Определение объекта и предмета исследования

       СИ чаще всего преследуют практическую цель, т.е. призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя – ту общностью людей и их деятельность, с которыми неразрывно связана. Следовательно, объектом СИ в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, т.е. объектом исследования выступают реальные локализованные в пространстве и времени социальные группы, общности, коллективы. Объект исследования может быть основным и дополнительным, дополнительный объект выделяется в тех случаях, когда проблема исследования выходит за рамки одной социальной группы.

       Четкое выделение объекта исследования способствует определению предмета исследования, который включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежит изучении. Предмет СИ является выражением взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

       Предметом СИ выступают наиболее значимые с теоретической и практической точки зрения свойства и особенности социального объекта, подлежащие непосредственному изучению. В отличие от обекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта (т.е. исследователя), предмет СИ является результатом взаимодействия объекта и субъекта познания. Таким образом, если в двух исследованиях одинаковые объекты изучения, то предметы могут быть различными.

       Один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. Предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании.

 

Цели и задачи социологического исследования.

       Цель представляет собой общую направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Решение проблемы исследования всегда связано с теми или иными целями, например, повысить эффективность восприятия информации, улучшить качество взаимодействия между коммуникатором и аудиторией и пр.

       Задачи СИ – совокупность конкретных установок, в которых формулируется основные и неосновные требования к анализу и решению социальных проблем. В связи с тем, что социологическому исследованию подлежат разнородные явления и процессы, среди задач исследования выделяют основную задачу (например, выявление системы факторов, влияющих на восприятие аудиторией телевизионных сообщений и пр.), а также неосновные задачи (например, выявление групп аудитории телевизионного канала наименее удовлетворенных качеством передаваемых новостей).

 

Логический анализ основных понятий.

       Под логическим анализом основных понятий понимается осуществление ряда процедур, без которых невозможно создать инструментарий исследования. Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования. Логический анализ[*] этих понятий предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе выяснение отношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии. Например, при изучении социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких ее составляющих как активность в сфере экономической, финансовой, политической, благотворительной, экологической, просветитель, религиозной, художественно-творческой, информационно-коммуникативной, спортивной и пр. деятельности. Объясняя далее эти выделенные понятия, мы как бы «по ступеням» приближаемся к определению сущности отдельных сторон (элементов) предмета исследования.

       Между логическим анализом основных понятий и социологическим исследованием существует тесная взаимосвязь. И чем сложнее вид планируемого исследования, тем более ёмкой и разветвленной оказывается структура анализа основных понятий.

       В свою очередь, характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария сбора первичной социологической информации. Кроме того, что логический анализ основных понятий выступает как семантическая форма вычленения составных элементов исследуемого явления и установления между ними взаимосвязи, этот анализ помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.

       Логический анализ основных понятий предмета социологического исследования включает в себя следующие виды и последовательность интерпретаций:

  1. Теоретическая интерпретация – предполагает рассмотрение основных теоретических подходов, определяющих содержание понятия, раскрытие содержания понятия через понятие большей степени общности и меньшей степени общности.
  2. Эмпирическая интерпретация – подразумевает выявление существенных признаков, конкретизирующих содержание основных понятий.
  3. Операциональная интерпретация – включает в себя логические операции, посредством которых проводится измерение эмпирических признаков и нахождение индикаторов для понятия.

 


[*] Необходимо вспомнить термины из курса «Логика и теория аргументации» как «содержание понятия», «объём понятия», «существенные признаки понятия», «деление понятия, «обобщение и ограничение понятия» и пр.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: