Система работы по применению проектных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в 7 – ых классах
МБОУ «Гимназия №2»
Разработали:
учителя физической культуры
Читаев И.В.,
Суровикина В.А.,
Кирьякова И. И.,
Иришин Д. И.
Рязань, 2019 г.
Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).
Согласно требованиям ФГОС образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований, заставляя детей исподволь изучать теоретическую часть предмета физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Этапы работы: выдвижение гипотезы, определение актуальности, определение темы, цели и задач проекта, выбор объекта, предмета исследования, подбор методов исследования: анкетирование, статистическая обработка данных анкетирования, сбор и изучение информации, сравнение, анализ, сравнение результатов исследований с научными знаниями, создание продукта, подведение итогов работы, оценка новизны, значимости, оформление материалов, создание презентации для защиты проекта.
Результаты работы над проектами: в ходе работы над проектом учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах деятельности. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность учащихся. А творческая работа над созданием продукта позволяет развивать потенциал личности, что соответствует требованиям ФГОС.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются не только предметные результаты, а в основном интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Много споров возникало именно в том, можно ли считать ли проектами работы учащихся в том или ином направлении и основным предметом спора были именно вопросы новизны и значимости. Но давайте исходить из интересов ребенка, что является именно для него новым и значимым на данном периоде обучения. Учащиеся, условно самостоятельно, работая над проектом, констатируют новый, им неизвестный факт, или анализируя полученные результаты, приходят к новому для них выводу, что само по себе повышает качество образования, т.к. они превращаются из объекта в субъект обучения, самостоятельно учатся и активно влияют на содержание собственного образования. Таким образом, в повышении активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения.
Цели проектного обучения:
· Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи.
· Развивать у учащихся исследовательские умения, умение строить гипотезы, обобщать, развивать абстрактное и аналитическое мышление.
· Способствовать повышению самооценки учащихся.
Проект дает возможность формирования у учащихся основ культуры исследовательской деятельности (требование ФГОС). Заканчивается работа над проектом его защитой. Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения (рекомендации по написанию проекта см. в Приложениях №1, №2).
Для работы составлены примерные темы исследовательских работ, которые разделены по видам программы по физической культуре.
Легкая атлетика
1. Чем отличается спортивная ходьба от бега? Что такое бег? Виды бега. Найти отличия.
2. Что такое: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
3. Высокий и низкий старт: что такое, отличия, на каких дистанциях используются, правила выполнения.
4. Эстафетный бег: что такое, правила передачи эстафетной палочки.
5. Прыжки: четыре фазы прыжка. Виды прыжков в длину с разбега – чем отличаются друг от друга.
6. Прыжки: четыре фазы прыжка. Виды прыжков в высоту с разбега в легкой атлетике – чем отличаются друг от друга.
7. Составить комплекс упражнений для улучшения прыгучести.
8. Метание мяча на дальность: как правильно удерживать мяч при метании, три фазы техники метания мяча. Техника безопасности при метании.
9. Напиши инструкцию «Обучение прыжку в длину с места».
10. Напиши инструкцию «Обучение метанию на дальность с места»
11. Опиши (составь) правила бега.
12. Многоборье в легкой атлетике.
13. Составить комплекс упражнений специальной разминки легкоатлета.
14. 10 подвижных командных игр с бегом для учеников 5-9 классов.
Баскетбол
1. История зарождения. Б/б в России. Интересные факты, выдающиеся игроки.
2. Баскетбол – определение. Правила игры: размер площадки, название линий, высота кольца, основные правила игры.
3. Основные приемы игры: ведение, передача, бросок по кольцу. Все они сочетаются со стойками (что это?) и перемещениями (бег лицом и спиной вперед, приставными шагами; остановки прыжком и в два шага; прыжки; повороты с мячом) игрока. Кратко о каждом.
4. Написать инструкцию по обучению элемента – ловля мяча двумя руками.
5. Написать инструкцию по обучению элемента – ведение мяча.
6. Написать инструкцию по обучению элемента – передача мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) с места.
7. Написать инструкцию по обучению элемента –
8. бросок мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) с места.
9. Составить комплекс упражнений с баскетбольным мячом для развития координации («школа мяча»).
10. Составить комплекс скоростно-силовых упражнений для баскетболистов (8-10 упражнений).
11. Составить комплекс упражнений для развития силы с набивными мячами.
12. Найти (придумать) 10 подвижных игр с баскетбольным мячом, в которые можно играть на уроке.
13. Составить кроссворд по теме «баскетбол».
Темы проектов для 7-х классов
1. Влияние на здоровье солнечного света, свежего воздуха, естественного питания, физических упражнений, отдыха, хорошей осанки, закаливания.
2. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры и закаливания.
3.Двигательная активность и здоровье человека.
4.Вредные привычки: профилактика и их предупреждение средствами физической культуры.
5.Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
6.Возрастные особенности развития основных физических качеств (силы, быстроты и выносливости).
7. Профилактика травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Приложения
Приложение 1.






