Социальная философия Ницше и «Воля к власти»

Философию Ницше невозможно понять без глубокого осмысливания трагедии удивительного, казалось бы, несоответствия между недостатком физического и духовного здоровья и пафосом утвердить для людей именно это здоровье. Немощь, сострадание к людям и предчувствие безумия оказались преобразованными в пафос жизненности и мощи, силы, насилия и жестокости. В сбалансированном единстве дионисийского и аполлонического начал постепенно начинает преобладать Дионис, хотя «в самый последний момент» можно увидеть возвращение к Аполлону Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2-х томах, T.I, М., 1990. - с.25-34.. Одно дело - идеи, высказанные в «Рождении трагедии». Там провозглашается, что «музыка и трагический миф в одинаковой мере суть выражения дионисической способности народа и неотделимы друг от друга... При этом в сознании человеческого индивида... это дионисическое подполье мира может и должно выступать как раз лишь настолько, насколько оно может быть затем преодолено аполлонической просветляющей и преобразующей силой...» Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. T.I. М., 1990. С.25-34.. Другое дело - мысли, появившиеся в «Ессе Номо» и переписке «Дионис против Распятого» Ессе Hомо. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М., 1990. - с. 750.. Здесь Ницше неожиданно превращается в «распявшего самого себя Диониса», или просто в «Распятого». Среди ключевых понятий ницшеанской философии: «нигилизм», «переоценка всех ценностей», «воля к мощи» (сужаемая обычно до понимания как «воли к власти»), «вечное возвращение того же самого» и «сверхчеловек» - каждое может быть взято за основу как определяющее целое. Философия Ницше двусмысленна, двойственна, амбивалентна - и в этом ее величие. Он поднял и осветил центральные проблемы духовной жизни людей, так что каждый мыслитель пытается «перетянуть его на свою сторону». Не Ницше мыслил мыслями фашизма и кoммунизмa, а наоборот, тоталитарные идеологии пытались приспособить его мысли к своему миропониманию, пытались «мыслить по-ницшеански».

Социальная философия Ницше исходит из протеста против жизни «простого смертного», подчиненной стадным инстинктам. Он упрекает старую добродетель справедливости в потакании слабым и провозглашает новую справедливость как волю жизненной силы к власти, которая не нуждается в посторонних «подпорках» и оправдывает сама себя. Воля к власти (мощи) - самая внутренняя сущность бытия, требующая «хотеть стать мощнее», «расти», а для этого «полагать ценности» и хотеть средств для их реализации. Вопрос о ценностях фундаментальней вопроса о достоверности. Мысли, приходящие на глиняных ногах, правят миром. Истина - это тот род неистребимых заблуждений, без которых определенный род живых существ не мог бы жить из-за страха. Истина - это лишь положение различных заблуждений по отношению друг к другу так, что одно заблуждение старше и глубже другого. Истина - не то, что нужно найти, а то, что нужно создать. Мерилом же наших сил служит то, в какой мере мы можем, не погибая от этого, признать необходимость ложных ценностей. Воля как центр силы из себя конструирует весь остальной мир и ценности. Ценности же - это условия сохранения и подъема сложных образований с относительной продолжительностью жизни внутри процесса становления. Чтобы не погибнуть перед истиной - нам остаются искусство и мифы. Человек, сущность которого «водится изнутри воли к власти» - сверхчеловек, устремленный в будущее. Тем самым сверхчувственное основание сверхчувственного мира сделалось бездейственным. «Бог мертв», его убили люди. В пафосе «ужаса из-за этого» можно усмотреть возврат к поиску божественного Высшего начала Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. T.I. М., 1990. - с. 592-593..

В 1906 г. выходят тома 9 и 10 «карманного» собрания сочинений Ницше. Это ставшее впоследствии каноническим издание «Воли к власти» содержит 1067 афоризмов. В Grossoktavausgabe компиляция появляется в 1911 г. ЭФН предлагает О. Вайсу выпустить ее как 15 и 16 тома собрания сочинений. Однако возникают осложнения: в примечаниях Вайс указывает место афоризмов «Воли к власти» в Nachlass Ницше, а во многих случаях говорит о неизвестном происхождении тех или иных афоризмов, фактически признавая возможную фальсификацию. Это обстоятельство становится причиной конфликта и ухода Вайса из архива в конце 1913 г., однако тома и примечания к ним к этому времени уже становятся достоянием общественности.

В 1917 г. выходит отдельное издание под редакцией М. Брана (выборка из 696 фрагментов, фактически сокращенный вариант двухтомной «Воли к власти»), но основным остался «канонический» вариант из 1067 афоризмов. Именно его выпускает издательство Krцner отдельными изданиями в 1928 и 1930 гг. (Оно же в 1930 г. издает редакцию А. Мессера (491 афоризм).) Тот же вариант входит в состав так называемого «Musarionausgabe» (тома 17 - 18, 1926 г.) и собрания трудов Ницше под редакцией А. Боймлера (самого активного популяризатора «Воли к власти» после самой ЭФН), появляющихся в 1930 и 1931 гг., соответственно. В 1935 г. президент Общества Ницше в Мюнхене и один из издателей «Musarionausgabe» Ф. Вюрцбах выпускает французское издание, содержащее уже 2397 афоризмов. Его немецкий вариант выходит в 1940 г. с характерным подзаголовком: «из наследия Ницше, в порядке, соответствующем его намерениям» (aus dem NachlaЯ und nach den Intentionen Nietzsches geordnet). Хотя «вариант Вюрцбаха», переизданный в 1949, 1969 и 1977 гг., не получает широкого распространения в Германии, он обретает популярность во Франции (там он переиздается в 1995 г.).

По редакторскому произволу или некомпетентности в «Волю к власти» на правах текста самого Ницше включены цитаты или парафразы из книг, которые он читал и цитировал в записях. На это указали Дж. Колли и М. Монтинари в комментарии к материалам Nachlass.

После появления томов Nachlass (1900 г.), а также первого (1901 г.) и второго («канонического»; 1906 г.) вариантов «Воли к власти», раздавались голоса, высказавшие сомнение в аутентичности ее текста и обвинявшие издателей в более чем вольном обращении с Nachlass. Среди скептиков были как те, кто был хорошо знаком с ЭФН и архивом (Й. Хофмиллер, В. Штайнер), так и далекие от архива специалисты (П. Монгрэ, В Ольсхаузен, А. Ламм). Когда вышло первое издание «Воли к власти», Хофмиллер отнесся к издательской деятельности некритически, но потом (особенно после выхода второго издания в 1906 г.) - резко отрицательно. Монгрэ сурово критиковал и непрофессиональную работу Кёгеля, и (еще жестче) - Хорнэфферов, их нападки на Кёгеля и защиту тематического принципа расположения фрагментов Nachlass. Интересен и диалог А. Хорнэффера и Хольцера. Хольцер доказывал, что издавать Nachlass полностью слишком рано, и предостерегал от переоценки его значения.

Американский исследователь Б. Магнус делит интерпретаторов Ницше на «укрупнителей» (lumpers: Р. Шахт, Хайдеггер, Ясперс, Делёз, В. Мюллер-Лаутер и А. Данто) и «дробителей» (splitters: сам Магнус, Монтинари, Р.Д. Холлиндейл, Г. Олдерман и Т.Б. Стронг) Magnus B. The Use and Abuse of The Will to Power // Reading Nietzsche. New York, 1988. P. 218-235.. Первые считают материалы Nachlass как минимум равноценными опубликованным произведениям - вторые придерживаются противоположной точки зрения. Первые рассматривают «Волю к власти» как центральное звено и своего рода амальгаму идей Ницше. Однако, отождествляя свою позицию с позицией Монтинари, Магнус, очевидно, забывает, что сам Монтинари весьма недвусмысленно высказывался на этот счет: упоминая о переоценке роли Nachlass Ницше, он, в первую очередь, имеет в виду позицию фашистских интерпретаторов Ницше, а не Лёвита, Ясперса и др.

Отдельную проблему представляет цитирование «Воли к власти». Так, Мартин Хайдеггер, участвовавший в издании критического собрания сочинений Ницше и планировавший выпуск новой редакции «Воли к власти» (помимо этого, «Воля к власти» играет значительную роль в книге Хайдеггера о Ницше), приводит в своих работах большое количество цитат из Ницше (часто обращаясь и к компиляции «Воли к власти») - к сожалению, не всегда аутентичных. Одной из самых известных ошибок является отсылка к слову «рекапитуляция» в 617 афоризме Ницше: на самом деле слово «рекапитуляция» не принадлежит Ницше, а добавлено Петером Гастом.

Ф. Ницше многое предугадал и прежде всего опасность для «воли к власти» со стороны тысячелетних усилий метафизики по истолкованию бытия. Действительное назначение метафизической истины - это подменить «истиной бытия» именно «волю к власти», пошатнуть ее значимость. И здесь он был непримирим. Однако Ницше не смог предвидеть, что созданная им элитарная и аристократическая философия «сверхчеловека» оказалась на практике наиболее пригодной для безликих «людей из толпы», которые, компенсируя свою слабость из-за неполноценности, обратились к насилию и имморализму. Подобно тому, как Нищие не понял, что жизнь упивающегося иллюзорным героизмом сверхчеловека по существу бесчеловечна, Маркс не смог предвидеть безжизненность человека, живущего в условиях отсутствия разнообразия и тотальной уравниловки. Вскрытая в «духе трагедии» жизни драма современной ему человеческой души предстала для Ф.Ницше как нечто постоянно требующее непрерывного творчества мифов, мифотворчества. «...Все мои сочинения суть рыболовные крючки;...если ничего не ловилось, то это не моя вина. Не было рыбы...» Ессе Hомо. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М., 1990. - с.754..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: