендуется завершать основную часть подвижными играми, с включением легкоатлетических движений, разученных на уроке. Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания. Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Она вбирает в себя не только ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоения заложенных в него природой физических и психических способностей, но, что не менее важно, также опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности, благодаря разнообразию форм и методов. Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников. Проведение уроков физической культуры по разделу учебной программы Лёгкая атлетика содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения [7].

 

1.3 Планирование внеурочной деятельности по легкой атлетике

 

Эффективность занятий по лёгкой атлетике во второй половине дня во многом зависит от того, насколько хорошо разработано планирование, какие наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приёмы будет применять учитель, как будут использованы имеющиеся оборудование и инвентарь, учтена специфика места проведения

занятий- спортивный зал или пришкольная площадка, стадион или парк, ровная или пересечённая местность.

Суть планирования учебного процесса внеурочной деятельности заключается, как известно, в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий учителей и методистов физической культуры с целью решения задач обучения и воспитания учащихся.

Планирование внеурочной деятельности по физической культуре — сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определённых навыков в проведении плановых расчётов и их соответствующего документального оформления. Оно включает в себя три последовательных этапа:

• этап предварительной подготовки;

• этап непосредственной разработки и составления документов планирования;

• этап совершенствования и корректировки составленных документов планирования (внесение дополнений, уточнений, устранение выявленных в течение учебного года недочётов в том или ином плане и др.).

Предварительная подготовка предусматривает сбор и обработку различной информации по физической культуре, которая систематизируется и обобщается. Прежде всего анализируются нормативные и распорядительные документы, действующие образовательные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных учреждений, учебные издания, включённые в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на учебный год». [3].

Далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные материалы, уточняется состояние материально-технического, информационно-методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре в данном учебном заведении. Затем учитель и методист приступают к непосредственной разработке и составлению документов планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

Наличие хорошо разработанного планирования позволяет избежать стихийности в профессиональной деятельности учителя физической культуры и методиста, излишних затрат времени и сил, низкого качества и неудовлетворительных конечных результатов работы.

Основными документами планирования внеурочной деятельности являются: 1) годовой план-график по внеурочной деятельности;

2) план-конспект занятия.

Все перечисленные документы планирования логически связаны между собой. Они разрабатываются на основе образовательной программы «Физическая культура» и учебного плана общеобразовательной школы, новых Федеральных образовательных стандартов общего образования, где внеурочной деятельности учащихся уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

При разработке годового плана-графика следует определить:

1) количество учебных часов, которые будут отведены в учебном году на внеурочную деятельность, т. е. составить сетку часов;

2) наиболее целесообразную последовательность организации внеурочной деятельности в соответствии с объёмом часов;

3) формы контроля и оценки знаний, умений и навыков

обучаемых;

4) занятия, на которых будет проводиться проверка усвоения

материала учащимися.

При составлении плана нужно учесть не только проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, но и возможность организовывать занятия крупными блоками, например в виде соревнований по лёгкой атлетике.

Занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся 1–4, 5–9, 10–11 классов.

В начале и в конце учебного года планируется проведение тестирования физической подготовленности школьников, на которое отводится 2–3 занятия.

Тестирование, проводимое в начале учебного года, называется предварительным. Оно служит целям выявления исходных данных.

Тестирование, осуществляемое в конце учебного года, называется итоговым. Оно позволяет установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно-воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на новый учебный год.

В завершённом виде годовой план-график по внеурочной деятельности согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором школы.

Для разработки рабочего плана необходимы не только общетеоретические знания, но и знание методики обучения конкретным двигательным действиям и воспитания физических способностей с учётом возраста учащихся.

При разработке годового плана следует:

1) сформулировать цель и разработать педагогические задачи внеурочной деятельности на учебный год;

2) определить рациональную последовательность внеурочной деятельности, исходя из методических принципов доступности и постепенности повышения требований (от простого к сложному, от частного к общему и др.);

3) установить количество учебных часов на изучение каждой темы;

4) определить формы контроля за качеством подготовки обучаемых.

Необходимо чётко определить сходство компонентов двигательных действий (например, от изучения техники бега переходить к изучению прыжка в длину с разбега) и распределить материал по занятиям с учётом развивающего и воспитывающего эффекта предыдущих занятий. [3]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: