Тема. Русская философия

Владимир Соловьев в 80-е годы XIX века.

I. Интеллектуальная разминка

1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера __________.

2. Истоками русской философской мысли являются _________.

3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были ________.

4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха ________.

5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в ___ веке, ее оформил _______.

6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва _________.

7. «Философское пробуждение» России относят к ____ веку – веку ______.

8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал _____.

9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял _____.

10. М.В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция ________.

11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются _______.

12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ________.

13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется __________.

14. Впервые его сформулировал _________.

15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть ________.

16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи.

17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории.

18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть ________.

19. Книга В.С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам _______.

20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

21. Назовите его представителей.

22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии _____.

23. Главная идея философии и жизненное кредо Н.А. Бердяева.

24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу _______.

25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли _______.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. «Оригинальность ______ связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного православного типа христианства, легшего в основу русской истории» (Н. А. Бердяев) и искренне вообразили себя представителями ________ любомудрия, необходимого для спасения разлагающегося Запада» (Д.И. Писарев).

«______ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н.О. Лосский).

«Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «______, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».

· Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв.

· Назовите их представителей.

· Какое место во всемирной истории отводится в них России?

· Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение.

2. «Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, но не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого».

· Кому принадлежат эти размышления?

· Какая разница между человекобогом и богочеловеком?

· Почему идея богочеловека и богочеловечества так занимала русских религиозных мыслителей ХIХ-ХХ вв.? Какой смысл они в нее вкладывали?

3. Центральная идея славянофильской философии – идея соборности.

· В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность?

· Соотнесите этот принцип с европейским понятием «свобода».

· Актуальна ли проблема соборности сегодня?

4. По мнению В. С. Соловьева, в стремлении к высшему Добру отправной точкой служат природные данные ума и сердца человека и прежде всего стыд, жалость и благоговение, которые индивидуальны, но общим формирующим условием для всех является нравственная свобода, без которой нет доступа в нравственный мир.

· Что такое стыд, жалость, благоговение, нравственная свобода?

· Каким образом они выводят человека за рамки животного мира и возвышают над ним?

· Почему без нравственной свободы нет доступа в нравственный мир? Приведите примеры.

5. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. М. Достоевского об идеальном общественном устройстве: «Я хочу не такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, где я мог бы делать всякое зло, но не хотел бы делать его сам».

III. Заполните таблицы

1. Основные этапы развития русской философииОсновные этапы

русской философии Временные

рамки Актуальные

проблемы

2. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.Философия Основные направления Ведущие представители Обсуждаемые проблемы

1. Западноевропейская

2. Русская идеалистическая

3. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.Представитель Философская концепция, идея Основные категории Произведения

IV. Тематика творческих заданий

1. Любомудрие древних русичей.

2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» (Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни.

3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского.

4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам произведений русских мыслителей).

5. Метафизика сердца и философия любви в России.

V. Тесты

1. Первым русским философом, создавшим завершенную философскую систему был …

А) Хомяков А. С.;

Б) Ломоносов М. В.;

В) Соловьев В. С.;

Г) Радищев А. Н.

2. Найдите соответствие:

Философское течение Его представитель

А) Славянофильство; 1) Бердяев Н. А.;

Б) Западничество; 2) Федоров Н. Ф.;

В) Почвенничество; 3) Герцен А. И.;

Г) Космизм; 4) Хомяков А. С.;

Д) Персонализм. 5) Достоевский Ф. М.

3. Термин «всеединство» в философии В. С. Соловьева означает …

А) Единство природы;

Б) Единство человека, природы и общества;

В) Учение о сущности Единого;

Г) Единство Бога со всем миром.

4. Соотнесите:

Философ Основное понятие его философии

А) Чернышевский Н. Г.; 1) Добро;

Б) Соловьев В. С.; 2) Красота;

В) Бердяев Н. А.; 3) Ноосфера;

Г) Вернадский В. И. 4) Творчество.

5. Перу А. И. Герцена принадлежат ….

А) «Чтения о богочеловечестве»;

Б) «Письма об изучении природы»;

В) Философические письма;

Г) «Судьба России».

6. Русский ученый-мыслитель, создавший молекулярно-корпускулярную теорию строения вещества, это - …

А) Флоренский П. А.;

Б) Ломоносов М. В.;

В) Циолковский К. Э.;

Г) Менделеев Д. И.

7. Для русской идеалистической философии наиболее характерными были ….

А) Системность;

Б) Строгость логических построений;

В) Онтологизм;

Г) Нравственное содержание.

8. Впервые мессианские идеи об особой роли России во всемирной истории прозвучали в размышлениях …

А) Нила Сорского;

Б) Филофея;

В) Илариона;

Г) А. Курбского.

9. Найдите соответствие между:

Философская концепция Ее автор

А) Концепция «общего дела»; 1) Соловьев В. С.;

Б) Концепция «всеединства»; 2) Федоров Н. Ф.;

В) Концепция ноосферы; 3) Холодный Н. Г.;

Г) Концепция антропокосмизма. 4) Вернадский В. И.

10. Наиболее влиятельным и известным русским философом на Западе в ХХ столетии был …

А) Соловьев В. С.;

Б) Бердяев Н. А.;

В) Шестов Л. И.;

Г) Розанов В. В.

Дополнительная литература

1. Абрамова А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре / Философия любви. В 2 тт. – Т. 1. – М., 1990.

2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990.

3. Аржанухин С. В., Емельянов Б.., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIII-XX веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994.

4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1.

5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989.

6. Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998.

7. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.

8. Русский эрос, или философия любви в России. – М., 1991.

9. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / Н. В. Солнцев. – М., 2001.

10. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев. – М., 1996.

Тема. Постклассическая философия конца XIX-XX вв.

I. Интеллектуальная разминка

1. Основными научными открытиями конца XIX - нач. XХ вв., заставившими философию переосмыслить круг своих проблем, стали …

2. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знание.

3. Его основателем считают _______.

4. Вторая форма этого направления возникла в конце XIX века и получила название _______, что означает ________.

5. В первой половине ХХ столетия оно приобретает форму _____. К его представителям относятся М. Шлик, Р. Карнап, («Венский кружок»), Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

6. По мнению Л. Витгенштейна, главной задачей этой философии должен стать анализ _______.

7. Представитель новейшего варианта неопозитивизма, постпозитивист К. Поппер уточняет предмет философии и считает таковым не исследование структуры научного знания (языка науки, понятий), а _____.

8. Другим направлением западной философии XIX-XX вв. стал _______, определивший своей целью в противовес классической философии не поиск абстрактных истин, а выработку арсенала конкретных средств и рекомендаций, с помощью которых люди могли бы решать жизненно важные проблемы.

9. Его основателями были ______. Основной же категорией стала категория _______.

10. Главными социально-политическими событиями ХХ века, обусловившими появление такого варианта неклассической философии, как экзистенциализм, явились ________.

11. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы _______.

12. Истоки этой философии лежат в размышлениях философа ______, современными же ее представителями являются _________.

13. Главные черты экзистенциализма _________.

14. Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности, и ответственности человека за то, что он совершает, стали центральными в философии _______ (назовите философа).

15. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель _________.

16. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая есть не что иное, как бытие к смерти, немецкий философ _______.

17. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных и иных психических процессов в жизни людей.

18. Его основатель _____, его последователи, применившие психоанализ для объяснения явлений культуры, общества, творчества _________.

19. Современная теологическая философия, главными вопросами которой стали бытие Бога как творца сущего и человека как его высшего творения.

20. Теоретической базой этого направления выступает учение _______, основным принципом которого выступает принцип ________.

21. Герменевтика – еще одно направление современной философии. Оно исследует теорию и практику ________.

22. Основным предметом герменевтического анализа выступают _________.

23. Философское направление, сосредоточившее свое внимание на внутреннем мире человека, его сознании и стремящееся выявить и описать те структуры, которые позволяют формировать результаты познавательной деятельности, есть _______.

24. Его основатель – немецкий философ ______.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. По мнению американского философа Ч. Пирса – представителя прагматизма, «истина это – то, во что мы верим».

· Что такое прагматизм?

· Каковы основные его положения?

· Как с ним связано высказывание Ч. Пирса? Выскажите свое отношение к прагматизму.

2. Сравните следующие два высказывания русского философа Н. А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы – не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

· Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

· Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

· Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

3. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

· За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

· Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

· Что такое экзистенция? И о каких экзистенциях здесь идет речь?

4. Прокомментируйте следующий парадокс, который сформулировал известный представитель неотомизма Э. Жильсон: «Цель философии – доказать Бога, но только признав свою беспомощность, она может этого достичь».

III. Заполните таблицы

1. Основные черты постклассической философии (по сравнению с классикой)Классическая

философия Постклассическая

философия

2. Основные направления современной западной философииНаправление Предназначение

философии Основные идеи,

фундаменталь-

ные понятия Представи-

тели

1. Прагматизм

2. Неопозитивизм

3. Экзистенциализм

4. Неотомизм

5. Феноменология

6. Герменевтика

3. Основные школы позитивистской философии

Школа

позитивизма Представители Основные идеи,

понятия

1. Позитивизм

2. Махизм

(эмпириокритицизм)

3. Неопозитивизм

4. Постпозитивизм

IV. Тематика творческих заданий

1. «Идея сверхчеловека» и «воли к власти» Ф. Ницше.

2. Философия жизни – поиск иррациональных основ европейской культуры.

3. Бессознательное и его роль в человеческой психике и социальной сфере.

4. Философия свободы Н. А. Бердяева.

5. Одиночество и покинутость как онтологические проблемы.

V. Тесты

1. «Наука не нуждается ни в какой, стоящей над ней философии», - тезис, характерный для философии …

А) Экзистенциализма;

Б) Прагматизма;

В) Позитивизма;

Г) Герменевтики.

2. Основателем школы психоанализа был …

А) Ч. Пирс;

Б) З. Фрейд;

В) Э. Фромм;

Г) Тейяр де Шарден.

3. Соотнесите:

Философ Философское направление

А) О. Конт; 1) Экзистенциализм;

Б) Э. Гуссерль; 2) Прагматизм;

В) Ж.-П. Сартр; 3) Позитивизм;

Г) Д. Дьюи. 4) Герменевтика.

4. Автором работы «Бунтующий человек» является …

А) М. Хайдеггер;

Б) А. Камю;

В) Э. Фромм;

Г) К. Ясперс.

5. Категория «архетип» - основная в философии …

А) С. Кьеркегора;

Б) Э. Гуссерля;

В) Э. Фромма;

Г) К. Юнга.

6. Завершите определение:

«Иррационализм – философское направление, в основе миропонимания которого лежит ___________».

7. Идеи «переоценки всех ценностей», «воли к власти», «сверхчеловека» ввел в оборот …

А) К. Маркс;

Б) С. Кьеркегор;

В) Ф. Ницше;

Г) Г. Марсель.

8. Соотнесите:

Автор Его произведение

А) А. Камю; 1) «Логико-философский трактат»;

Б) М. Хайдеггер; 2) «Миф о Сизифе»;

В) Л. Витгенштейн; 3) «Иметь или быть»?

Г) Э. Фромм; 4) «Бытие и время».

9. Основателем позитивизма считается …

А) О. Конт;

Б) Б. Рассел;

В) Г. Спенсер;

Г) Ч. Пирс.

10. Соотнесите:

Основное понятие Философ

А) Всеобщая любовь; 1) Н.А. Бердяев;

Б) Свобода; 2) Э. Фромм;

В) Одномерный человек; 3) Э. Гуссерль;

Г) Феномен. 4) Г. Маркузе.

Дополнительная литература

1. Бессонов Б. И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2 / Б. И. Бессонов. – М., 1997.

2. Воронина Т. В. Современная западная философия / Т. В. Воронина. – М., 1997.

3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М., 1998.

4. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

5. Герменевтика: история и современность. – М., 1985.

6. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. – М., 1990.

7. Проблемы человека в западной философии. – М., 1988.

8. Современная западная философия ХХ века. – М. 1995.

9. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд и др. – М., 1989.

10. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. – М. 1991.

Часть вторая. Основные проблемы философии XX-XXI вв.

Тема. Онтология – учение о бытии.

I. Интеллектуальная разминка

1. Бытие в философском понимании есть _________.

2. Впервые понятие «бытие» вводит в оборот _______.

3. «Бытие есть атомы, небытие - пустота». Назовите автора суждения.

4. Открытие «идеального» бытия принадлежит древнегреческому философу _______.

5. Какому направлению в философии свойственна характеристика бытия как телесного, вещественного?

6. Предельное основание, к которому как к самодостаточному сводят все конечные проявления сущего.

7. Учение о бытии, о сущем _______.

8. Объяснение мира из одного основания, субстанции.

9. «Мыслю, следовательно, существую». Автором данного суждения является ________.

10. Современное направление в философии, трактующее бытие как Я – бытие.

11. Назовите субстанции, которые вы знаете.

12. Концепция бытия, в основе которой лежит суждение: «Существовать – значит быть воспринимаемым».

13. Мир как движущийся, постоянно развивающийся впервые представил ______.

14. С точки зрения какой философской концепции Бог и только Бог есть подлинное бытие?

15. Объяснение мира как многосубстанциального целого.

16. Назовите его представителей.

17. Какая из перечисленных категорий не относится к онтологическим: сущее, истина, реальность, материя, сущность?

18. Реальность, существующая независимо и вне человеческого сознания.

19. К ней из перечисленных относятся: солнечная система, переживание, вкус, звезды, реки, леса, мысли.

20. Субъективная реальность есть не что иное, как _______.

21. Из перечисленных к ней относятся: материя, душа, тело, дух _______.

22. Двумя видами идеального бытия выступают _______.

23. Атрибутами материи являются ______.

24. Движение есть _____.

25. Основными характеристиками человеческого бытия являются _______.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. «Бытие есть, небытия вовсе нету» (Парменид).

«Небытие существует нисколько не менее, чем бытие» (Аристотель).

· Что имели в виду древнегреческие мыслители, говоря о бытии?

· Какой смысл они вкладывали в эти понятия и какой смысл в них вкладывают современные философы?

· Как соотносятся между собой «бытие» и «небытие», «небытие» и «ничто», «ничто» и «нечто»?

2. Специфику русского мировоззрения С. Л. Франк выразил так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем и что совершенное жизненное содержание личности, ее мышление … существуют только на этой почве, - это чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надындивидуально и самоочевидно, составляет суть типичного русского онтологизма».

· Сравните эту точку зрения с известными западноевропейскими взглядами на бытие (Античность, Средневековье, Новое время)

· Установите тип онтологии.

· Выделите отличительные особенности, достоинства.

3. «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассмотреть отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственно и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой» (В. И. Вернадский).

· Что такое человеческое бытие и каковы его специфические характеристики?

· Как онтологически ориентировано суждение русского ученого?

· Каковыми, на ваш взгляд, должны быть стратегические установки человечества, стремящегося сохранить себя и мир, в котором ему предстоит жить?

4. «Покой есть частный случай движения» (Кирхгоф).

· Как вы это понимаете?

· Приведите примеры.

· Покажите, что развитие материи, ее дифференциация невозможны без относительного покоя и временных состояний равновесия?

5. Прокомментируйте высказывание Г. Галилея: «Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованиям не изменила ни на йоту свои законы».

III. Заполните таблицы

1. Типы онтологийФилософия Тип

онтологии Основные

характеристики Представители

1. Античности

(по выбору)

2. Средневековья

3. Возрождения

4. Марксизма

5. Экзистенциализма

2. Виды и формы бытияВид бытия Основные

характеристики Формы

бытия Примеры

1. Материальное

2. Идеальное

3. Бытие человека

4. Социальное

3. Философы и понимание ими основы бытия (субстанции)Философ Основание бытия Философская позиция

1. Демокрит

2. Платон

3. Гегель

4. Шопенгауэр

5. Маркс

6. Беркли

7. Бердяев

IV. Тематика творческих заданий

1. Картина мира и синергетика как новое мировидение.

2. Нравственное измерение Бытия.

3. Быть или казаться – альтернативность личного существования.

4. Социальное пространство и время.

5. Теория социального хаоса и современный социум России.

V. Тесты

1. Онтологические размышления являлись преобладающими в философии …

А) Античности;

Б) Средневековья;

В) Возрождения;

Г) Нового времени.

2. Соотнесите:

Философ Философское направление

А) Гегель; 1) Материализм;

Б) Энгельс; 2) Объективный идеализм;

В) Хайдеггер; 3) Дуализм;

Г) Декарт. 4) Субъективный идеализм.

3. Завершите определение:

Философская категория, обозначающая объективную реальность в аспекте

единства всех сторон, называется …

4. От метафизики, а вместе с ней от идеи Абсолютного Бытия отказалась эпоха …

А) Средневековья;

Б) Античности;

В) Возрождения;

Г) Нового времени.

5. Размышляя о субъективной реальности, философия оперирует понятиями …

А) Материя;

Б) Дух;

В) Движение;

Г) Воля.

6. Первую научную классификацию форм движения материи дает …

А) Г. Лейбниц;

Б) Ф. Энгельс;

В) Гегель;

Г) П. Рикер.

7. Коренным свойством материи не является …

А) Движение;

Б) Пространство;

В) Самоорганизация;

Г) Мышление.

8. Впишите пропущенное слово:

«________ есть философское направление, выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия, его невыразимость в абстрактных категориях».

9. Дуализм следует принципу ……….

А) Первичности материи;

Б) Первичности идеального;

В) Тождества мышления и бытия;

Г) Мышления и протяженности как независимых субстанций.

10. «Бытие к смерти есть страх». Это суждение (назовите автора) указывает на страх как «основную настроенность» человеческого бытия.

А) А. Камю;

Б) М. Хайдеггер;

В) К. Ясперс;

Г) Н.А. Бердяев.

Дополнительная литература

1. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1996.

2. Бляхер Л. Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России / Л. Е. Бляхер. – М., 1997.

3. Виноградов В. Г. Социальная организация пространства: философско-социологический анализ / В. Г. Виноградов. – 1988.

4. Карпенко М. А. Вселенная разумная / М. А. Карпенко. – М., 1992.

5. Князева Е. Н., Курдюмов С. П., Синергетика как новое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. // Вопросы философии. 1992. № 12.

6. Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму / Н. Н. Моисеев. – М., 1993.

7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стингерс. – М., 1986.

8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. // Философские науки. 1989. № 3.

9. Чанышев А. Н. Философия небытия / А Н. Чанышев. //АУМ. – Нью-Йорк. 1990. № 4.

10. Чанышев А. Н. Трактат о небытии / А. Н. Чанышев. // Вопросы философии. 1990. № 10.

Тема. Философский анализ сознания.

I. Интеллектуальная разминка

1. Каким термином долгое время в философии называли способность человека чувствовать, мыслить, оценивать свои действия?

2. Кто и когда для обозначения этой способности вводит в философский оборот понятие «сознание»?

3. Из нижеперечисленных выделите атрибутивное свойство материи, эволюция которого привела к возникновению сознания: пространство, время, материя, движение, отражение, самоорганизация.

4. Расшифруйте слово «сознание».

5. Способность взаимодействующих тел оставлять в своей структуре и свойствах следы взаимодействия называется _______.

6. Свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия и формировать их образы есть ________.

7. Совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

8. Приведите примеры таковых.

9. Входят ли в сознание биотоки мозга, нервные импульсы, нейроны?

10. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения мыслей.

11. Способность человека оперировать отвлеченными образами.

12. Мыслитель, разработавший психологическую концепцию, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой жизни.

13. Автором какой концепции был швейцарский психоаналитик Карл Юнг?

14. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи _______.

15. Какое понятие, на ваш взгляд, шире «психика» или «сознание»?

16. Отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещи.

17. Конструктивная деятельность человека, связанная с созданием нового.

18. Оценка человеком своего «я»: знания, интересов, идеалов, мотивов поведения, результатов деятельности.

19. Психическая способность человека создавать в своих представлениях мысленные образные ситуации, не встречавшиеся в жизни.

20. Активное отражение общественного бытия в формах группового и массового сознания.

21. Наглядно-чувственная или логическая идеальные формы отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

22. Гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания.

23. Нравственно-психологическая структура сознания человека, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей.

24. Способность к выбору цели действий и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

25. Разум есть способность интеллекта _______.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Отражение есть всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих тел.

· Чем отражение отличается от простого взаимодействия или изменения?

· Раскройте принципиальное различие отражения в живой и неживой природе.

· Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: раздражимость, мышление, психика, сознание, ощущение, деформация.

· Каковы отличительные характеристики сознания как высшей формы отражения?

2. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса: «Труд создал человека».

· Что такое труд?

· Почему именно он привел к возникновению человека и его сознания? Отчего «труд» муравьев, бобров и др. животных не привел к развитию у них этой способности?

· Является ли вообще способность изготавливать орудия труда главной причиной возникновения мышления, сознания?

· Какие еще есть теории происхождения человека и его сознания.

3. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». (К. Маркс).

· Что такое идеальное вообще? Каковы его отличительные признаки?

· На какие сущностные черты сознания как идеального обращает внимание К. Маркс?

· В каких формах существует идеальное? Приведите примеры идеального и попробуйте своими словами дать его определение.

4. Признавая наряду с философским возможность естественнонаучного подхода к мышлению, Ф. Энгельс писал: «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим процессам в мозгу». И далее вопрошал: «Но разве этим исчерпывается сознание»?

· В чем Ф. Энгельс видел сущность сознания?

· Против чего он предостерегал ученых?

· Назовите сущностные характеристики мышления, не позволяющие свести его к химическим и нейрофизиологическим процессам, происходящим в мозгу.

5. Прокомментируйте и сопроводите примерами суждение В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».

III. Заполните таблицы

1. Тип и формы отраженияТип отражения Форма

отражения Специфическая

особенность Примеры

1. Отражение

в неживой природе

2. Отражение

в живой природе

3. Социальное

отражение

2. Проблема сознания в истории философииОпределение сознания,

мышления Философское

направление Представитель

1. «Мысли находятся в таком же

отношении к мозгу, в каком желчь

находится по отношению к печени»

2. «Сознание – субъективный образ

объективного мира»

3. «Мышление – особая бестелесная

субстанция наряду с протяженностью»

4. «Сознание – результат эволюции и

развития Абсолютной идеи»

3. Структура психической деятельностиСфера сознания Компоненты Иллюстрации

1. Сфера бессознательного

2. Телесно-перцептивная

3. Логико-познавательная

4. Эмоционально-волевая

5. Мнемическая

IV. Тематика творческих заданий

1. Человек как субъект сознания, его социальная сущность.

2. Проблема идеального: современные дискуссии.

3. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.

4. Самосознание: что это?

5. Творческая активность сознания.

V. Тесты

1. Человеческое сознание есть процесс…

А) Пассивный;

Б) Индифферентный;

В) Активный;

Г) Механический.

2. Принцип философского мышления, направленный на осмысление собственных предпосылок, обращение на самого себя, есть …

А) Субъективность;

Б) Познание;

В) Рефлексия;

Г) Мышление.

3. По Фрейду, человеческие поступки определяются …

А) Религиозностью;

Б) Экономикой;

В) Бессознательным;

Г) Политикой.

4. Автором суждения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» является …

А) И. Кант;

Б) Гегель;

В) К. Маркс;

Г) Э. Фромм.

5. Формами бессознательного выступают …

А) Умозаключение;

Б) Сновидение;

В) Интуиция;

Г) Суждение;

Д) Озарение.

6. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» к социальным предпосылкам возникновения человека и его сознания относит …

А) Освобождение руки; Г) Общественную жизнь;

Б) Прямохождение; Д) Появление языка;

В) Труд; Е) Мышление.

7. Функцией сознания не является ….

А) Преобразующая;

Б) Моделирующая;

В) Отражательная;

Г) Художественная.

8. Следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание можно охарактеризовать как …

А) Атрибуты человеческого мозга;

Б) Ступени развития отражения в неорганической природе;

В) Свойства любых живых существ;

Г) Атрибуты органической природы.

9. Впишите ключевое слово:

«Противоположное осознанию внешнего мира осознание человеком своих стремлений, мотивов поведения, идеалов, ценностная оценка самого себя как чувствующего, понимающего и действующего существа, есть ________».

10. С позиции религии сознание по своей сущности …

А) Материально;

Б) Идеально;

В) Трансцендентально;

Г) Биологично.

Дополнительная литература

1. Видинеев И. В. Природа интеллектуальных способностей человека / И. В. Видинеев. – М., 1989.

2. Демин М. В. Анализ структуры сознания / М. В. Демин. – М., 1980.

3. Дубровский Д. И. Проблема идеального / Д. И. Дубровский. – М., 1983.

4. Иванов А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М., 1994.

5. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991. Разд. III.

6. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Кликс. – М., 1985.

7. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание / Ф. Т. Михайлов. – М., 1990.

8. Природа и дух. Кн. 1-2. – СПб., 1995.

9. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1998. Разд. II. Гл. II.

10. Ярвилехто Т. Мозг и психика / Т. Ярвилехто. – М., 1992.

Тема. Гносеология – философское учение о познании. Научное познание.

I. Интеллектуальная разминка

1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой.

2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности.

3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания.

4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии?

5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом.

6. Сомнение в достоверности добытых знаний.

7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки.

8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей.

9. Способ теоретического освоения действительности.

10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир.

11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания.

12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе.

13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки.

14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности.

15. Отображение мира в духовных образах.

16. Постижение действительности с помощью теоретических средств.

17. Виды духовно-познавательной деятельности.

18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности.

19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания.

20. Способность к рациональному мышлению называется _______.

21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей.

22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения.

23. Наука о законах и формах мышления.

24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности.

25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Г. Галилей писал: «Философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя прочесть книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы – это треугольники, квадраты, кружки, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человека не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту».

· Что такое язык?

· Действительно ли философия написана на языке математики?

· Почему у Галилея сложилось такое мнение?

· Есть ли у философии свой язык? Каков он? Приведите примеры.

2. Процесс познания, по словам В. И. Ленина, «идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

· Каков смысл этого суждения?

· Что такое «живое созерцание»? Что такое абстрактное мышление?

· Исчерпывается ли ими процесс познания? Ответ аргументируйте.

3. «Во всем послушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них разрушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать» (Гете).

· Что значит «явленья обездушить»?

· Что такое «одушевляющая связь»?

· Против какой гносеологической установки предупреждает поэт?

4. «Истина не дается нравственно ущербному человеку», - писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В. Киреевский.

· С какой особенностью русской философии связано это суждение?

· Согласны ли Вы с ним?

· Разве безнравственные люди не познают мир?

· Почему для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела?

· Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: «Знание без совести – погибель души».

5. Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности».

III. Заполните таблицы

1. Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии

Гносеологическая установка

Сущность

Авторы и эпоха

1. Скептицизм

2. Агностицизм

3. Гносеологический оптимизм

4. Критицизм

2. Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистамиГносеологическая позиция Представители Суть спора Сила Слабость

аргументов

1. Эмпиризм

2. Рационализм

3. Иррационализм

3. Основные характерные черты истиныОсновные черты истины Содержание

характеристик Примеры

1. Объективность – субъективность

2. Абсолютность – относительность

3. Всеобщность - конкретность

IV. Тематика творческих заданий

1. Что значит знать?

2. Искажение истины и ее социальная опасность.

3. Вера как конструктивный компонент человеческого познания.

4. Многообразие универсальных критериев истинности знания.

5. Знание и понимание.

V. Тесты

1. Раздел философии, основной категорией которого выступает «истина»…

А) Онтология;

Б) Гносеология;

В) Эстетика;

Г) Аксиология.

2. «Гносеологический поворот» в философии связан с именами …

А) Ф. Бэкона;

Б) Ф. Аквинского;

В) Д. Локка;

Г) Б. Спинозы.

3. Соотнесите:

Автор Его гносеологическая позиция

А) Д. Локк; 1) Мистическая интуиция;

Б) Р. Декарт; 2) Эмпиризм;

В) Н. Кузанский; 3) Рационализм;

Г) Ф. Бэкон. 4) Сенсуализм

4. Практика это - …

А) Чувственное восприятие мира;

Б) Только материально-практическая деятельность людей;

В) Логическое обоснование действительности;

Г) Целеполагающая, чувственно-предметная деятельность людей по освоению и преобразованию действительности.

5. Классическим определением истины является …

А) Истина это – полезность, эффективность знания;

Б) Истина это – соответствие знания действительности;

В) Истина это – свойство самосогласованности знаний;

Г) Истина это - соглашение.

6. Наука как способ духовного освоения мира человеком возникает в

эпоху …

А) Античности;

Б) Средних веков;

В) Возрождения;

Г) Нового времени.

7. Впишите ключевое слово:

«_____ есть философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание в его специальных характеристиках».

8. Направление в теории познания, основным источником познания считающее данные органов чувств, это - …

А) Эмпиризм;

Б) Рационализм;

В) Сенсуализм;

Г) Мистика.

9. На эмпирическом уровне научного познания используются такие методы, как …

А) Наблюдение;

Б) Идеализация;

В) Сравнение;

Г) Формализация.

10. Универсальный (философский) метод познания это – …

А) Описание;

Б) Наблюдение;

В) Синтез;

Г) Диалектика.

Дополнительная литература

1. Айдинян В. Ф. Система понятий и принципов гносеологии / В. Ф. Айдинян. – Л., 1991.

2. Андрюшенко М. Т. Познание и вера / М. Т. Андрюшенко. – Иркутск, 1990.

3. Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990.

4. Знание за пределами науки. – М., 1990.

5. Касавин И. Т. Познание в мире традиций / И. Т. Касавин. – М., 1990.

6. Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границы / М. С. Козлова. //Вопросы философии. 1991. № 2.

7. Кураев А. О вере и знании без антиномий / А. Кураев. //Вопросы философии. 1992. № 7

8. Петрушенко В. Л., Щербатова Г. Н. Вера в духовном мире личности /

В. Л., Петрушенко, Г. Н. Щербатова. – Львов. 1989.

9. Микешина Л. А. Вера, знание, понимание / Л. А. Микешина // Объяснение и понимание в специальных общественных науках. – М., 1989.

10. Познание в социальном контексте. – М., 1993.

11. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М., 1987.

Тема. Диалектическое миропонимание и его альтернативы.

I. Интеллектуальная разминка

1. В древности под диалектикой понимали ______.

2. Родоначальником диалого-диалектического метода мышления был ______

3. В настоящее время диалектика понимается как _______.

4. Таким образом, главная проблема диалектики это – проблема ________.

5. Впервые на движение как состояние бытия и внутреннее его свойство обратил внимание _______.

6. Основное исходное положение, главная идея философского учения.

7. Назовите основные принципы диалектики.

8. Общее, объективно-необходимое, существенное отношение между явлениями, имеющее устойчивый и повторяющийся характер.

9. Основополагающими законами диалектики являются _______.

10. Главная альтернатива диалектики как метода познания _______.

11. «Ядром» диалектики выступает закон _______.

12. Направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, есть ______.

13. Философская категория, выражающая единство количественных и качественных характеристик объекта, границу, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой изменения качества.

14. Необратимое, направленное, закономерное обновление действительности, появление новых форм действительности.

15. Методологическая установка, утверждающая всеобщий характер обусловленности явлений.

16. Механизм развития раскрывает закон ______.

17. Работа «Диалектика природы» написана ______.

18. Альтернативное диалектике мышление, заключающееся в механистическом, беспринципном соединении разнородных и часто противоположных взглядов и теорий, называется ________.

19. Метафизическая установка на абсолютное отрицание ценностей: будь то культура, смысл жизни, нормы поведения и др.

20. Какая категория диалектики лежит в основе следующего суждения: «Все есть яд, и все лекарство, тем или другим делает их лишь доза» (Парацельс).

21. Закон отрицания отрицания показывает _______ развития.

22. Философская категория для обозначения глубинных, внутренних связей и отношений.

23. Что такое «скачок»?

24. Постепенное (в противоположность революции) развитие есть ______.

25. Впервые целостную философскую теорию диалектики изложил _______.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

2. Известный древнегреческий афоризм призывает:

«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

· Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.

· О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?

· Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.

3. Поразмышляйте над следующим высказыванием:

«В диалектике отрицать не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом… Я должен не только что-либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось возможным… Но как этого достичь? Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие». (Ф. Энгельс).

· Что такое «первое отрицание»? Каковым оно должно быть, чтобы сохранилось развитие?

· Что такое «снятие», каковы его основные характеристики?

· Сформулируйте в заключение закон отрицания отрицания. Приведите свои примеры.

· Ответьте на вопрос, какой именно момент развития этот закон характеризует?

4. Диалектика это – учение о развитии, «наука о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления».

· Как изменялось понятие диалектики в историко-философском процессе?

· Назовите основные исторические формы диалектики.

· Что такое материалистическая диалектика и каковы ее альтернативы?

5. Прокомментируйте с точки зрения диалектики размышление неизвестного английского поэта XVIII века:

«Все в мире связано вокруг,

Примеры мы не будем множить.

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить».

III. Заполните таблицы

1. Исторические формы диалектикиФорма диалектики Представители Сущность и

специфические

характеристики

1. Древнекитайская

2. Античная

3. Немецкая классическая

4. Марксистская

2. Две концепции развитияПроблема Метафизическая

концепция Диалектическая

концепция

1. Существует ли

взаимосвязь явлений

и предметов?

2. Почему совершается

развитие? Что служит

его источником?

3. Происходит ли в

развитии образование

нового?

4. Имеется ли

направленность в

развитии? Какова она?

3. Социальные противоречия и их типыСоциальные противоречия подразделяются Типы Примеры

1. По характеру возникновения

2. По месту в системе

3. По роли в развитии

4. По характеру разрешения

IV. Тематика творческих занятий

1. Диалектика Сократа как искусство спора и диалога.

2. Диалектическая культура мышления и социального действия.

3. Диалектика как целостная философская теория.

4. Диалектическая логика и ее альтернативы.

5. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

V. Тесты

1. Первым в истории философии употребил термин «диалектика»…

А) Парменид;

Б) Сократ;

В) Аристотель;

Г) Энгельс.

2. Главная проблема диалектики это - проблема …

А) Материальности;

Б) Движения;

В) Развития;

Г) Сознания.

3. Определение диалектики как науки о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления относится к …

А) Материализму;

Б) Идеализму;

В) Плюрализму.

4. Завершите определение:

«Самоорганизация материи есть создание, совершенствование, воспроизводство самих себя за счет __________».

5. Мир как взаимосвязанное и развивающееся целое рассматривает …..

А) Метафизика;

Б) Эклектика;

 <


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: