Формулировка и обоснование проблемы исследования

ТЕМА: ПРОГРАММА И ПЛАН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

       Окончательно утвердившись в выборе вида социологического исследования, переходят к его непосредственной подготовке, которая предполагает разработку программы, рабочего плана и вспомогательных документов исследования. Программа социологического исследования (далее – СИ) содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения массовой коммуникации, поэтому ее называют стратегическим документом исследования.

       Программа СИ обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов:

· методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования;

· методическая часть – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, схемы обработки информации.

 

Программа социологического исследования – это документ, в обязательном порядке включающий в себя следующие пункты:

1.Формулировка и обоснование проблемы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Цели и задачи социологического исследования.

4. Логический анализ основных понятий.

5. Формулировку гипотезы.

6. Определение обследуемой совокупности (генеральная совокупность, выборка)

7. Рабочий план исследования.

8. Иные вспомогательные документы исследования.

 

Формулировка и обоснование проблемы исследования.

        Потребность в информации в любой деятельности, как правило, возникает в связи с необходимостью полнее знать состояние и тенденции изменения сторон и свойств социального объекта (например, электоральные установки, потребительские навыки, информационные потребности населения и т.д.), стремлением выявить пути и средства разрешения реальных противоречий.

       Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социальной проблемой. Для инициаторов и организаторов СИ социальная проблема выступает как своего рода состояние «знания о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изменений характеристик какого-либо социального явления или тенденций социального процесса. Например, это может быть незнание причин роста преступлений на бытовой почве, снижение спроса на те или иные виды товара, ухудшение рейтинга политических лидеров, рост популярности какого-либо ресурса и пр. Другими словами проблемная ситуация представляет собой возникающее объективно в процессе развития общества противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо теоретических и практических действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.

       В проблемной ситуации выделяется два уровня:

  • гносеологический уровень, выражающий необходимость изучения какой-либо области социальной жизни, с тем, чтобы активно влиять на разрешение тех социальных противоречий, природа и особенности которых еще недостаточно ясны и не поддаются регулированию. Гносеологический аспект ориентирован на получение новых знаний о социальном явлении, на основе которых формируется практический аспект проблемной ситуации;
  • практический (предметный) уровень, представляет собой некое социальное противоречие, требующее целенаправленного социально-организационного воздействия на его решение.

       В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости: от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, глубины.

  1. В соответствии с целью исследования различают проблемы познавательного и предметного характера. Познавательные проблемы вызваны недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Такие проблемы порождаются недостатком знаний. Предметныепроблемы – это противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующие их жизнедеятельность и побуждающие к активным действиям.
  2. По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных мероприятий, государственных учреждений, учебных заведений и пр.
  3. По масштабам распространенности проблема может носить общегосударственный, региональный, местный характер (быть ограниченной рамками города, района, микрорайона) или локальный характер.
  4. По времени действия противоречияпроблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной.
  5. По глубине противоречия различают, во-первых, одноплановые проблемы, которые затрагивают какую-либо из сторон социального процесса и явления. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. В-третьих, проблемы порожденные противоречиями функционального характера, т.е. нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явление или процесса.

            В процессе формулировки проблемы исследования надо стремится к тому чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее.

       Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на причины ряда проблем. Однако идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования не целесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его излишне громоздким, что может снизить качество собираемой информации. Во-вторых, теряется имеющая немалое значение оперативность исследования, что приводит к потере актуальности получаемой информации. И, в-третьих, сложно изучать несколько проблем одновременно на одном и том же объекте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: