Правила составления родословных

Составление родословной

~ Альтернативные признаки (взаимоисключающие) – контрастное проявление одного признака (владение рукой: правша – левша 

~ Доминантный признак – преобладающий, подавляющий рецессивного. 

~ Рецессивный признак – подавляемый.

~ Фенотип – совокупность всех признаков организма.

~ Генотип – совокупность всех генов организма.

~ Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, содержащая диплоидный набор хромосом, т.е. парное число генов.

~ Гомозигота – зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена (АА)

~ Гетерозигота – зигота, содержащая разные аллели данного гена (Аа)..

~ Гибридизация – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам.).

~ Сцепленное наследование – совместное наследование генов, расположенных в одной хромосоме.

Генеалогический метод изучения наследственности — один из самых старых и широко используемых методов гене­тики. Суть метода заключается в составлении родословных, которые позволяют проследить особенности наследования признаков. Метод применим в том случае, если известны прямые родственники обладателя изучаемого признака по материнской и отцовской линии в ряду поколений.

Лицо, от которого начинают составлять родословную, называют пробандом.

Братьев и сестер пробанда называют сибсами

При анализе родословных следует учитывать ряд осо­бенностей разных типов наследования признаков.

1. Аутосомно-доминантное наследование:

1)признак встречается в родословной часто, практиче­ски во всех поколениях, одинаково часто и у мальчи­ков, и у девочек;

2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится, либо у всего потомства, либо у половины.

2. Аутосомно-рецессивное наследование:

1) признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;

2) признак может проявиться у детей, даже если родите­ли не обладают этим признаком;

3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

3. Наследование, сцепленное с полом:

1) X -доминантное наследование:

♦ чаще признак встречается у лиц женского пола;

♦ если мать больна, а отец здоров, то признак переда­ется потомству независимо от пола, он может прояв­ляться и у девочек, и у мальчиков;

♦ если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.

2) Х-рецессивное наследование:

♦ чаще признак встречается у лиц мужского пола;

♦ чаще признак проявляется через поколение;

♦ если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;

♦ если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладате­лями признака могут быть и лица женского пола.

3) Y-сцепленное наследование:

♦ признак встречается только у лиц мужского пола;

♦ если отец несет признак, то, как правило, этим при­знаком обладают и все сыновья.

 

 

Основные этапы решения задач

1.     Определите тип наследования признака - доминант­ный или рецессивный. Для этого выясните:

1) часто ли встречается изучаемый признак (во всех по­колениях или нет);

2) многие ли члены родословной обладают признаком;

3) имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не прояв­ляется;

4) имеют ли место случаи рождения детей без изучаемо­го признака, если оба родителя им обладают;

5) какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.

2. Определите, наследуется ли признак сцепленно с полом. Для этого выясните:

1) как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;

2) лица какого пола наследуют признак от отца и мате­ри, несущих признак.

3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь опреде­лить генотипы всех членов родословной. Для определе­ния генотипов прежде всего выясните формулу расщеп­ления потомков в одном поколении.

 

Правила составления родословных

1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали или радиусе (для об­ширных родословных). Поколения нумеруются римски­ми цифрами, а члены родословной — арабскими.

2. Составление родословной начинают от пробанда. Распо­ложите символ пробанда (в зависимости от пола — квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­право), соединив их графическим коромыслом.

4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

5. На линии (или радиусе) родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соот­ветственно их степени родства.

6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т. Д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.

8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их ниже линии пробанда.

9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).

10.Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

11.Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

 

Задача 1. Составление родословной.

 

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазая женщина, у отца которой были голубые глаза, а у матери карие глаза и в роду у всех её родственников были карие глаза, вышла замуж за голубоглазого мужчину, родители которого имели карие глаза. У них родился кареглазый мальчик. Составить родословную, в которой проследить наследование карей окраски глаз.

 

 

 

 

http://www.myshared.ru/slide/105256


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: