Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья.
В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений. Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки. Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.
В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока. Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности.
|
|
Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер. Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем. Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями. [4]
2.1 Начальное общее образование
Программный материал по легкой атлетике для 1—4 классов.
В результате обучения на ступени начального общего образования ученики должны приобрести жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека, в том числе по легкой атлетике: бегать и прыгать различными способами, метать и бросать мячи, а также должны демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств.
В процессе занятий школьники учатся использовать легкоатлетические упражнения при составлении комплексов упражнений для развития основных физических качеств, проведения оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Для проведения самостоятельных наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью обучающиеся знакомятся с упражнениями, которые используются для определения уровня развития физических качеств, овладевают умением измерять частоту сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Для физического совершенствования в рамках спортивно-оздоровительной деятельности осваивается техника следующих легкоатлетических упражнений:
|
|
-беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; бег с высокого старта с последующим скорением;
-прыжковые упражнения: прыжки на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; прыжки в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание на возвышение;
-броски большого мяча (1 кг) на дальность разными способами;-Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность. Для развития основных физических качеств используются следующие легкоатлетические упражнения:
-развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно;
-развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами;
-развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег;
-развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по крутую из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами организации соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. [4]
Легкая атлетика 1 класс – 14 часов
Школьники в первом классе должны уметь:-Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров;-Бегать равномерно без остановки 10 минут;-В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями;-Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку;
-Метать предметы в цель.
|
|
Легкая атлетика 2 класс – 16 часов
Виды упражнений остаются прежними, что и в 1 классе + отрабатывается техника их исполнения.
Легкая атлетика 3 класс – 12 часов
В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются. Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров. Метание (входит в урок по легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.
Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий. Легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения. Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке. Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров. Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи. Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений. В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи. [4]
2.2 Основное общее образование
Программный материал по легкой атлетике для 5—9 классов.
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса
начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
|
|
5 класс- 11 часов.
Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания. Школьники учатся:
-Бегать в среднем темпе 15-20 минут без остановки. Это тренирует выносливость и развивает дыхательную систему;
-Прыгать в длину с согнутыми ногами с разбега в 10-15 шагов;-Прыгать в высоту с разбега перенося ногу через барьер;
-Метать мяч на дальность и с попаданием в цель;-Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.
Программа «Легкая атлетика 6 класс»- 11 часов. Ставит целью воспитать у учащихся координацию, скорость, навыки коллективного действия, выносливость. На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща.
Легкая атлетика 7 класс- 11 часов. В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии
. Легкая атлетика 8 класс- 11 часов. Предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери- флоп, разнообразит виды предметов для метания.
Легкая атлетика 9 класс- 11 часов. Подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье– бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового мяча. [4]
2.3 Среднее (полное) общее образование
Программный материал по легкой атлетике для 10—11 классов (по 21 часу).
В 10—11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.
По сравнению со средней школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8 — 9 классах различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечении техники безопасности возможно ознакомление старшеклассников с техникой тройного прыжка, метания копья, диска, молота, толкания ядра.
Совершенствование техники спринтерского бега. Средства: высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег.
Совершенствование техники длительного бега. Средства: бег в равномерном и переменном темпе 15—25 мин. Бег на 2000-3 000 м.
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Средства: прыжки в длину с 13 —15 шагов разбега.
Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега. Средства: прыжки в высоту с 9 — 11 шагов разбега.
Совершенствование техники метания в цель и на дальность. Средства {юноши): метание мяча 150 г с 4—5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты 500—700 г с места на дальность, с колена, лежа; с 4 — 5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2 x2 м) с расстояния 12—15 м, по движущейся цели (2 х2 м) с расстояния 10—12 м. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного—четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние. Средства (девушки): метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель
(1 х 1 м) с расстояния 12 —14 м. Метание гранаты 300—500 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного—четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.
Развитие выносливости. Средства: длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка.
Развитие скоростно-силовых способностей. Средства: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка.
Развитие скоростных способностей. Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов.
Развитие координационных способностей. Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками.
Совершенствование организаторских умений. Средства: выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками.
Самостоятельные занятия. Средства: тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
В 10—11 классах учащиеся должны овладеть следующими двигательными умениями, навыками и способностями: метать различные по массе и форме снаряды с места и с разбега 12—15 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов, метать различные по форме и массе снаряды в горизонтальную цель 2,5 х2,5 м с 10 —12 м (девушки) и 15—25 м (юноши), метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и 15 — 20 м (юноши); участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью (бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость). [4]
Важнейшей потребностью старших школьников является потребность в самоопределении, определении своего места в жизни. На уроках следует создавать условия для решения воспитательных задач: стремление к объективной оценке своих возможностей, самоопределение и самосовершенствование. Акцент делается на воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание. Благоприятные предпосылки для воспитания волевых и нравственных качеств создаются при выполнении трудных (но посильных) заданий, например, в беге на выносливость.
Внимание старшеклассников удерживается как при показе, так и при объяснении, а также при изложении теоретических вопросов. Важным фактором подачи учебного материала становится его содержательная сторона. Усвоению теоретического материала способствует овладение школьниками этого возраста приемов запоминания с помощью ассоциаций и выделения опорной информации. На занятиях рекомендуется значительно шире применять наглядные пособия, схемы, модели, видеозапись, элементы идеомоторной тренировки, направленное «прочувствование» движений, методы срочной информации. На уроках необходимо устанавливать и углублять межпредметные связи с анатомией, физикой и другими предметами.
Старшеклассники должны уметь выполнять обязанности судей по видам легкой атлетики и инструкторов на занятиях с младшими школьниками.
В рамках физкультурно-спортивной деятельности, в зависимости от ступени образования, обучающиеся демонстрируют способность составлять и выполнять комплексы упражнений, в том числе легкоатлетических, для зарядки, физкультминутки (1-4 классы), занятия тренировочной (развитие физических качеств) или оздоровительной направленности (5 — 9 классы), недельного цикла занятий для физического совершенствования (10—11 классы), программы самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью. [4]
Заключение
В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях. В РФ и других странах легкая атлетика - часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов. Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.
Список использованной литературы:
1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М.Боген. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 192 с.
2. Зимкина, Н.В. Физиология человека [Текст] / Н.В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 496 с.
3. Колодницкий Г.А.Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика:пособие для учителей и методистов / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. — М.: Просвещение, 2011. —93 с.
4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2018 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
5. Кривоносов М.П. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: учебное пособие для ин-тов физ. культуры и фак-ов физ. воспитания [Текст] / М.П. Кривоносов; под ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 312 с.
6. Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте [Текст]: практическое руководство для тренера / С.А. Локтев. – М.: Советский спорт, 2007. – 404 с.
7. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры [Текст] / Н.Г.Озолин; под общ. ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 671 с.
8. Попов, В.Б. Юный легкоатлет [Текст] / В.Б.Попов, Ф.П. Суслов, Е.А.Ливадо. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 224 с.