Глава II. Система государственных органов Японии

Глава государства (император)

Главой государства в Японии является император. Это старейшая монархия в мире, возникшая более 2600 лет назад, в 660 году до нашей эры.       С 1 мая 2019 года на троне Нарухито — 126-й по счету в императорской династии, которая ни разу не прерывалась.

Императорская семья в Японии имеет очень высокий авторитет в обществе, и около 80% взрослого населения страны поддерживают монархическую форму правления[4]. До конца 1945 года император обладал огромной, фактически неограниченной властью. На протяжении веков господствовала и являлась государственной теория об избранности и божественном происхождении императора и его семьи. Глава государства считался Сыном Неба и прямым потомком великой богини Аматэрасу Омиками, которой по легенде японцы обязаны появлением на свет.

В ХХ веке монархические настроения и институт императора использовались военно-самурайскими кланами в своих корыстных целях, в том числе для захвата чужих территорий и ведения агрессивных войн. В тот период основой образа мыслей подданных была вера в то, что японцы являются избранным народом, которым правит «божественный император» и которому «суждено править всей Азией». После войны в связи с демократизацией государственного и общественно-политического устройства и установлением конституционной парламентской монархии существенным образом изменился статус главы государства. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется действующей Конституцией и Законом об императорской фамилии, принятым парламентом. Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Царствование каждого императора провозглашается властями определенной «эрой», в соответствие с которой ведется официальное летоисчисление.

Согласно конституционным нормам (ст. 1) император является только «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Монарх практически исключен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью, как это было до окончания Второй мировой войны. В тот период он обладал и «верховной», и «законодательной властью» и возвышался над другими государственными институтами.

Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения правительства (Кабинета министров), которое несет за них ответственность. Он назначает премьер-министра по представлению парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета министров осуществляет такие действия, как:

● промульгация Конституции и поправок к ней, законов, правительственных указов и договоров;

● созыв парламента;

● роспуск палаты представителей;

●  объявление всеобщих парламентских выборов;

● подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

● подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний и восстановление в правах;

● пожалование наград;

● подтверждение ратификационных грамот и других предусмотренных законом дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев — синтоизма. Как упоминалось ранее, для большинства японцев император это высший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подражания. По мнению некоторых западных аналитиков, нельзя полностью исключать ситуацию, когда в условиях системного социально-политического кризиса реальный круг полномочий монарха может существенно расшириться, хотя это и запрещено действующими конституционными предписаниями.

 

Парламент Японии

После Второй мировой войны в деятельности и структуре японского парламента произошли существенные изменения. Конституция 1947 года провозгласила Японию демократическим государством. В отличие от предыдущей Конституции предусматривалось ограничение прерогатив императора, он становился лишь символом нации. Япония стала парламентской монархией. Центром власти является парламент, состоящий из двух палат.

Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Верхняя палата — палата советников — не может быть распущена. Возрастной ценз для её членов составляет не менее 30 лет, тогда как для депутатов нижней палаты — палаты представителей — 25 лет.

В обоих случаях применяется смешанная избирательная система:

245 советников избираются на шесть лет с переизбранием половины состава каждые три года;

палата представителей (нижняя палата) состоит из 465 депутатов, которые избираются по системе единственного непередаваемого голоса сроком на 4 года. Страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за три-пять мандатов. Избиратель в многомандатных округах голосует только за одного кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с первого по третье (четвертое, пятое) места.

Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей.

В.Е. Сафонов выделяет следующие особенности избирательного процесса в Японии:

— кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн йен (баллотирующиеся в Палату представителей) или 2 млн йен (баллотирующиеся в Палату советников); залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

— избирательная кампания короткая и составляет две недели;

— в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телеэфир больше трех минут;

— наиболее распространенная форма агитации — выступления в округе и встречи с избирателями;

— сама по себе избирательная кампания (особенно для нового кандидата) является формальностью и мало что решает; на практике выборы в Японии - конкуренция уже сложившихся репутаций;

— распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов - дети, жены и иные родственники прежних депутатов[5].

Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, депутатская неприкосновенность действует только на период сессии. В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Велика роль парламентских фракций.

Закон о парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей — не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопроекта о бюджете, который обязателен для начального рассмотрения в палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты.

Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается квалифицированным большинством голосов в 2/3 от числа присутствующих депутатов палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Японский парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. В случае применения указанных мер правительство должно уйти в отставку либо император распускает палату представителей.

Особенность японского парламента проявляется также в осуществлении судебной функции. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.

Статья 54 Конституции прописывает процедуру роспуска Палаты представителей, статьи 56, 57, 58 — механизм проведения заседания палат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: