Функциональная управленческая структура предложена Ф. Тейлором и представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных (специализированных) подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Из этого и проистекает название - функциональная структура управления. В этом случае указания сотрудникам поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... Борьба за приоритетность реализации указаний вносит дезорганизацию с управленческую структуру[3]. Подход оказался непрактичным, и данная система в неизменном виде используется очень редко.
Обычно специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения(отделы), например отдел маркетинга, бухгалтерия, пр.
Схема функциональной управленческой структуры:
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей. В этой модели появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, функциональная управленческая структура имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
1. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
2. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
3. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
4. исключение дублирования в выполнении управленческих функций;
5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
1. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
2. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений;
3. появление тенденций чрезмерной централизации;
4. длительная процедура принятия решения;
Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.